ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

ИЮНЬ-2017

Известна поговорка, что плох политик, который в молодости не был революционером, а к старости не стал консерватором.

Есть и ещё одна поговорка: мол, каждый из нас является заложником своей репутации.

Так вот, обе эти максимы в полной степени относятся к Константину Петровичу Победоносцеву – обер-прокурору Священного Синода и члену Государственного совета на рубеже XIX-XX столетий. Поскольку он зарекомендовал себя не только как политик и идеолог самого консервативного монархизма, но и как литератор и переводчик, в данный обзор включён вполне закономерно.

Константин Петрович родился 2 июня 1827 года. Известен тем, что являлся преподавателем у будущих императоров Александра III http://starodymov.ru/?p=24779 и Николая II http://starodymov.ru/?p=24412 , впоследствии пользовался их глубоким уважением, и в какой-то степени влиял на внутреннюю политику государства в период их правления.

В период своего пребывания в высших эшелонах власти заслужил репутацию махрового консерватора и ретрограда. По сути его имя, личность, воззрения стали нарицательными! Лев Толстой именно Победоносцева взял за основу при создании образа Каренина. http://starodymov.ru/?p=24713

Что и говорить, по молодости я тоже относился к категории если не революционеров, то уж либералов – в значительной степени. Но очень рано осознал пагубность такого пути для России (тогда ещё Советского Союза) и прочно обосновался в рядах поборников устоявшегося строя. После событий 1991-1993 годов http://starodymov.ru/?p=23303 , и особенно после Майдана http://starodymov.ru/?p=22903 , убедился, что это правильная позиция. «Партия умеренного прогресса в рамках закона» мне значительно ближе, чем «весь мир разрушим» или «отнять и поделить»… http://starodymov.ru/?p=17974

Но мы всё же ведём речь о литературе.

Писатель Константин Победоносцев оставил после себя довольно богатое творческое наследие, пусть и не художественного свойства. Одним из образчиков его литературного дарования может служить книга, название которой говорит самоё за себя: «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от С.-Петербурга до Крыма», изданная в 1864 году. Да и остальные его работы, в том числе и переводные,  носят научный, исследовательский, исторический, правовой характер, но не художественный.

Лично меня больше заинтересовали «История Православной церкви до разделения церквей»; «Победа, победившая мир», в которой содержатся переведённые с латинского тексты Блаженного Августина http://starodymov.ru/?p=3784 и описание жизни первых христиан; «Вечная память. Воспоминания о почивших», в которую вошли воспоминания о покинувших наш мир современниках автора – я всегда интересуюсь подобными изданиями (например: http://starodymov.ru/?p=24905 ).

Кроме уже упомянутых переводов, Константин Победоносцев перевёл Новый завет и сочинения Фомы Кемпийского…

Короче говоря, каждый волен как угодно относиться к политическим воззрениям этого поистине неординарного человека.  Но его творческий потенциал, реализация его заслуживают самого высокого уважения.

В тот же день исполняется 80 лет со дня рождения Юнны Мориц.

Свои обзоры я позиционирую как исторические, что касается Юнны Петровны – она наша современница. Так что просто решил обратить внимание читателей на данный юбилей, не останавливаясь на её творчестве и на политических воззрениях.

А 12 июня исполняется двадцать лет, как с нами нет Булата Окуджавы. http://starodymov.ru/?p=12084 И снова приходится уклоняться от подробного разбора личности и творчества поэта. Потому что мы и о людях давно ушедших эпох слишком часто не можем прийти к единой оценке, а что уж говорить о наших современниках, которым так же как и нам выпало жить в злосчастные времена перемен!.. Просто констатируем, что Окуджава обладал истинным поэтическим даром. У него сформировалось своё мнение о том, как должна протекать наша жизнь; и подчеркнём также, что это его воззрение на протяжении жизни изменялось, корректировалось в зависимости от политических ветров, что господствовали (когда слегка шевеля знамёнами, а когда и срывая и унося в неведомое штандарты) на улице. Личность и талант Булата Шалвовича достойны глубокого уважения. Но это не значит, что его воззрения не вызывают по меньшей мере вопросов.

Вспоминается одна фраза, сказанная (не помню кем персонально) в адрес Окуджавы. Кто-то из критиков напустился на него по поводу того, как он поёт. В ответ и прозвучала реплика: Булат, мол, не поёт – это его индивидуальная манера чтения собственных стихов. Помнится, критик на это не нашёл что возразить.

