КАЗАНДЖИК
Если наша родная 58-я мотострелковая дивизия служила местом ссылки для всего округа, то части дивизии, которые дислоцировались в городе Казанджик, являлись местом ссылки для нашего соединения.
Само по себе название города переводилось как «Котёл ветров». Так оно и было! И уже один этот факт сам по себе много объясняет. Много – но не всё!
Наша дивизия располагалась по северным отрогам Копет-дага – самого южного горного хребта Советского Союза. Государственная граница проходила в полусотне километров от Кизыл-Арвата, затем по направлению к Каспийскому морю отклонялась южнее, а сам хребет забирал чуточку севернее, отдаляя тем самым правое крыло нашего соединения от супротивника. Затем Копет-даг обрывался, а на каком-то расстоянии вновь дыбился небольшой кучкой скал, оставляя между этими горными системами широкий проход. Здесь же оказался стык различных геологических, и, соответственно, климатических зон. С востока и юга подступали горы, с севера напирали пески Кара-кумов, с юго-запада ощущалось дыхание прикаспийской равнины, с северо-запада долину ограничивал уже упоминавшийся небольшой горный массив… Не нужно быть учёным, чтобы понять, насколько этот конгломерат климатических воздействий взбаламучивал воздушные массы
Соответственно, с какого направления ни залетел бы сюда ветер, в этой природной «аэродинамической трубе» он начинал подлинную свистопляску, закручиваясь в самые невероятные вихревые потоки.
Именно тут, в эпицентре пылевых завихрений, и расположился город Казанджик. Слова «пыль» и «ветер» по отношению этому городу можно произносить сколь угодно много, и всё равно это не отобразит, не даст прочувствовать условия, в которых служили наши офицеры. С семьями!!! По несколько (а то и по многу) лет!
Любой приезжий, несколько часов проведший в этом городке, становился седым. Нескончаемый ветер высушивал волосы, наполняя их мелким серым песком.
Какой чистоплотной ни была бы хозяйкой, как бы тщательно ни прибирала своё жильё с вечера, утром полы, столы, мебель – всё в квартирах покрывалось муаром мелкой пыли. Она проникала повсюду – особенно если учесть, что дома возводили военные строители, а в те времена ещё не имелось современных средств, которыми можно было заделать щели.
Пыль, пыль, нескончаемая пыль. И неутихающий горячий пустынный ветер. И яркое слепящее солнце. Такой вот неизменный фон для прохождения службы офицерами, и для повседневной жизни семей офицеров.
Ну что, прониклись?.. Тогда дальше!
На местном армейском жаргоне Казанджик ещё называли «минеральными водами». Дело в том, что в гарнизоне не было пресной воды, из кранов текла вода солёная. Конечно, её как-то можно было от жажды протолкнуть в себя, особенно при жаре запивая водку. Но только при одном условии: если у тебя очень крепкий живот. Потому что выдержать ту воду мог далеко не каждый желудочно-кишечный тракт.
Соответственно, в гарнизон дважды в неделю завозили пресную воду. Хозяйки набирали её в вёдра, в баки, в бидоны… В каждой семье имелась какая-то серебряная вещица: монета, крестик, ещё что-то… Считалось, что это помогает в течение нескольких суток сохранять воду более или менее свежей.
В очередной раз напомню о жаре. Ёмкости содержались просто в квартирах, соответственно, температуру вода имела для питья не самую приятную. Современных холодильников тогда ещё не делали, а в «ЗиЛе» или «Саратове» хранились продукты, которые вне этих охлаждающих агрегатов и вовсе держать не представлялось возможным. Да и столь привычные нам пластиковые бутылки появились несколькими годами позднее описываемого времени…
Короче говоря, воду для питья ставили в холодильник просто в кружках, чего, конечно, на семью не хватало. Пили тёплую, из бидона. Выпьешь, а она тут же испаряется через кожу.
Но и это ещё не всё!
Дело в том, что через эти места пролегал путь сезонной миграции змей. И когда наступала пора, эти животные проползали всюду. Рассказывали о случаях, когда утром в квартирах по муару пыли змеился след ползучего гада. Или как они заползали в душевые кабинки…
Правда, должен оговориться, что за пять лет моей службы в дивизии, я не слышал ни об одном случае, чтобы змея ужалила кого бы то ни было. (Не утверждаю, что этого не было, а говорю только, что не слышал). Но приятного-то всё равно мало, когда осознаёшь столь опасное соседство!..
Вот в таком прелестном местечке дислоцировались несколько частей дивизии, в том числе танковый и мотострелковый полки. Соответственно, многие офицеры проживали тут с семьями. Как нетрудно догадаться, преобладающим цветом тут являлся серый – и не знаешь, к чему это определение в первую очередь применить: к природе или к гарнизонной жизни.
Мне довелось побывать в этом городке неисчислимое количество раз. И всякий раз, когда я оттуда уезжал, думал о том, как мне невероятно повезло, что привелось служить в Кизыл-Арвате.
Прочитал я написанное, и счёл нужным сделать уточнение.
Да, Казанджик являлся местом ссылки. Однако это не значит, что там служили сплошь нехорошие люди – ни в коем случае! Как раз замечательных людей там оказывалось немало. Вот только в убогой жизни этого пыльного, продуваемого всеми ветрами гарнизона и самые яркие из них вроде как тускнели. Это беда отдалённых гарнизонов, большая беда.
Мне на Одноклассники пришёл вот такой ответ на данную публикацию.
Здравствуйте Николай!!!Вчера посетил Ваш личный сайт,узнал что служили в ТУРКВО.Бывали в Казанджике и т д. Я тоже в 72-74 годах прослужил в Казанджике 1 батальон,1 танковая рота.В наше время ком. полка подполковник Китаев,комбат м-р Епифанцев,ком роты сначала,к-н Горбунов,потом ст. л-т Шаптала.Про Казанджик написали всю правду,но нет ни одного слова про пендинку.Да в Казанджике служили много известных людей (Постников автор В далёких гарнизонах,Рохлин) В 60 годы 58 дивизией командовал мой земляк, Герой Советского Союза, генерал-майор, Тагир Кусимов.Бывали Вы оказывается и на Ямале.Я тоже с 87 по 2009 проработал в г. Новый Уренгой.Для чего я это пишу,я тоже ищу однополчан,многих нашёл,переписываюсь с ними,созваниваюсь, но многих не могу найти.Вы офицер может сталкивались с офицерами нашего полка.Не могу найти своего взводного л-т Мухамедова ( выпусник Чирчикского училища).
Да, пиндинке я и в самом деле забыл. Это была такая мелкая мошка, после укуса которой надолго оставались язвы на теле. Поганая штука!..
