Обзор литературных юбилеев марта

Подборки юбилейных дат составляю уже много лет. И вот на что обратил внимание. Насколько же непредсказуемо неравномерно они разбросаны по календарю. Иной месяц получается настолько «урожайным», что приходится задумываться: а не отсеять ли кого из авторов, имена которых не шибко на слуху отечественного читателя. А другой… Ну не придумывать же что-то искусственно, чтобы сделать список повнушительнее!

В этот раз в марте юбилейных писательских дат оказалось очень мало.

Зато какие даты!

Третьего марта отмечается Всемирный день писателя. В этом году празднику исполняется тридцать лет.

Нередко раздаются голоса о том, что вот понапридумали праздников и всяких дат, невесть ради чего. День радиуса Земли, например, или День числа «пи». Зачем и кому нужен День писателя?!

На мой взгляд, он нужен уже ради того, чтобы общество оглянулось на пишущую братию, и поинтересовалось бы: как живёшь-можешь, творец?.. Глядишь, кто-то из тех, от кого зависит наша жизнь, и озаботится нашими проблемами!

На мой взгляд, рождение книги во многом сродни рождению ребёнка. У каждой есть душа, и задача писателя состоит в том, чтобы взрастить произведение, и вдохнуть в него душу. Искру, ниспосланную свыше! Писатель – это не человек, который расставляет слова в неком порядке, это своего рода антенна, посредством которой Мирозданье материализует для человечества Литературные произведения.

Наверное, следует напомнить, что ровно год назад, 3 марта 2015 года в Государственной думе проходило обсуждение состояния отечественной литературы. Что с тех пор изменилось к лучшему?.. Да ничего, к сожалению!

http://starodymov.ru/?p=17233

Надо отметить, что в информации о Всемирном дне писателя, опубликованной на сайте www.calend.ru, указаны два важных требования, касающихся нашего творчества. С одной стороны, в этом труде не должно существовать препон в виде цензуры, а с другой, у писателя должна срабатывать внутренняя самоцензура, не допускающая в наш мир пропаганду недостойных произведений. Это в идеале – в жизни, мы знаем, случается всякое: и вмешательство сильных мира сего в творческий процесс, и чувство меры автору нередко изменяет…

И как тут не провести параллель с жёстким документом 400-летней давности! 5 марта 1616 года католическая церковь запретила все книги и даже тексты, авторы которых соглашались с теорией Николая Коперника, изложенной в его трактате «Об обращении небесных сфер».  Суд над Галилео Галилеем стал прямым следствием данного запрета.

Впрочем, вернёмся в более близкие времена, и на Родину.

Полвека прошло со дня, когда наш мир покинула Анна Ахматова. Случилось это 5 марта 1966 года.

Анна Ахматова (в девичестве Горенко) прожила сложную жизнь. В 1910 году она вышла замуж за замечательного поэта и военного разведчика Николая Гумилёва. У них родился сын – выдающийся историк Лев Гумилёв… В течение короткого времени у поэтессы выходит несколько сборников стихов… А параллельно – социальные катаклизмы: Первая мировая, революция, Гражданская война, расстрел Николая Гумилёва, нарастание цензурного гнёта, запрет на её стихи, аресты сына, постановление ЦК ВКП(б) от 1946 года, клеймящее её творчество…

Благо, что реабилитация творчества поэтессы началось ещё при её жизни, в 1959 году. И сын вернулся из мест заключения…

Две даты можно упомянуть в одном абзаце. А именно: 14 марта отмечается День родного языка Эстонии, а 20 марта – Международный день франкофонии, то есть День французского языка. Вообще многообразие языков является синонимом многообразия культур. Быть может, это звучит глупо, но я считаю, что именно в языке обитает душа народа. Когда уходит из жизни последний человек, знающий язык этноса, трудно говорить о том, что данный народ ещё жив. Он становится частью той людской общности, на языке которой говорит, утратив язык родной.

Я считаю, что каждый человек непременно должен владеть своим национальным языком. А также вторым языком, благодаря которому сможет понимать представителей других наций. Язык межнационального общения, бюрократически говоря.

http://starodymov.ru/?p=19253

И снова – сложная судьба. 90 лет назад, 15 марта 1926 года ушёл из жизни Дмитрий Фурманов, автор великого «Чапаева».

Мы помним Фурманова по киноверсиям. Многомудрого выдержанного комиссара-философа в старой, классической, васильевской экранизации, а также трусоватого и подловатого ревнивца в экранизации современной, постперестроечной. Не берусь судить, быть может, второй образ и ближе к истине – не имеет значения. В данный момент главное другое. На произведениях «Чапаев» воспитывалось не одно поколение советских людей. Я сейчас не об идеологии – я о том, что именно роман Дмитрия Фурманова играл выдающуюся роль в воспитании патриотов своей Родины, которые отстояли Отчизну от гитлеровцев. И уже за это – низкий поклон памяти Дмитрия Фурманова.