У моего покойного отца одной из любимых песен была «А мы с тобой, брат, из пехоты…». http://starodymov.ru/?p=1943

И в тот же день 12 июня исполняется 140 лет, как умер Николай Огарёв. http://starodymov.ru/?p=321 И тут говорить о личности значительно проще. Ибо политические баталии, к которым он был сопричастен, бушевали полтора века назад, и сегодня утратили ту актуальность, что имели в середине XIX столетия. С тех пор столько всего произошло, что вряд ли кто особо рьяно станет обсуждать вклад Огарёва в раздувание мирового пожара.

Все мы помним из школьной программы… Понятно, что под словами «все мы» подразумеваются люди моего поколения – вряд ли молодёжь об этом знает… Так вот, мы помним про дружбу, что связывала Николая Огарёва с Александром Герценом http://starodymov.ru/?p=11438 , про клятву на Воробьёвых горах, про журнал «Колокол», набатом которого они мечтали разбудить революционное движение в России. Красиво. Действительность, впрочем, оказалась в значительной степени иной.

В области литературы Николай Огарёв оставил след в первую очередь как публицист – народник-революционер, сторонник теории «русского социализма», бунтарь, правда, из числа тех, кто (продолжая аналогию с «Колоколом»), раскачивает било, … Его художественные произведения известны куда меньше.

Откровенно говоря, очень не хочется писать о его неудавшейся личной жизни, непутёвой старости и нелепой кончине… Просто отметим своеобразный символизм в том, насколько оказались схожи вторая половина его жизни и судьба его идеологических воззрений.

Не могу пройти мимо ещё одного имени, хотя к датам, связанным с иностранными авторами обращаюсь исключительно редко. 14 июня исполняется 90 лет, как ушёл из жизни Джером Клапка Джером. Его бессмертное произведение «Трое в лодке, не считая собаки» http://starodymov.ru/?p=6889 я расцениваю как самый лучший в мире путеводитель!

Но вернёмся на некоторое время в Россию. Почему только на время?.. Да потому что речь пойдёт о Константине Бальмонте, http://starodymov.ru/?p=11571 которому 3(15) июня исполняется 150 лет. Родился он в России, а умер в эмиграции.

Константин Бальмонт считается одним из самых выдающихся наших поэтов Серебряного века. Он оставил богатое творческие наследие – 35 поэтических сборников и 20 книг прозы.

Поскольку сам я Бальмонта не читал, то и пересказывать вычитанное в справочниках не стану. Отмечу только, что Константин относился к числу тех многочисленных представителей отечественной интеллигенции, которые сами самозабвенно раскачивали ковчег российской государственности, а когда он пошёл ко дну, ужаснулись содеянному. Ему удалось вовремя эмигрировать, случилось это в 1920 году, когда не опустился ещё «железный занавес», а потому писатель успел вдоволь налюбоваться на того монстра, во взращивании которого принимал столь активное участие. Ну а потом более или менее благополучно проживал за границей.

Уж не знаю истинных причин этого, но внешностью на Бальмонта удивительно похож инженер Гарин в исполнении Олега Борисова. Случайное это совпадение, или авторы сериала закладывали в образ неведомый нам потаённый смысл, можно только догадываться.

Ещё одно имя – широко известное, и едва ли не ещё более трагичное. Это Варлам Шаламов, который родился 18 июня 1907 года, и которому, соответственно, исполняется 110 лет. http://starodymov.ru/?p=9806

Сын священника, который нёс Слово Божье аборигенам на Алеутских островах http://starodymov.ru/?p=17209 , он с молодости показал себя правдоискателем, готовым к самопожертвованию за свои убеждения. И нахлебался этого самопожертвования полной ложкой. Трижды получал срок – и не по надуманному наговору, а, с точки зрения действовавших на тот момент законов, вполне обоснованно. Он был не согласен с Советской властью, и не считал нужным это скрывать.

С молодости Варлам Тихонович писал. И прозу, и поэзию. И это своё творческое начало пронёс через всю жизнь. Выйдя на свободу в 1956 году, он счёл своим долгом рассказывать народу о том, что такое «сталинские лагеря».

Сегодня много ведётся споров о тех временах: чего тогда было больше – страшного или великого. Как всегда и случается, каждая сторона приводит свою аргументацию. Так вот, «Колымские рассказы», другие произведения Шаламова являются жёсткими свидетельствами того, что, несмотря на величие той эпохи, повторения её – не приведи Господь!

А 220 лет назад родился другой замечательный литератор, на своей шкуре испытавший, каково это – идти против власти. Именно ему принадлежат строки, известные многим:

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию…

Хотя, с другой стороны, что уж тут роптать – знал же, на что шёл, когда целился в великого князя Михаила Павловича!..