Здравствуйте! Прочитала ваши комментарии и вспомнила свое детство. Я родилась в Казанджике, в той самой гостинице. Закончила в городке первый класс.Все что написано, это такая горькая правда.Отец все время пропадал на полигонах.Мать на работе. Воду носили мы с сестрой, тяжелые ведра.Помню что фрукты там были редкость, если их привозили ,то уже подпорченные. А на память о Казанджике у меня и у сестры язвы от этой мошки на ноге, как от страшного ожога.Но все равно мы вспоминаем городок с теплотой, всегда хотели сьездить, посмотреть изменился ли он.
У нас, помню, тоже девочку одну, дочь офицера, укусила пиндинка… Такая же пакость мелкая и поганая!..
Мне за 5 лет службы в дивизии довелось побывать в Казанджике только один раз (в течение недели), но этого хватило с лихвой. Уезжал я оттуда точно с такой же мыслью: “Как же мне повезло служить в Кизыл-Арвате!” Общее впечатление начинало складываться с ж/д станции и дороги в военный городок. А в военном городке – трубы от буржуек, торчащие из окон домов! Хотя гостиница-общежитие была очень уютная. Что касается людей, которые там служили (офицеры и прапорщики), то они честно тянули свою лямку. Хотя и там встречались такие кадры!!! PS. Направил письмо в эл. ящик, прошу прочесть.
Да, гостиница там была неплохая. В ней для какого-то фильма, кажется, “Атака”, снимали эпизод, в котором приехавший из Афгана офицер поёт под гитару… Там, помню, аквариум был с красными рыбками, вуалехвостами, что ли. Рассказывали, что какой-то подвыпивший товарищ пытался такой рыбкой закусить, причём, полез в аквариум вилкой и слегка поранил рыбку. И вторая её выхажтвала, подплывала под неё и поднимала к поверхности, а потом отпускала, чтобы та ластами (плавниками) шевелила. Итак – раз за разом! И выходила! Я потом видел ту пораненную рыбку, у неё хвост слегка был набок.
Конечно, люди там были разные. Но вообще согласен: через подобные “дыры” следовало пропускать всех. А то приезжали с комиссиями проверяющие, которые по выпуску оказывались на паркете, да так потом и дослужились до генералов…
Как-то пропустил ранее эпизод про “закусить рыбкой”. И всплыли в голове кадры из фильма “12 могил Ходжи Настреддина” из моего детства. Когда псих (Алексей Смирнов) пытался пообедать аквариумными рыбками. Это еще в фильме из 60-х предсказали. Кстати, предсказали и не только это. Еще и фигу народу на примере, кажись, республики Бангла Дешь.. Советую посмотреть такой добрый фильм про те края- Таджикистан
Спасибо, тёзка, я помню этот фильм, хотя, конечно, смутно. Прочитал Ваш комментарий, и детством дохнуло: мама с папой ещё молодые, мы живём в самой лучшей стране, и будущее кажется светлым и счастливым…
Хотел промолчать, но не смог. Считаю, что служба в гарнизонах типа Казанджик весьма полезна для всех офицеров и прапорщиков, и через подобные “дыры” нужно было прогонять всех. Но проживание детей и жен в таких скотских (иного слова не подобрать) условиях – это издевательство над ними и вычеркнутые из жизни годы.
Увы, вынужден с Вами согласиться. Как-то присутствовал я при таком разговоре. Беседовали жёны, приехавшие из Германии или Чехословкаии… Одна говорит: нам, мол (им то есть) намного труднее переносить такие гарнизоны, потому что они повидали нормальную человеческую жизнь. И вывод сделала, что именно их нужно поскорее из гарнизонов, подобных тому же Казанджику менять.
Привт всем, кто служил в казанджик. С 1985 по 1987 командир третьего батальона. Люди там были очень хорошие.
“Именно их нужно поскорее из гарнизонов, подобных тому же Казанджику менять” (С)
Маладэц!!! А как быть тем, кто в группах войск в Европе не служил? Логичнее было бы установить срок службы там в 3 года. Кстати, при мне года три в дивизии служил зам.комдива п-к Мишин, ходили слухи что был он братом секретаря ЦК ВЛКСМ Мишина. Ничего, “отметился” и с чистой совестью поехал дальше.
Я застал еще многих офицеров и прапорщиков, которые служили в дивизии по 10 и более лет. Кто-то, возможно, прятался от Афгана, но остальных я просто тогда не мог понять – 10 лет по кругу Казанджик-Кизыл-Арват-Казанджик!
Мишина помню, но не очень, знаком близко не был.
Здравстыуйте, очень мнтерестно читать все написанное!
Помогите мне подалуйста, ищу любую информацию о своем дедушке: Стучевский Владимир Ильич 16.04.1929г. Есть фото 1963г. на фото он в звании капитана город Кызыл-арват, далее служил по 1979г.в городе Казанджик. Любая информация будет интересна, Спасибо.
К сожалению, ничем помочь не могу. Увы! Я такую фамилию не слышал… Посмотрел по датам – эк Вашему деду служба выпала!..
Вдогонку.
В свое время Сердюков затеял оптимизацию количества военных городков на бескрайних просторах нашей Родины, в результате которой, в том числе, часть особо убогих гарнизонов была ликвидирована или законсервирована. Я не стратег, но понимаю, что всегда будет необходимость гарнизонов в местах, не благоприятствующих комфортному проживанию. Но можно же было строить более комфортабельное жилье с кондиционерами в “базовой комплектации” и пр. прибамбасами
Так ведь приватизация в том и состоит, чтобы быстренько получить живые деньги и положить их на счёт. А то, что объект теряется для системы навсегда – кто ж об этом думает! Для этого нужно быть государственником, человеком, который думает о будущем, а не о сиюминутной выгоде.
А чего комментарии удаляем,что правду не любим,красные командиры,вашу мать…
Я Вас не оскорблял, молодой человек. Это мой сайт, и я хочу, чтобы на нём не было хамства. Для этого достаточно в интернете других площадок.
Здравствуйте Николай. Мой отец служил в Казанджике с 1988 по 1991, погиб в 1991 в Казахстане на целине, куда его отправили для повышения офицерского звания. Я кое что помню с тех времён, но очень мало, мне было 4 года, когда мы приехали туда всей семьёй. Мать работала в той самой гостинице вахтёршей, но не долго. Может вы ещё служили в эти годы и помните моего отца – Левчунец Пётр Иванович. Интересно что стало с гарнизоном и может сослуживцы отца откликнуться.
Доброго дня, Анна! В Казанджике я в последний раз бывал в начале 1985 года, и с тех пор – больше не доводилось. Так что ничего больше сказать не могу. Ну а если кто из сослуживцев вашего отца отзовётся, это обязательно появится на сайте. Всего Вам самого доброго!
