БОЛЬШОЙ и МАЛЫЙ ТРЁХСВЯТИТЕЛЬСКИЕ ПЕРЕУЛКИ

(Текст для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Большой и Малый Трёхсвятительские переулки идут параллельно и соединяют Подкопаевский переулок и Покровский бульвар. Названы по расположенной здесь церкви, престолы которой освящены в честь Живоначальной Троицы, Трёх Святителей, а также мучеников Флора и Лавра.

Исторически район, где расположены переулки, назывался Кулишки (Кулижки). Само это слово имело несколько значений, и какое из них подходило к данной местности, специалисты спорят давно и безуспешно. Доподлинно известно, что возвышенность, на которой располагаются переулки, в старину называлась Ивановской горкой в честь располагавшегося здесь монастыря Рождества Иоанна Предтечи.  В XV веке великий князь Василий I возвёл здесь свой летний дворец, здесь же находились т.н. Старые сады, а также великокняжеские конюшни. Со временем здесь же была построена летняя резиденция московского митрополита. На Руси покровителями лошадей считали мученики Флор и Лавр, потому при конюшнях поставили в их честь церковь. А митрополит построил примыкавшую к ней церковь Живоначальной Троицы.

По мере того, как город разрастался, район заселялся всё плотнее, и в XVI веке новый великокняжеский (царский) летний дворец построили дальше за городом. Бывшие дворцовые церкви стали приходскими. В 1674 году на средства прихожан здесь выстроили новый храм, каменный, верхняя («холодная») часть которого была освящена в честь Живоначальной Троицы, а на нижней (отапливаемой)  располагались приделы – Трёх Святителей и мучеников Флора и Лавра. С тех пор храм неоднократно перестраивался, однако компоновка его осталась неизменной.

В советский период в здании храма размещались то тюрьма, то «коммуналка», то мультипликационная студия… В 1992 году здание возвращено церкви. Сегодня при восстановленном храме действуют: Православные регентские курсы, иконописная мастерская, школа православной семьи и воскресная школа.

Как уже говорилось, в народе храм известен, как Трёх Святителей. Речь идёт о Соборе вселенских учителей и святителей – капподокийцах Василии Великом и Григории Богослове, а также константинопольском патриархе Иоанне Златоусте. В XI веке в период правления византийского императора Алексея I Комнина в Константинополе шёл диспут о том, кому принадлежит первенство из трёх названных иерархов. Так как богословы не могли прийти к согласию, все три святителя в 1084 году чудесно явились митрополиту Евхаитскому Иоанну и призвали прекратить споры, так как они трое равны перед богом. С XIV века зародилась иконописная традиция изображать троих святителей вместе, обычно в момент их явления митрополиту Иоанну.

Прихожанами храма являлись представители известных в истории родов бояр Шуйских, князей Волконских и Лопухиных, графов Толстых и Остерманов, многие другие известные люди. Здесь крестили будущего знаменитого композитора Александра Скрябина, а восприемником был опять же будущий выдающийся поэт Фёдор Тютчев. В храме венчался знаменитый архитектор Пётр Барановский.

По этому храму и названы Трёхсвятительские переулки. Они невелики – по триста метров каждый. Однако с ними связаны имена многих выдающихся людей нашего Отечества.

В начале Большого Трёхсвятительского переулка в XVIII веке находится участок, принадлежавший Сергею (Сербану) Кантемиру – сыну Дмитрия Кантемира, молдавского господаря и сподвижника Петра I, и брату знаменитого поэта-сатирика и замечательного дипломата Антиоха Кантемира. Впоследствии здесь располагалось частное училище, основанное бригадиршей Лопухиной – скорее всего, речь идёт о Дарье Ивановне, урождённой Павловой, вдове Фёдора Адриановича. В этом учебном заведении обучался будущий строитель Московского водопровода Андрей Дельвиг, брат поэтов Александра и Антона.

XIX век в Москве ознаменовался тем, что недвижимость начала переходить из рук родовитой знати к представителям богатевшего «третьего сословия». Не миновал сей процесс и описываемой территории. Участок приобрёл богатый купец Василий Кокорев, который сначала организовал здесь гостиницу, а затем открыл картинную галерею, которая стала именоваться Кокоревской. Здесь же был разбит сад, открытый для всех горожан; в этом саду бывали и работали Фёдор Достоевский, Сергей Аксаков, Александр Островский, Лев Толстой… Сегодня бывший общедоступный городской сад оказался в частных руках, которые его частично вырубили, а остатки отгородили от горожан оградой.

