ДЕКАБРИСТЫ И ЗАБАЙКАЛЬЕ

Конечно же, затронутая тема настолько огромна, что даже предельно ужато обозреть её в кратком дорожном очерке невозможно. Потому – только несколько штрихов по данному вопросу.

Следует отметить, что в том же Петровске-Забайкальском сложился едва ли не культ декабриста Ивана Горбачевского. Его имя поминается постоянно – вклад его в развитие города оценивается очень высоко. В Чите несколько раз добрыми словами вспоминали декабриста Дмитрия Завалишина, по плану которого изначально строился город. Повсеместно в городах имеются музеи и памятники сосланным повстанцам…

Музей декабристов в Чите

Например…

http://tur.chita.ru/77935/

Впрочем, хочу начать не с собственных впечатлений.

Школу я оканчивал в период развитого социализма, восстание декабристов тогда изучали с позиций исторического материализма, так что отношение к этому событию у меня сложилось вполне в русле генеральной линии. Я не мог понять только две вещи: неявку на Сенатскую площадь Сергея Трубецкого, а также почему восставшие вели себя столь пассивно и безропотно позволили себя расстрелять.

Ну, имелись вопросы, да и имелись – мало ли у меня возникало вопросов по историческим фактам, на которые я не получил удовлетворительных ответов.

А потом я прочитал великий роман Владимира Чивилихина «Память». И с тех пор в моём представлении отношение к декабристам чётко разделилось: то, что связано собственно с восстанием – и их сибирский период.

Друзья мои, я о романе «Память» уже писал. И не раз. Например:

http://starodymov.ru/?p=11073

Но считаю, что было бы несправедливо не сказать о книге ещё несколько слов.

Мы сегодня настолько привыкли к интернету, настолько легко имеем возможность получить любую информацию по любому вопросу, что… Как это кратко сформулировать-то… Даже мы, люди старшего поколения, привыкли к лёгкости доступа к познаниям. А уж молодёжь, выросшая в век интернета, не представляет, что ещё четверть века назад телефон имелся не в каждой квартире, а для получения любых исторических сведений требовалось отправиться в библиотеку и обратиться к томам БСЭ (Большой советской энциклопедии).

Именно в те времена писал свой труд Владимир Чивилихин. Ему месяцами приходилось просиживать в библиотеках и архивах, перелопачивать тысячи и тысячи документов. Многие документы были перефотографированы, и тогда плёнки приходилось просматривать за таким специальным столом, кадр за кадром вчитываясь в фото-текст через линзы… Долго, неудобно, в глазах бличит… Чивилихин несчётное число раз летал в Сибирь, встречался с десятками и десятками людей…

И по крупицам собирал сведения о том, как жили и чем занимались ссыльные декабристы в Сибири. В большей или меньшей степени он отследил судьбы десятков из них.

Я просто не представляю, какой награды достоин этот великий подвижник от литературы!

Друзья мои! Перечитайте этот великий труд! Имя Владимира Чивилихина сегодня бессовестно затирается, а жаль.

http://starodymov.ru/?p=15320

Оказавшиеся в ссылке декабристы в немалой степени способствовали, чтобы сюда пришла культура. Нет-нет, неточно я сказал. Понятно, что культура тут была и до них, причём, культура совершенно самобытная и неповторимая… Но они в огромной степени способствовали тому, чтобы в этой зоне вечной мерзлоты лучше укоренилась культура европейская.

Сосланные декабристы вели метеонаблюдения. Они изучали флору и фауну. Они применяли новые методы земледелия. Они открывали музыкальные классы. Они обучали местных жителей грамоте. Они строили города. Они способствовали развитию промышленности. Они помогали местным жителям бороться за свои права – исключительно методами юридической защиты…

А любовь, которая расцветала здесь, на века стала символом женского самопожертвования ради счастья самого близкого человека.