Анна!!! а в какой части служил отец? фамилия знакомая. Я служил в Кизыл -Арвате и Казанджике с 1985 по 1988, и если бы не Афган, там остался бы на долго. Я служил в пехоте. но все там помню, те годы, я был сначала командир роты в пехоте в Арвате, потом командир комендантской роты дивизии, а потом в Казанджике, оттуда в Афган
Аня, тоже служил 2,5 года в Казанджике в 88-91м, потом был Кызыл и ещё Небит-Даг. И отца вашего должен помнить, скажите его фамилию – безусловно. Гадкое место, но незабываемое.
Здравствуйте Николай Я так же служил в ТУРК ВО.Года службы 77-79. Теджен .Он не лучше Казанджика,поверьте мне.Может и не было мелкого песка.но убогость гарнизона поражала.Учебку вообще окрестили школой гладиаторов.В те времена там и правда порядки были на грани зоновских..Выживали как могли.Отцы командиры грозились всем кто будет валять дурака))))) отправить в Казанджик или Кушку…Афганистан ещё маячил за горизонтом..Но после Теджена уже ни чего не было страшно..После учебки ,а окончил я её с отличием и получив повышенное звание сержант я получил свободное распределение.Начальник штаба нашего 389 медсанбата принёс список с запросами и я попросил направить меня в Ашхабад. 405 артполк.Так я избежал участи быть отправленным в плохие гарнизоны.Но в Кызыл-Арвате бывал..на учения проезжали и даже стояли около него..там не так далеко ещё аэродром с 21 мигами был.Да и из нашего полка туда плохишей отправляли..точно как на ссылку..Ну а к концу службы меня отправили в Ташкент.В военное училище имени Ленина Афган меня не задел…
Вот ведь как много нас, туркестанцев, по белу свету
Да много.
Александр! Я также служил 77-79г и в конце (май-июнь) нас, К-Арватцев, человек 18 отправили в Ташкент. Там были собраны в это училище сержанты. Через два месяца всем присвоили лейтенантов и демобилизовали. Командовал нами подполк. Нюхолов. Это ему нас, сержантов с высшим образованием, как наказание дали. А, взводным (или ротным) был у нас длинный лейтенант. Мы не с одних курсов?
Да, был в Теджне. Казаджик и Теджен – дыры в нашей жизни.
Служил в Казанджике в 1972-74г. Командир взвода второй роты второго батальона. Командир ботальона МыльниковВ., командир роты Рощин В.
Хочется узнать как сложилась судьба ещё 12 “двухгодичников” выпустников УПИ, которые проходили службу вместе со мной.
Привет всем!Казанджикская часть существует и по сей день.Правда уменьшили состав,половина перебросили к нам в Янгаджу.
Спасибо, Валерий!
спасибо я прошел школу жизни в роте связи где начальником связи полка был капитан коваленко ротный лысенко был радистом на мт 125 газ 66 командир полка подп китаев
Служил “двухгодичником” 1973-75 годы. Выпускник Магнитогорского горно-металлургического института.
Командиром 3 танкового взвода 9 роты 3 батальона.
В Магнитке летал в аэроклубе. В настоящее время пилот теплового аэростата. Воспоминания о двух лет службы: не жалею, и сложно было и интересно.
Татарстан, г.Альметьевск
Спасибо, Анатолий!
Здравствуйте, Николай!
В 58 мсд мы с Вами служили в одно время. Я с 1980 по 1983 именно в этом “прекрасном” месте, которое Вы так красочно описали. Прочел и снова увидел все, как будто это было только вчера, а не 30 лет назад… Комполка были В.И. Иванов, а потом Н. Мягков. А ЗКПЧ был Климкин А.И. Думаю, что Вы должны их помнить.
К написанному Вами хочу добавить, что в таких сложных гарнизонах человеческие взаимоотношение намного душевнее, чем в центральных. К этому приводят сами условия службы. Любители всякого рода интриг и подковерной возни, как правило, чувствуют себя там не комфортно. Поэтому служить в таких гарнизонах всегда проще: там взаимовыручка и поддержка всегда на первом месте.
Рад был встретить сослуживца. Успехов и удачи Вам!
Фёдор, а мы по-моему, уже на “ты” были? Или я ошибаюсь?.. Когда в Чирчике встречались… Очень рад таким письмам, правда, приходят они довольно редко. Климкина я помню хорошо, а вот командиров . увы!
Все правильно, Николай, – и на “ты” мы были. Просто после стольких лет потерянных связей с человеком как-бы знакомишься по-новой и начинать сразу на “ты” я не рискнул. Тем более, что ты и Дышев стали уже известными писателями. Некоторые произведения я читал и вот неожиданность – в “Исповеди самоубийцы” нашел упоминание о себе. Признаюсь честно – было приятно
Желаю творческих успехов и признания благодарных читателей!
Фёдор, я всегда о тебе вспоминал исключительно тёплыми словами.
Ты мне напиши на личный адрес, как ты, где, как сложилась судьба…
starodymov@mail.ru
Служил после академии в Москве в Казанджике в 1974-1979 гг Курбанов К. Д. Потом служил в Узбекистане, Москве, Грузии. Последнее место службы Азербайджан, где уже в 2000-х гг дослужился до заместителя Министра обороны, генерал !
Спасибо за отклик! Я в Туркменистан приехал в 80-м…
Служил в оркестре танкого полка 80-82, остались самые теплыевоспоминания.Да,было трудно и жарко,Ноэто и объединяло!!!До сих пор списываемся со всеми у кого есть контакты.Интересна судьба сослуживцев.Оркестранты отзовитесь!!!
Желаю Вам, чтобы кто-то откликнулся. Удачи, Василий!
Служил в танковом полку в/ч 61631 с 1966 по 1969 г.г. в 1 батальоне 1 роте. Командир роды ст.л-т Дорошенко Н.И. Командир батальона п/п-к Новиков,командир полка п-к Кириллов А.И. Хорошо помню годы службы,товарищей, караулы,ученья, кроссы и т.д. Если кто служил в это время в этой части, прошу откликнуться.
Если мои воспоминания помогут кому-то, буду только рад! Спасибо, Анатолий!
Для Анны.
Анна напишите мне личку ru6fb@mail.ru я отвечу на ваше письмо раннее здесь написаное.
Уважаемый Николай Александрович!Мне было очень приятно прочитать Ваши заметки об Ашхабаде,Кизыл-Арвате,Казанджике и вспомнить в связи с этим мою двухгодичную службу в этих краях.
Осенью 1968 г.советским правительством был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности,в котором по статье 61 пункт “б” офицеры запаса могли призывать-
ся на действительную воинскую службу на срок 2-3 года.
И в октябре 1968г. я в первых рядах по повестке прибыл сначала в Ашхабад,откуда меня быстренько отфутболили в Кизыл-Арват,где хотя бы спросили,а куда я желаю двинуться дальше-в Казанджик или в Небит-Даг.Для меня тогда это было без разницы (это потом-то я понял,что нужно было выбирать).Так я начал службу командиром взвода управления батареи горных пушек 160 МСП 58 МСД.