Речь сейчас идёт о Вильгельме Кюхельбекере – том самом Кюхле, который вызвал на дуэль Пушкина, посетовавшего, что ему «и кюхельбекерно, и тошно». http://starodymov.ru/?p=22889

Вильгельм Карлович родился 19(22) июня 1797 года. Учился в лицее, как известно, вместе с Пушкиным http://starodymov.ru/?p=22429 . Дружил с Иваном Пущиным http://starodymov.ru/?p=15738 , Антоном Дельвигом http://starodymov.ru/?p=23987 , позднее сошёлся с Александром Грибоедовым http://starodymov.ru/?p=20657 … На Кавказе служил чиновником под началом легендарного генерала Алексея Ермолова http://starodymov.ru/?p=24779

А потом вышел на Сенатскую площадь, где пытался стрелять в великого князя, да пистолет дал осечку.

О своём отношении к декабристам и вообще к восстанию, я писал. http://starodymov.ru/?p=22706 Считал и считаю, что люди, лишь составляющие заговор, ещё вправе рассчитывать (быть может!) на какое-то снисхождение, люди, поднявшие бунт, должны быть готовы к тому, что власть с ним спросит на полную катушку, если же бунтарь повёл за собой людей, и уж подавно использовать их «втёмную», если пролилась кровь, на милость надеяться как-то не с руки… На Сенатскую площадь вышли не поэты, не прекрасные люди, не отцы и сыновья – вышли люди, восставшие против существующего государственного строя, желавшие свергнуть, а то и убить законного главу государства. Так что повстанцам не пристало сетовать на суровость царя – с ними, на мой взгляд, ещё обошлись достаточно мягко.

Но и с другой стороны… Приговор за участие в бунте – показатель того, насколько суровой может оказаться расплата за романтическое увлечение молодости. Как это красиво рисуется в воображении – с гордо поднятой головой, под знаменем свободы, да навстречу вихрям враждебным… И пули вокруг свистят, и прекрасная дева оросит слезами твои раны, и друзья клятву мести произнесут, и подхватят упавшее знамя… Ах, как мило!..

А что ж в реальности?.. Реальность оказалась куда как суровее – арестантские роты, кандалы, Сибирь, тяжёлый труд, слепота… Следствие романтических благоглупостей младых лет! В жизни всё взаимосвязано, мы постоянно пожинаем последствия своих поступков – в том числе и глупостей, которые натворили по молодости…

О том, как жилось ссыльным декабристам в Сибири, я впервые прочитал в великом произведении Владимира Чивилихина «Память». http://starodymov.ru/?p=11073 О том, какую просветительскую работу они вели в Сибири, как внедряли новые технологии хозяйствования, как развивали науку… Занимался этим и Кюхельбекер. http://starodymov.ru/?p=19765

А с каким искреннем уважением писал Чивилихин о тех женщинах, которые соглашались выйти замуж за «секлетных» ссыльных. И Кюхельбекер также оказался в числе таких счастливцев. Более того, со временем дети от этого брака стали полноправными членами российского общества – им даже разрешили носить отцовскую фамилию…

Впрочем, для данного обзора важнее то, что Вильгельм Карлович оставил после себя немалое творческое наследие. Он был соиздателем журнала «Мнемозина» (ещё до Сенатской площади – совместно с Александром Грибоедовым и Владимиром Одоевским http://starodymov.ru/?p=11477 ). Он писал прозу и поэзию, занимался переводами…

Ну а 25 июня 1907 года увидел свет Арсений Тарковский, советский писатель и переводчик. Ровесники с Шаламовым – но насколько разная у них судьба!

Право, об Арсении Александровиче – отдельно бы написать! У него жизнь, во-первых, насыщенна и многогранна, а в-вторых, столько даёт зацепок для того, чтобы перекинуть мостик в день сегодняшний!

Отец Арсения оказался участником движения «народников» http://starodymov.ru/?p=24412 , за что побывал в ссылке в Сибири. (Экий месяц бунтарей получается). Арсению исполнилось всего 12 лет, когда он с братом попытались бросить бомбу в знаменитую Марусю Никифорову – благо, лихая атаманша велела отпустить мальчишку.

С 1923 года Арсений проживает в Москве. Учится на Высших литературных курсах вместе с Даниилом Андреевым http://starodymov.ru/?p=23460 .

В эту пору он сотрудничает со СМИ, начинает писать всё активнее: газетные публикации, стихи, пьесы… И вот тут в данной публикации начинают появляться те самые крючочки, за которые цепляешься, и по поводу которых хочется порассуждать отдельно.