К слову, о любви. Хотя, конечно, нельзя об этом великом чувстве говорить именно «к слову»… Уж невесть по какой причине, быть может, из-за поэмы «Русские женщины», но у нас на слуху пара-тройка имён декабристок. А остальные остаются в тени. И мало кто вспоминает судьбу, скажем, Натальи Апухтиной, которая дважды добровольно отправлялась в Сибирь.

http://starodymov.ru/?p=15738

Не скрою: у меня есть некоторые скептические мысли в отношение отдельных фактов, связанных с декабристами.

Я считаю поступок князя Сергея Трубецкого попросту подлым по отношению к товарищам.  Я считаю, что в ссылке выходцы из знатных фамилий  далеко не всегда должным образом поддерживали своих неимущих товарищей по несчастью. Я считаю, что наша историография несправедлива к памяти о декабристах – кому-то внимания уделяет больше, а кого-то напрочь забыла (тут я снова отсылаю интересующихся к роману Чивилихина).

Впрочем, поговорить о декабристах и восстании на Сенатской площади у нас будет повод в декабре, когда исполнится 190 лет событиям… А пока вернёмся к моему путешествию.

Итак, декабристы и Чита.

Этой теме  посвящён замечательный и очень информативный Музей декабристов, который располагается в церкви, в которой некогда венчался Дмитрий Завалишин. О нём, и о других достопримечательностях Читы, связанных с рассматриваемым вопросом, – см. самую первую ссылку данного текста.

Вообще, надо признать, что информация о пребывании декабристов на забайкальской земле довольно противоречивая. В той же Чите иронизируют: мол, вся каторга для ссыльных состоялась в том, что они должны были засыпать заболоченный овраг – так местность в том районе и по сей день отличается сыростью. Тут же рассказывают о том, что в камерах, где содержались ссыльные, в течение нескольких лет не было окон, и несчастные буквально  слепли от постоянного полумрака. И показывают картины, которые писали декабристы…

Нет-нет, опять сбился! Возвращаюсь к своему путешествию.

В Петровске-Забайкальском нам организовали экскурсию по городу. Спасибо местным властям!

К сожалению, я как-то упустил из вида и не записал имя нашего экскурсовода по городу.

Мы проехали по городу, по декабристским местам. И нам рассказывали, рассказывали…

В судьбе сосланных декабристов имелись разные периоды. Их то разбрасывали по разным местам, то собирали вместе, построив для их размещения большое тюремное здание. В Петровске как раз они содержались в специально построенном для их содержания строении. Построили на болоте – руководивший строительством генерал ошибся, и никто не решился его поправить.

Как это знакомо!

http://starodymov.ru/?p=8091

Надо сказать, что начальник Нерчинских рудников, генерал Станислав Лепарский, в ведении которых находились сосланные, пользовался у них большим уважением. Более того: когда Станислав Романович умер, декабристы сами несли гроб с его телом, и отлили памятник на его могилу. С этим памятником связана интересная история. Его хотели сделать в виде колонны, однако колонна обломилась… И её решили установить именно так, обломанной, сочли, что так угодно самому провидению; к тому же на генерале Лепарском пресёкся его род, так что получилось символично.

Но самое почётное место на петровском кладбище занимает могила Ивана Горбачевского. О нём по сей день в городе хранится самая добрая память.

Сразу за оградой, под обрывом - Транссиб

Могила эта находится на возвышенности. По преданию, здесь любил бывать декабрист, любовался окрестностями. Вид и в самом деле красивый. К тому же отсюда виден Петровский завод, ныне приказавший нам долго жить. (Может, ещё возродится?). А под обрывом проходит линия железной дороги Транссиба – даже контактного провода не видно, он остался ниже…

Вообще я столько услышал интересного про декабристов, что просто теряюсь: и рассказать хочется всё, и знаю, что сделаю это неточно… И вообще – зачем?.. Есть ведь более интересные и точные источники информации о них!