Командиром полка и начальником Казанджикского гарнизона в то время был полковник Туровский И.С.,зам.комполка майор Мирзоев (они упоминаются генералом армии Постниковым С.И. в его мемуарах “В далёких гарнизонах” как командир 3 батальона и командир роты 161МСП),начальник артиллерии подполков- ник Плеханов,командир батареи ГП капитан Белых Ю.И., командир батареи 122мм миномётов капитан Петров М.,
командир батареи ПТУРС ст.лейтенант Аскеров Ф.А.
Про условия Вы писали.По молодости всё это перено-силось запросто,хуже было семьям.У меня уже в то вре- мя сыну было 5 лет.Он до сих пор вспоминает,как услы-
шав гул вертолёта женщины кто в чём бежали занимать очередь за сметаной и сосисками,а потом только надева- ли дома что-то на себя и приходили в очередь.
О пендинках.У меня во взводе разведчик имел несча-
стье заиметь на спине такую болячку и у моего соседа по дому красивый сынишка имел на лице укус.Кстати,ка-
фе в доме офицеров у нас звалось “Пендинкой”.По распо-
ряжению начальника гарнизона работницам кафе запреща- лось ставить водку в холодильник,только шампанское.И не возбранялось по пути домой на обед за 1 рубль вы- пить стакан холодного шампанского.Холодную водку после службы тоже пили,но это кто имел блат с буфетчицей.
Про стеклянные фляжки.В 1961 и 62 г.г. нас как студентов, изучавших на военной кафедре артиллерию, посылали на лагерные сборы -один раз в Ашхабад и другой раз в Мары (но стрельбы всё равно были в Келяте)
Так нам как партизанам выдавались не алюминиевые,а стеклянные фляжки Ашхабадского стеклозавода.По убытию домой,оказывается,их можно было не сдавать (не все это знали).Тот кто не сдал,заполнял на Ашхабадском или Ташкентском рынках эти фляги вином (20 коп.стакан)и ехал дальше веселее.
Извините за длинноты.Вспомнить много что есть.
Здоровья Вам и успехов!
Спасибо большое, Валерий! Очень интересно. А длинноты… Разве это длинноты? Это ж воспоминания о молодости и о службе! Спасибо Вам!
Я родился и провел все свои чудесные школьные годы в Казанджике. Большинство учителей нашей школы были жены офицеров. С благодарностью вспоминаю своих учителей.
В 1964-65 г. командиром части был полковник Овчаренко.
Его сын, Сергей Овчаренко, 1950 г. рождения, учился со мной в одном классе. Мы с ним дружили.
Может вспомните что-нибудь о судьбе этой семьи.
Спасибо.
Удачи, Токен!
В поисках полковника Овчаренко вот что я еще нашел.
Янкевич Станислав Алексеевич (www.balmou9.ru/yankevich.html) вспоминает:
И в июне 1966 года меня переводят по месту службы в город Ош (Киргизия), в только начавший свое формирование 860 полк.
И, конечно же, вскоре прибыл командир полка полковник Овчаренко. Наш Батя, как его называли солдаты. Илларионович, так за глаза его звали офицеры полка.
Простите, что повторяюсь, и всё же: Удачи Вам!
Николай, большое вам спасибо за описание жизни в этих местах Сам Каахка – Теджен 1964 – 1969 гг Не горюю но обидно, одни сидели по 25 в столицах, другие крутились меж сопок до пенсии СПАСИБО
Каахка, Теджен… Знакомые всё лица.. С наступившим Вас Новым годом, Михаил!
Николай,здравствуйте!О Казанджике Вы написали очень все подробно и точно.В 58 МСД служил с 1970 по 1975 годы. В Казанджик был переведе из Небит Дага в 231 танковый полк в ноябре 1972 ода. Когда представлялся командиру полка полковнику Максютину, то первым воппросом было:” За что сослали после училища в ТуркВо?”. Он был очень удивлен, что округ выбрал сам и Ульяновское гвардейское танковое командное училище окончил с отличием. Служба была очень интересной и насыщенной боевой подготовкой. Самое дорогое, что “вынес” из ТуркВо, это уважительные,добропорядочные отношения между офицерами. Дружба и взаимовыручка офицерских семей. Дружили всем подъездом, делились последним. Одну луковицу могли делить на 5 семей…О трудностях жизни повторяться не буду. Вы не упустили практически ничего.Дополню Ваши воспоминания только одним эпизодом. Когда “старые” офицеры ( прослужившие по 10,15, а то и 20 лет в этих местах) в курилке спросили меня:” А ты лейтенант знаешь, как рсшифровывается ТуркВо?”На что я неуверенно ответил, что не знаю. Один из них, сорокалетний капитан, улыбнувшись, “расшифровал” :”Только(Т) – умершим(у) – разрешил(р)-командующий(к)-выезд(В)- обратно (о)!”.
Всего Вам самого хорошего. С уважением, полковник в отставке, участник боевых действий в ДРА, участник ликвидации аварии на ЧАЭС Церковный А.К.,Беларусь
Здравствуйте, Николай!В Казаеджик был переведен в 1967-1969 годах в.ч. 61631 в взвод разведку, командир взвода лейтенант Лысаков, следовательно младший лейтенант Ольховский. Начальник разведки полка майор Камшилов, командир части полковник Кириллов, а потом – подполковник Масюта. Начальник штаба, полковник Киряев. Спасибо за заметки об этих местах, приятно было все вспомнить!
Спасибо за отклики и комментарии, друзья мои – туркестанцы!
Здравствуйте! Мой папа Башлыков Дмитрий Иванович служил в Казанджике врачом в мотострелковом полку в 1961-1962 годах. Кажется, фамилия командира полка была Цокур. Тогда Хрущев сократил морские войска, и мы с Дальнего Востока прибыли в Туркмению. Папе пришлось сменить красивую морскую форму на зеленую сухопутную. И мы все были с ним – жена Нина и две дочери, нам было 8 и 3 года. Мама работала сначала в школе, потом в Доме офицеров художником, начальником был Акинфиев, жену его звали Ада. Еще помню фамилию Твердохлеб. Я ездила в школу с детьми офицеров на школьном автобусе в город из военного города. Сестра ходила в садик. Молоко привозили на машине и давали семьям, где дети до 3 лет по пол-литра. Папа постоянно был на учениях, гимнастерку можно было ставить от соли. Летали огромные орлы и по городку ходили собаки – волкодавы. Мы с ними играли. В домах были большие веранды, мы там спали ночью, заворачивались в мокрые простыни, они через полчаса были сухие. Верблюды каждое утро шли сами на выпас, вечером возвращались. Помню, как папа получил новую санитарную машину – буханку и взял нас с собой на ее обкатку по пустыне. А потом мы уехали в Ташкент, папу перевели в штаб округа. Казанджик – частица нашей жизни…
Спасибо, Наталья! Из Казанджика – в Ташкент! Обычный человек просто не в силах представить себе этот перепад жизни и жизневосприятия!