И ещё. О роли литературы и литераторов. Сколько талантливых военачальников сражалось на фронтах Гражданской войны! А спросят, назови, мол, кого знаешь, и абсолютное большинство назовёт Чапаева. Чтобы стать знаменитым, мало совершить некий поступок – нужно, чтобы его подали общественности. Без Фурманова не было бы Чапаева.

Что бы мы знали об одном из великого множества исследователей Северных морей, о Виллиме Баренце, если бы его штурман Гаррет дер Веер не вёл дневник и после возвращения в Европу не опубликовал его?.. Сотни и сотни имён забылись, а Баренца помнят! И подобных имён, которые сохранились для потомков исключительно благодаря их биографам, можно назвать немало.

Такова подоплёка известности.

…Словом «писатель» мы обозначаем и прозаика, и поэта, и сценариста, и переводчика… Наверное, исходя из этого создатели календаря памятных дат решили выделить поэтов в особую группу творческого люда, выделив им особый день – День весеннего равноденствия, 21 марта.

Кто такой поэт?.. Ответ вроде как очевиден: это человек, который умеет мысли и чувства облекать в рифмованные строки. Так ли это?.. По форме вроде как и в самом деле всё верно. А по сути?..

Читаешь иное стихотворение… Всё вроде бы в нём имеется необходимое: и рифма безукоризненная, и размёр соблюдён… А вот прочитал – и не ворохнулось в тебе ничто, не откликнулось, не зазвенела в душе ответная струнка.

Вот в этом и заключается разница между поэтом и рифмоплётом: один умеет своей строкой, словно медиатором,  тронуть нечто в душе читателя, а на строку другого в ответ – тишина. Один довольно известный нынче поэт при мне раскритиковал Высоцкого: мол, законы стихосложения не соблюдал. Не знаю, может, и так – ямб от хорея не отличаю, не говоря уж о дактиле с амфибрахием… Но образ коней, которых хочется удержать на краю, или когда осталось пройти всего лишь четверть пути – меня цепляют. А стихи того критика – нет. Так кто из них поэт?..

Конечно-конечно: у Высоцкого огромное значение имела его манера исполнения. Не спорю. Однако теперь, когда песенная индустрия поставлена на поток, когда поэты похваляются, сколько сотен его стихов положены на музыку!.. Положены-то положены, да кто их слушает, кто исполняет, кто поёт!..

То-то ж!

Так вот, поэт – это не просто человек, умеющий рифмовать. Это человек, который умеет не только смотреть, но и видеть. Не только видеть, но и чувствовать, пропускать через свою душу. Поэт – это человек, который за фактом видит явление, за былинкой – Мирозданье, за серым беспроглядным мороком, который наползает на наше бытиё – надежду на воскрешение народа, страны… Души! Души, опять же, народа, страны… Каждого из нас!

Увидел?.. Прочувствовал?… Пропустил через себя?..

А теперь – в строки это всё! Что болью звенит внутри, от чего плакать хочется… И неважно, от чего плакать – от горя или от счастья! Только это вот самое, что внутри, в строки вковать, вчеканить, впаять!.. Да так, чтобы каждый из нас, сухих, далёких от поэзии людей, чтобы в каждом душа отозвалась, чтобы мурашки по коже, чтобы слёзная железа сжалась, выдавливая влагу, на которую вроде как мужчина и не должен бы склонность иметь…

Вот если родилось в душе автора хоть одно такое стихотворение – он поэт! И пусть не идеально вяжется рифма с размером, но если у кого-то другого в ответ что-то дрогнуло в душе – перед вами поэт!

Кто-то не согласен?.. Ну что ж, значит, у нас с ним просто разные критерии оценки. Я всегда говорил, что прежде чем начинать спор, необходимо определиться в терминологии. Свою формулу, что понимаю под определением ПОЭТ, я привёл.

Десять лет назад, 27 марта 2006 года ушёл из жизни Станислав Лем.

Полвека назад научная фантастика пользовалась огромной популярностью. Все авторы видели будущее по-разному – кто в светлых тонах, кто в мрачных, кто живописал нечто доведённое до крайности технократическое… И только очень немногие фантасты пытались осмыслить, каково будет человеку в том грядущем обществе. Да, сегодня мы живём именно в том самом будущем, о котором читали в детстве. И видим, насколько не сбылись пророчества писателей. Не потому ли сегодня собственно фантастика не пользуется былой популярностью, оттеснённая менее пророчествующим фэнтези?..

Так вот, одним из самых популярных фантастов поры нашей молодости был как раз Станислав Лем. В его творчестве собственно достижения науки и техники, контакты с некими внеземными цивилизациями занимали не центральное место, а служили лишь фоном для того, чтобы заглянуть в душу человека. Не всё из прочитанного в творчестве Лема мне понравилось. Но «Солярис» и «Возвращение со звёзд» – это явные творческие удачи автора.

Следует добавить, что помимо фантастики, Станислав Лем написал философский трактат «Сумма технологии».