Но думал я вот о чём. Мы судим об эпохе по придворным интригам и описаниям социальных катаклизмов. И люди в центре внимания историков оказываются те, кто непосредственно участвовал в тех или иных событиях. Но вот генерал Лепарский. Заслуженный военный был направлен в богом забытый Петровский завод, где выполнял государево поручение. Да, это доверие. Да, наверное, и выгодно: тут, подальше от государева ока, и урвать какую-никакую прибавку к жалованию (на Руси служивый люд никогда не жил в достатке) попроще… Только ведь тоска какая! Генералу, облечённому доверием государя, проживать в глухом краю, среди зэков, без возможности вернуться ко двору!..

В каком-то фильме зэк времён ГУЛАГа говорит охраннику: мы, мол, одинаковые заключённые, вся-то разница, что я по одну сторону забора, а ты по другую!

Так вот генерал Лепарский, оказавшийся в самом медвежьем углу империи, не обозлился на белый свет,  показал себя заботливым начальником! Я сейчас не о послаблениях даже – о человечности. Скажем, он разбил на берегу речушки сад – для всех. И стал этот сад любимым местом гуляний местных чиновников. А после кончины генерала жёны чиновников растащили сад по своим садикам – буквально: выкапывали с корнем и уносили.

Наверное, каждый из нас замечал, что в жизни присутствуют какие-то поворотные мгновения, когда вдруг осознаёшь: нечто произошло такое, после чего предыдущая жизнь уже безвозвратно ушла в прошлое.

Поначалу декабристы всё надеялись… Даже не надеялись, а просто считали, что они в ссылке не надолго, что государь остынет, родственники подхлопочут – и их вернут домой. Моментом, когда они наконец осознали, что они в Сибири всерьёз и надолго, что нужно здесь как-то устраивать свой быт, стали похороны Александра Пестова. Умер он от заражения крови, в 1833 году. И похоронен на кладбище Петровского завода.

Здесь покоятся несколько декабристов – самих участников восстания, приехавших к ним жён, родившихся здесь детей.

Есть тут часовенка с несколькими погребениями. До революции тут всегда теплилась лампада, которую поддерживал Горбачевский. Она, лампада, была тем ещё хороша, что служила своего рода маячком для путников, который приближались к городку со стороны гор. А угас тот огонёк после смерти самого Горбачевского по причине самой банальной: попик, которому оставили деньги на масло для лампады, присвоил копеечки…

Общеизвестно, что оставшиеся в живых декабристы вернулись в Россию после смерти Николая Павловича и восшествия на престол его сына Александра. Экскурсовод нам говорила, что ни один из них никогда не пожалел о случившемся.

Признаться, я всегда скептически отношусь к подобным заверениям гидов. Кто знает, о чём думали, о чём переживали люди полтора века назад?.. Конечно, публично, и говорили и писали, что считают правоту за собой… Но о чём они размышляли долгими вечерами, наедине с собой, когда никто не мог их подслушать?. Мы не знаем. Скажем, если бы у кого из них сын задумал вступить в тайное революционное общество, скажем, в Петрашевскому или в «народники»  – одобрили бы эту задумку?.. Или попытались бы отговорить?..

И потом… Те, кто вернулись, стали если и не героями, то во всяком случае, уважаемыми в обществе людьми – наша интеллигенция всегда любила пофрондировать. А вот как можно расписываться за тех, кто умер, не дождавшись амнистии? А кто остался в Сибири, на кого амнистия не распространялась – были ведь и такие, и отнюдь неизвестно, пытались ли за них хлопотать более счастливые товарищи?.. А жёны, у которых один за другим умирали дети?.. Кто может поручиться, что из их сердец не рвалось раздирающее душу раскаяние за совершённый в молодости  поступок?..

Слова «ни разу в жизни не пожалел» – только слова.

Много о чём можно думать в вопросах поднятой темы.

А ещё в Петровске-Забайкальском имеется Музей декабристов. Руководит им молоденький совсем ещё парень – Дмитрий Казанцев. Молодой-то молодой, а дело своё знает! Он и экскурсии проводит так, что заслушаешься!

…Нет, слишком обширна тема «Декабристы в Забайкалье». А потому просто поставлю здесь точку.