Удачи Вам!
Спасибо за Казанджик! Я там прослужил с 1986 по 1990 гг. 2 танковый батальон- заместитель командира батальона, секретарь парткома полка. Приехал из Забайкальского округа. Да сурово там, но и прекрасно.Люди хорошие. Наш танковый полк несколько лет был инициатором социалистического соревнования в округе. Замечательные люди вышли оттуда. Полковник Рохлин жил у нас в Казанджике. Начальник главного штаба сухопутных войск генерал лейтенант Скоков С.И. был командиром 5 роты. Его танки и солдаты участвовали в к/ф “Атака”. Герой России Козлов тоже там служил.
Спасибо, Зуфар!
С наступившим Новым годом Вас!
Привет всем Казанджикцам, особенно танкистам в/ч 61631. Год службы 1982-1985 начальник медицинской службы полка (в народе “студент”). Да Казанджик-Сити – это Сити! Кто не испытал – сложно рассказать! Со Скоковым жили в одной общаге (действительно уютная и с аквариумом). А со Львом Рохлиным жили в одном доме, часто приходилось лечить его детей. Всем удачи и здоровья. Ст. л-т м/с С.Н.Зиин
Спасибо, Сергей!
Добрый день.Познакомился с гарнизоном в 1985 году старшим лейтенантом.Командировка на 3 дня.Помню невысокая ограда городка, за которой начинались пески. Стоящая у домов цистерна с водой. Ветер.В самом поселке Казанджик в аптеке работал молодой человек звали Сапар. Нашлись общие знакомые по службе. Один светофор. Одна белая волга, которую все жители контролировали как она проезжает перекресток. Однажды сломалась и наш сержант ее быстро отремонтировал. Были награждены хорошим кагором.Хорошие воспоминания.Сильные люди. Достойны уважения офицерские жены.
Спасибо. Удачи
Вот, а я в 85-м в Казанджике побывал в последний раз
Я служил в Казанджике с ноября 1985 года по апрель 1986 года в инженерной роте,затем офицерские курсы в Ашхабаде , сейчас живу в Актюбинске.Командир роты Капитан Лупандин,ком. взвода лейтенент Перекрест.Нач .штаба Хачатурян.командир полка Полковник Плугин.интересно было бы узнать дальнейшую судьбу наших офицеров,да начальник инженерной службы майор Петериков.
Здравствуйте, Зуфар Каримуллович! Очень рад, что Вы в добром здравии. Я был последним редактором дивизионки в Кизыл-Арвате. В 91-м я расформировывал газету. Мы с Вами, часто пересекались в политотделе. Начпо тогда был Наиль Мухаметшин. Хорошо помню Сергея Скокова, в Казанджике он был начштаба 1-го ТБ у Шавката Абдукадырова. Отзовитесь.
С уважением Игорь Бирюков
Рад твоему комментарию, Игорь!
Вот! Значит это Ваша статейка испортила мне настроение на кануне дембеля:) полигон -вождение и тут старший я -куда механиков гонять !?-они и так специ ,присели ребята письма черкнуть)-но вот откуда появился кор с фотиком (бумажная душа) Яхшимову механику этого кора в танк он бы прокатил!))) Яхшимов в роте Дягелява служил а на соревнованиях он был со мной-мех асс!Дорожку* давал идеал!
А заряжающим был Мустафа Богатырев?
Здравствуйте. Я служил срочную. Сначала в афгане 1988-1989. После вывода из афгана дослуживал еще положенный год в 61631. Помню Зуфара Каримулловича Шайхутдинова. Хороший, спокойный уравновешенный человек. Командиром полка помоему был полковник Турсунов. Полк был в то время адрированный. Служил я в инженерно-сперное роте (1 солдат на всю роту). Командир роты капитан Реентович Владимир. Отчество не помню. Начальник инженерной сапёрной службы майор Пятериков. Перед глазами лица других офицеров и прапорщиков. Ф.и.о. к сожалению не помню
Зуфар, неужели ты? Искал тебя!!!
Есть еще один офицер. Служил в полку врачом. Ссылку ему отправил. Получил подтверждение в получении. Вечером состоится погружение в удивительные , волнительные воспоминания.Сегодня он полковник я подполковник медицинской службы и путь наш пересекся в песках и след сохранился до наших дней.
Жаль, что из Казанджика у меня вообще ни одного снимка не осталось!
В “одноклассниках” есть группа “гарнизон Казанджик”…там есть кое-какие фото из этого городка…
С уважением Обыскалов Виктор Иванович, в Казанджике – 2тв 9тр 3тб 1977-1979г.г.Ком роты – капитан Пололин, комбат – капитан Хицов, ком.полка сначала пп-к Ханин, затем п/п-к Димков
Спасибо за подсказку. Хотя я из “Одноклассников” уже четыре года как ушёл…
Виктор Иванович! Служил срочную в/ч 61631. 1977-1979. Авторота. Ком роты к-н А. Мещеряков!!! При ДМБ. грамота за подписью Ком. полка: п/п Димкова. Вспомнил, Почему и обращаюсь к вам.
Молодость не проходит. Спасибо автору сайта за возможность жить молодой жизнью. Настоящий офицер.
Служил срочную в Казанджике механиком-водителем в 5 роте Дягилева 1987-1989 командир взвода Саневич офицеры с большой буквы напишите!!!
Всем привет!Служил в Казанджике 87-89 годы,был старшиной 6 роты,командиры-Смагин,Маткаримов,Шайхутдинов,Пятериков,Скоков,ДягилевЖилкин,Абдукадыров и многие другие с которыми до сих пор дружу и общаюсь.Остались приятные воспоминания о тех временах и людях ,которые меня окружали,таких больше “не делают”.Всем огромная благодарность…Кому интересно могу поделиться контактами,сам хотел бы связаться с Вячеславом Блудовым,он есть выше в комментах,я его ищу давно,спасибо…
Здорова! Богарырев)-1987-89г. ,кажись я там слет в ТуркВО взял;)-помню все до мелочей,Дягилев с нижней губой блин он кажись боксер)-добряк,Плугин с этим кросом-бухнет а утром уже ганяет ,Пяташев,Федоров…
Привет, дружище!Как ты? Помню тебя очень хорошо…Как с тобой связаться?Я есть в одноклассниках.Богатырев Мухаммед
Леонид Фесик! Как с тобой связаться?