К саду примыкают сохранившиеся палаты XVII века, принадлежавшие дипломату Петра I Емельяну Украинцеву. В XIX веке в них располагался архив Коллегии иностранных дел, в котором служили братья Винивитиновы и Тургеневы, Владимир Одоевский, Алексей Толстой (не путать с автором «Хождения по мукам»), здесь Александр Пушкин работал над «Борисом Годуновым». Затем палаты были переданы Московскому отделению Русского музыкального общества. При нём действовала типография, в которой, в частности, публиковались практически все произведения Петра Чайковского. К слову, здесь же, по Большому Трёхсвятительскому переулку, располагалась редакция журнала «Русский вестник», с которым сотрудничали многие выдающиеся литераторы XIX века.

В дальнейшем особняк перешёл семье купцов-старообрядцев Морозовых. Здесь проживал знаменитый Савва Морозов, который перестроил его. Именно в нём располагался штаб левых эсеров, поднявших летом 1918 года мятеж против большевиков. Соответственно, здесь же снимался художественный фильм, посвящённый тем событиям, «Шестое июля». Снимался здесь и ещё один художественный фильм, «Усатый нянь» – с 70-х годов до описанной выше приватизации на этой территории находился детский сад.

Столь обширное (и предельно сжатое) описание относится только к одному (!) участку в самом начале Большого Трёхсвятительского переулка. А здесь что ни строение – то столь же богатая история!

По соседству расположена мастерская Исаака Левитана, которого, по свидетельству Владимира Гиляровского, материально поддерживала Мария Морозова. Здесь бывали Фёдор Шаляпин, Антон Чехов, Климент Тимирязев, Валентин Серов, Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин… Отсюда Левитана и хоронили; на похороны собралось столько выдающихся людей, в том числе и прибывших из-за рубежа, что перечислить всех просто невозможно!.. Здание в настоящее время является памятником федерального значения, в нём располагаются мастерские Академии художеств.

В доме №3 после революции располагалась тюрьма для белогвардейцев («Покровский лагерь»). Затем здесь размещалось Центральное статистическое управление СССР. По другую сторону переулка располагается Московский научно-исследовательский радиотехнический институт.

Интересна история дома №4. Он был построен до революции как училище для евангелическо-реформаторской церкви. В советское время здесь размещалась школа №327 (нынче №1227), в которой учились несколько известных наших соотечественников: поэт и драматург Виктор Гусев, полярник Эрнст Кренкель, пианист Лев Оборин, кинорежиссёр Ефим Дзиган, а также Александр Галич.

Ну а изображение дома №6 можно увидеть на знаменитой картине Владимира Маковского «Ночлежка», на первом плане которой изображён другой выдающийся художник – Алексей Саврасов.

В доме №3 по Малому Трёхсвятительскому переулку находится Центральная московская церковь евангельских христиан-баптистов.

Дом №8 известен как дом Остерманов (XVIII век), и он же – как Мясницкий полицейский дом (XIX век). В разное время в нём жили или бывали Фёдор Тютчев, Владимир Маяковский, Илья Эренбург, Василий Перов и многие другие известные люди. Антон Чехов писал свою «Попрыгунью» с обитателей этого дома – четы Кувшинниковых…

Остаётся добавить, что в советские времена переулки носили название Большого и Малого Вузовских – в округе в разное время располагался ряд учебных заведений: Коммунистический университет национальных меньшинств, институты Торфяной, вечерний Машиностроительный, Электронного машиностроения, Электроники и математики… Исторические названия переулкам возвращены в 1994 году.

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М. Воениздат, 1996. – 527 с.

Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – СПб.: «Паритет», 2005. – 608 с., ил.

Краевский Б.П. Лопухины в истории Отечества. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001, – 861 с.

Блонский Л.В. Царские, дворянские, купеческие роды России. – М.: ООО «Дом славянской книги», «Вече», 2007. – 528 с.

Арктика – мой дом. – М. Северные просторы. 2000, – 280 с.

Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: ЗАО Изд. «Центрполиграф», 2001. – 443 с.

Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 329 с.: ил.