Например, такой. В 1932 году Тарковский написал пьесу «Стекло», которая прозвучала по Всесоюзному радио. Для того, чтобы придать постановке достоверность, автор ездил в Нижний Новгород, где всерьёз занимался изучением стекольного производства.

А нынче?.. Возьмите любой современный фильм! Ведь просто выпирает из него, что сценарий писал дилетант, режиссёр в том, о чём снимает, не разбирается, а консультантов нету – экономика фильма должна быть экономной! Такие глупости видишь на экране!..

С 1933 года Тарковский вплотную занимается переводами поэтов Средней Азии и Кавказа. Ну как тут удержишься от горького сетования! В те годы Советская власть специально заботилась о развитии культуры национальных территорий. Именно тогда в ряде республик сформировался слой интеллигенции – той самой, которая сегодня отрекается от всего советского, российского, русского… Специально создавались, развивались культурные связи между литераторами (коль речь сейчас идёт об этом сегменте культуросферы) разных регионов. Эта работа проводилась под патронажем государства, и за его же, государства, средства. А сегодня?.. Где сегодня государственная забота о сохранении (не о формировании «с нуля») уже имевшегося опыта?.. http://starodymov.ru/?p=24863

С началом войны Тарковский оказался в эвакуации. И добивался того, чтобы отправиться на фронт. В конце концов его просьба оказалась удовлетворена – он стал фронтовым писателем. К слову, песня «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина» принадлежит его перу – Арсений Александрович написал её по просьбе генерала (тогда ещё) Ивана Баграмяна http://starodymov.ru/?p=1061 . Будучи на фронте, Тарковский узнал о гибели Марины Цветаевой http://starodymov.ru/?p=14850 , с которой был хорошо знаком, и тяжело переживал её кончину…

Равно как тяжко переживал он позднее кончину другой замечательной поэтессы, с которой дружил – Анны Ахматовой http://starodymov.ru/?p=21692 .

Война для него закончилась в 43-м, когда он получил тяжёлое ранение.

К слову, когда гитлеровцев отогнали от Москвы, семьи писателей начали возвращаться из эвакуации, и их селили в посёлке литераторов Переделкино – том самом, который нынче государство у писателей отобрало, однако не знает, что с ним делать дальше. http://starodymov.ru/?p=23112

После войны он вновь работает над переводами, в частности, проживая в Ашхабаде, переводит Махтумкули http://starodymov.ru/?p=23814 – основоположника туркменской литературы (известного также под псевдонимом Фраги – с ударением на И).

Вот пример его творчества:

Соловью – цветок любимый,

Мне, Фраги, – народ родимый.

Стих мой скромный, стих гонимый

Правнук мой произнесёт.

Рассказывать о творческом наследии Арсения Тарковского можно много. Но если коротко… Его вклад в развитие литературных связей между народами Советского Союза просто невозможно переоценить.

Даже Макс Фрай http://starodymov.ru/?p=10772 цитирует Тарковского, целый сюжет одного из романов построен на одном из стихотворений Арсения Александровича!

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЮБИЛЕИ ИЮНЯ

(Подборка сделана на основании сайта calend.ru)

2 июня 1827 года – родился Константин Победоносцев, российский государственный деятель и публицист

2 июня 1937 года – родилась Юнна Мориц, советская и российская поэтесса

3 июня – Всероссийский праздник поэзии «Родник поэзии твоей…» в Брянской области

8 июня 2007 года – умер Ричард Рорти, американский философ

11 июня 1937 года – умер Мате Залка, венгерский писатель и революционер

12 июня 1997 года – умер Булат Окуджава, советский писатель

12 июня 1877 года – умер Николай Огарёв, русский поэт и революционер

14 июня 1927 года – умер Джером К. Джером, английский писатель.

16 июня 1867 года – родился Константин Бальмонт, русский поэт и переводчик

18 июня 1907 года – родился Варлам Шаламов, советский писатель

19 июня 1957 года – в Ленинграде открылся памятник Пушкину

19 июня 1947 года – родился Салман Рушди, британский писатель, лауреат Букеровской премии:

21 июня 1797 года – родился Вильгельм Кюхельбекер, русский поэт и декабрист;

22 июня 1767 года – родился Вильгельм фон Гумбольт, немецкий дипломат и филолог;

22 июня 1527 года – умер Никколо Макиавелли, итальянский политик и философ;

25 июня 1857 года – вышла книга Шарля Бодлера «Цветы зим»;

25 июня 1907 года – родился Арсений Тарковский, советский писатель и переводчик.