Свяжемся если все нормально ,легко не было ,но почему-то постоянно память возвращает туда где были тогда казалось товарищи а оказывается там то как раз и были друзья.
А, Плугина Бориса помнишь? Да, кросс с утра у него была фишка.
То что не забыть,подлить немного юморa,помню прекрасно немного выпало снега тут как тут бабу снеговую слепили и по везухе на плацу и на удачу Плугину…:-где этот долбаный прапор (дежурный) слепил видетили бабу! вот с такой п—eй !(прапорчик стоит немного виноват Плугин не так прост..) а возьму если через пять минут не убереш и затолкаю в эту п..щу понял меня прапорщик!
Я тоже служил строчку у Дягилева в 5 роте наводчиком, но в Казандик попал уже после Тедженской учебки весной 90-го.
Привет Слава. Спасибо за прекрасный отзыв о моей скромной персоне, такая оценка дорогого стоит. Коротко о себе. Уже на пенсии, живу на Украине, счастливый дед двух внуков. Мой телефон: 0969107610, если прочтешь это сообщение, позвони буду очень рад. Анатолий Саневич.
Служил срочную в/ч 73806. Комендантский взвод командир отделения тяги. Командир полка полковник Туровский, начальник штаба подполковник Ефименко. Никого не могу найти!
Туровского по фамилии помню… А так… Сколько лет прошло! И каких лет!..
Спасибо, Иван!.. Может, кто откликнется…
Здравствуйте!!!
Служил в Казанджике в ремроте 1986-1988 годы. Незабываемое время.
Командир полка – подполковник Борис Плугин. Командир ремроты – капитан Филинов Сергей. Командир взвода – прапорщик Чагилов Аман.
Есть несколько фотографий с видами города и части
Олег! Скорее всего ремротой командовал Филькин Сергей. Моя служба в Казане 82-86 ,затем до конца 88-го Кизыл -Арват . (невозвратные места службы )
Здравствуйте, уважаемые офицеры. Моё детство связано с Казанджиком, с тем общежитием, что в фильме “Атака”, с теми двухэтажными домами, на верандах которых были гнёзда фаланг… Где я, сидя за пианино, почувствовала впервые (нет, ошибаюсь, впервые я его, наверное, почувствовала в 1966 г. в Ташкенте) землетрясение…Моя сестра родилась в 1972 г. в Казанджике – Елена Викторовна Ильина.Прошу откликнуться тех, кто знал в то время моего отца – Ильина Виктора Степановича, закончившего с отличием Ульяновское военное училище связи. С наилучшими пожеланиями, Алла Викторовна Ильина, к.п.н.. доцент.
Простите, Николай! Забыла Вас поблагодарить за память! С уважением, Алла Викторовна Ильина.
А самое удивительное и ценное произошло совсем недавно, в апреле. Пишет мне в “одноклассниках” незнакомый человек: “Здравствуйте, Алла! Служили ли Ваши родители в Туркмении, в г. Казанджике? Я знала девочку Аллу Ильину и дружила с ней. Может это вы? И сестричка у неё тоже Лена. С уважением, Таня.” Вот так я нашла свою подружку – Татьяну Луценко, отец которой служил в 70-е гг. в Казанджике, а сейчас он проживает в Полтаве, одинокий. больной, не может ходить.
Спасибо и Вам, дорогая Алла Викторовна!
Что тут скажешь?.. Жизнь идёт, даже можно сказать, проходит, а в нашей памяти остаются картинки, образы, люди далёкого прошлого… И только доносится оттуда, как вот в описанном Вами случае, отголосок минувшего…
Дай Вам Бог здоровья и всего самого лучшего!
С уважением
Николай
Борис Алексеевич. С замом по п/ч ему не повезло, Фёдоров его много раз подвёл.
Здравствуйте Николай.Прошел более года как я писал вам.Жизнь идёт чередом.Я уже на пенсии два года.Но вот работаю.Опять вспомнил Туркестан и друзей товарищей.После армии много чего было.После Ташкентского ВОКУ я получил звание лейтенанта им был отпущен домой))).У меня ведь высшее образование было до армии уже.А вот вуз без военной кафедры был.Так что не до службы а практически к концу службы мне дали звёздочки.Но армия не отпускала меня.Я практически через год бывал на сборах офицерских и у нас в Твери,и ещё далече посылали.Видно я нравился)))))) военкому.Последняя моя ходка была в 86 в Сев.Осетию.Там я в Владикавказском(Орджоникидзевском) ВОКУ получил старлея.Осетия не чета конечно Туркестану,но прелесть Туркестана в том,что там осталась молодость.Тарский полигон красивее чем Келята,а ГОроховецкий мощнее..Работал я ветврачом долго,потом профсоюзная работа .А потом и Сов Союза не стало.Вообщем теперь пенсия.Удачи вам и здоровья.И всем Туркестанцам счастья
Александр! Второй раз натыкаюсь на ваше послание. Чувствую. Служили (мыли полы) в ташкентском училище вместе. В нашей роте сержантов на этих курсах были: мастер спорта по дзюдо Сергей (пел очень хорошо), крепкие ребята как Ушкань, главным над нами поставили сержанта Ерещенко (он из Ашхабада с Валерой Юрченко прибыл). Ну, К-Арватцев лучше помню, чем те, что с других частей
Николай .Ты откуда дружище??? где проживаешь.Мы были точно вместе..Напиши .ali.petroff2017@yandex.ru обязательно напиши.фио место жит.я в одноклассниках или в конт посмотрю..жду
Александр! Такие вот проблемы. Копирование твоего адреса и отправка не уходят с почты. Пишет что нет такого адреса. Убираю первую точку. Уходят. Два письма ушли и кажись в никуда. Подправил в ali третью букву на e (ale), вроде больше подходит к твоему имени. Письмо ушло. Ну и все. Мой адрес nikandrust@gmail.com какой-то странный значек в центре, но это “собака” А в одноклассниках я Устинов Николай, Балаково, 63 года
Николай пиши мне на этот эл адрес..На сайте однокл меня нет..Он заблокирован..Я есть в контакте…
Братья сослуживцы 1982-1985 год Казанджик откликнитесь хочется снова окунуться в это трудное, но прекрасное время с чудными и достойными людьми. Нач.мед. танкового полка Сергей Зинин
Сергей Приветствую тебя и твоих родных ! Рад тебя слышать . Казанджик 82-86 Батурин Владимир !К Большому сожалению наших друзей многих уже нет .
казанджик служил с 1985 июнь комбатом 3 бататальона, потом 1 батальон кизыл арват
Здравствуйте!Я жила с родителями в Казанджике с 1975 по1982гг.Мой папа был начальник ГОКа.Гашков Владимир Петрович.Помню как строили новый клуб,бассейн рядом с ним и памятник Ленину.И сторожа в клубе в лохматой шапке.В школу нас возил маленький автобус,Кавзик,кажэется.Иногда присылали “вахту”такая большая машина.А иногда,мы шли со школы пешком,а местные кидались в нас камнями.Еще в городке был бассейн прямо на улице,большойдля взрослых и лягушатник для детей.Взрослым там было очень тяжело,привозная пресная вода,пыль,песок,жара…змеискорпионыфаланги….пиндинки.Даже кафе так называли “Пиндинка”Но может потому что это было детство,было весело.Нас,детей,да и взрослых,задействовали в художественной самодеятельности,мы пели,танцевали.Ходили в походы.Какие там тюльпаны были…в пустыне весной!
А в декабре 1979 мы, все дети,думали,что началась война.вокруг городка вкопали пушки,по пыльной дороге шли танки…тревожно было.Потом машина приезжали с надписью на тентах “Привет из Афганистана” и были торжественные прощания и проводы и много грустных моментов.
Я с большим уважением отношусь к офицерам которые прошли эту не легкую службу,к нашим родителям которые все выдержали и сохранили свои семьи.
Спасибо, милая Лариса Владимировна! Гарнизонное детство… Мой старший сын был совсем маленьким, когда мы жили в Кизыл-Арвате. Только он мало что помнит – ему было 5 лет, когда его увезли на Украину (меня в Афган отправили)…
А я был совсем маленьким когда мой отец служил в Белоруссии в небольшом гарнизоне, и у меня оттуда фрагменты воспоминаний…
Дети военных гарнизонов – особая категория детей…
Хорошо помню Владимира Гашкова. Моя жена там участвовала в художественной самодеятельности и вечерами часто собирались в ГОКе…
Там в это время служил еще Гашков Александр из Омского танкового….
Служил срочную в 1972-1975 годах в в/части 73806, командиром части был подполковник Дунаев, замполитом капитан Вечкасов, ком. роты ст. л-нт Ляшенко. До сих пор с большим волнением вспоминаю годы службы в армии, как хочется приехать в те места и походить, вспомнить прошедшие годы. Почему то армейские годы так дороги.
Кто служил в эти годы прошу откликнуться.
Старший советник юстиции в отставке Исламгалеев М.Х.
Я прошу прощения,а почему срочную службу служили 3 года?
Так раньше и служили срочную 3 года! Могу ошибиться, но года где-то до 60-какого-то.
Николай,я знаю.что раньше солдаты служили 3 года,а моряки 4.Но с 1968 года,по-моему,перешли на 2 и 3 года соответственно.А наш товарищ служил 72-75 г.г.,как он пишет.Отсюда и был вопрос,который остаётся открытый…
А, простите, не понял… Не знаю, как у него так получилось – мы ведь незнакомы… Быть может, просто опечатка?
В любом случае: спасибо за внимание! И с праздниками Вас!
И я 3 года служилл Демобилизовался в 1967ом, и тогда только слухи были, что ребята, пришедшие нам на замену будут служить уже2,5 года!
Уважаемый Николай Александрович! С удовольствием читаю Ваши заметки. Дают возможность вспомнить самое прекрасное-молодость. И как-бы трудно не было, воспоминания самые теплые (как и места). Служил в К-Арвате. 78-79г. В Казанджике (окрестностях) провели неделю на учениях однако. Ветер – песок, так было уже привычно, что не обращал внимание. Но запомнился последний день, точнее ночь. БМПшки погрузили, отправили, и вся рота осталась ждать пассажирский поезд. Он проходил под утро. Ротой заполнили здание вокзала и чтобы не выставлять дежурных – всем спать хотелось, изнутри в ручки воткнули автомат. Утром кассирша понять ничего не может. Поезд уже стоит на станции, а народ в кассе билеты не берет. А народ попасть в зал не может. Мы мертвецки спим. Вот паника была. Поезд задержался, но претензий нам, солдатикам, предъявлять не стали. Вошли в положение. Так что народ там был доброжелательный
Здорово, тёзка!
Не зря ведь говорят, что кто в армии служил – в цирке не смеётся! На любую смешную придуманную репризу обязательно найдётся случай из жизни.
Здравствуйте! Сегодня наткнулась на эту страничку, чему было ооооочень рада, было просто невероятно интересно прочитать воспоминания других людей… и снова окунуться в ту далекую и теплую для меня атмосферу детства… мой папа – Тарасов Александр Владимирович так же служил в Казанджике и и немножко в Кызыл-Арвате… попал туда после Германии… Я сохранила хорошие и тёплые воспоминания об этом городке… потому что была ребенком, наверное… Солдатский бассейн, командирские дома, туркменский алабай- Боба, тюльпаны, подснежники… клуб, школа… даже базар помню… хотя я прожила в этом городке довольно таки недолго, меня отвезлди к бабушке… моя мама вспоминает все с ужасом, а вернее даже не хочет вспоминать это время… было, конечно, очень трудно… и служил мой папа там долго…
Сверху я прочитала сообщение от Анны… Левчунец… я помню эту фамилию… и знаю, что родители были,точно, знакомы… мне кажется, что даже мы были знакомы)
Спасибо, милая Ольга Александровна! Согласен с Вами: одно и то же воспринимается по-разному в зависимости от возраста. В своих воспоминаниях я рассказал о таком эпизоде: жена офицера, которая попала в Кизыл-Арват из Германии, говорила: мол, им, прибывшим из-за границы, труднее приспособиться к тем условиям, чем нам, кто в цивилизации не бывал. После этой фразы весь гарнизон гудел, как улей раздражённый – все фразу обсуждали…
Да, для тех, кто не знает: алабай – это огромная среднеазиатская овчарка. Очень умные собаки: лают мало и редко, когда охраняют стадо (говорят, сам, понятно, не видел), справляются с волками, а человека распознают легко – кто с какими намерениями входит во двор…
Всего Вам доброго!
Здравствуйте! Спасибо Вам за прекрасный материал, мои родители Нетреба Иван Васильевич и Галина Григорьевна служили в Казанджике в начале 60-х годов, там родился мой брат Юра Нетреба в 63 году. Папе часто снился Казанджик, помню, он удивленно рассказывал маме свои сны, говорил, вот бы побывать там, а мама пугалась одной такой мысли.Все в точности описывалось родителями, но мне трудно было даже представить себе такие трудности. Вот папы не стало на днях и я набрела на Ваш сайт, спасибо Вам! Я еще с большим уважением и трепетом буду думать про них! Мама даже не побоялась устроиться там на работу медсестрой в тубдиспансер.Я живу на Украине, в г.Ровно
А я из Житомира… Неподалёку от дома, в котором проживает моя мама, стоит указатель: Ровно 100. Папа покойный всё подшучивал над ним.
Спасибо за оценку, дорогая Елена!
Николай, огромное Вам спасибо за Ваши авторские работы! Я служил в Казанджике (в/ч 44305) с октября 1967 г. по август 1969 г. Как давно это было, несмотря на то, что время с тех пор пролетело очень быстро. Но, до сих пор снятся сослуживцы, пески и горы. Хочется побывать в тех местах. Но, увы …. Может, кто-то откликнется, кто вместе со мной служил (особенно те с которыми я призывался Ленинским военкоматом г. Ташкента – Колесников Олег, Водяницкий Валера, Узаков Равшан, и др.).
В Казанджике в войсковой части 73806 служил с 1965 по 1969 годы, после окончания Бакинского училища. Был командиром взвода, секретарём комитете комсомола. Командиром батальона являлся подполковник Денисов. Начальником штаба батальона майор Сагадеев. Вначале командиром полка был Овчаренко, начальником штаба майор Анциз, замполитом части подполковник Веселов. Впоследствии командиром части был Туровский, начальником штаба Ефименко , замполитом части майор Киреев. Колоритной фигурой в части в то время был командир другого батальона майор Дерягин. Приятные впечатления о себе оставил Анциз. Интеллигентный , образованный, деликатный . Впоследствии я его встречал вначале 70-х годов в Военно-политической академии, где он преподавал военную тактику. И зря Постников в своих мемуарах не очень хорошо отзывается об Анцизе . С Постниковым я тоже встречался на нивах службы в середине 80- годов в Забайкалье , когда я был первым заместителем военного прокурора округа , а он являлся командующим. И имею о нём соответствующее мнение. За четыре года проведённые в Казанджике на моём пути не было ни одного плохого человека.Все служили, несмотря на нечеловеческие условия , на совесть. В 1969 году я поступил в ВПА имени Ленина на юрфак и моя военная колея изменилась, но память о мотострелках в пустыни осталась на всю жизнь .
Здравствуйте,Николай!Случайно прочитал Ваши воспоминания,а также прочёл все комменты о Казанджике.Я там тоже был.Я служил срочную службу в г.Чирчик 76-78 май в танковом рем.заводе.И в конце 1977 года нас,а именно почти всех “дедов” отправляют в командировку в Туркмению,как оказалось потом это был Казанджик.Говорили,что дней на 10,а получилось,больше двух месяцев.Чирчик,многие это знают,цветущий тогда город,часть наша,где командиром был полковник Юров,настоящий “Батя”,была оазисом в пустыне в сравнении с Казанджиком.Мы,”деды”,уже немного разбалованные этим статусом,попадаем туда,где пить невозможно ничего,ибо солёная вода в водопроводе,первые блюда есть тяжко,пить солёный чай тоже не камильфо,благо грела мысль,что это ненадолго,как нам обещали.Поместили нас в казарму барачного типа,где была буржуйка,которая должна была обогревать всё помещение и,конечно,она не могла этого делать.Было холодно.А целью нашейкомандировки были БТРы,стоящие в боксах в плачевном состоянии икоторых надо было поставить на ноги,что бы они своим ходом ушли в другое место.Боксы холоднющие,январь месяц,ключи руками голыми не возьмёшь,в перчатках плохо,неудобно.Благо,поставили в небольшой комнате “дуйку”,от которой нехотелось отходить.Мы снимали сапоги,подставляли под воздух и так отогревали их и ноги.Деньги у нас закончились,не было курева,воротничков.Но мы были молоды и приближающийся дембель нас грел.Из местных офицеров помню зампотех капитан Протопопов с синюшным лицом,пел частушки про”Мишку Протопопова” т.е про себя под аккомпонимент солдата на гармошке.Ещё помню одного местного старлея,фамилию уже забыл,который бил солдата рукоятью пистолета по плечу,шее,будучи пьяным.Нам было это дико,хотя в армии тогда была “дедовщина”,мы многое видели,и сами были участниками многих дел,но что бы офицер так делал,зная,что ему невозможно ответить…Про пресную воду мы и не знали,видно она была для офицерских семей.Верблюды ходили по улицам,где под ветром перемещалась бумага,тоже немного поначалу удивляло.Но ,конце концов,всё закончилось,и мы отправились в нашу часть,усатые,немного бородатые,настоящие “деды”.Ни грамма не жалею,что тогда служил в ТуркВО,хотя у меня была возможность служить дома,в Одессе,в стройбате недалеко от дома и ,когда было в первое время невыносимо трудно от “дедовщины”,я жалел об этом.Спасибо всем,кто дочитал до конца сей опус,получившийся довольно длинным.Если найдутся желающие пообщаться,я есть в Одноклассниках и В Контакте. Дай Бог всем здоровья!!!
Мне в Чирчике бывать доводилось. Там у меня служил друг – Фёдор Почепский…
Знаете, дорогой Геннадий, когда я читаю или слышу про таких вот уродов, которые избивали подчинённых, так стыдно становится… Вроде не сам в том повинен, а вот грызёт стыд за всех людей в офицерских погонах…
Я вспомнил фамилию того старлея,который бил солдата пистолетом.Это Был старший лейтенант Рекечинский.Может,кто-то и вспомнит такого…
Я бывал в Чирчике дорогой товарищ.А Служил в Туркмении.Это учебка в Теджене..Затем Ашхабадская дивизия артполк.А потом Ташкентское ВОКУ.Два месяца.Полигон в Чирчике…
Мой отец гладыш Анатолий Петрович из германии попали в кизил Арват . Родители разве лист . Отца перевели в Казанижик а мы с мамой остались в кизил арвате . Кто может разгадать об отце или о его новой семье . Мой телефон +380999277269 . Украина г. Донецк вайбер +380954434314
Служил в ТуркВО 1973-1975.Учебка в Теджене-1973 ком танка.1974-1975 в/ч-61631 3 батальон,9 т.рота.Комбат Тюрин Н.Ф. Ком. роты Банников В.Ф. Ком.1 взвода-Кузнецов С.Ком.3 взвода Щугарев А.-мы с ним общались.Ком полка-Китаев.Постоянно вспоминаю годы службы,искал товарищей,мало кто ответил.Возможно кто ответит.
Хотелось бы знать что стало с моим полком в Афгане.
Ни у кого не нашел ответа.
С уважением ко всем Туркестанцам Финагин С.
Сергей, друг мой, так Ваш полк не попал в Афган. Он так и остался в Казанджике. А потом, насколько я знаю, просто был расформирован, уже новыми, незалежными, властями…
Интересно! Я тоже служил в 9ой роте. 1972-1974гг. зампотехом. С Банниковыми жили на одной площадке в угловом доме возле гостинницы. До Китаева комполка был полковник Максютин! Дааа, сколько лет прошло. А ещё -командиром 2ого взвода был А. Чернецкий, в недавнее время мэр Екатеринбурга…
Серега, привет! Всем однополчанам -здравия желаю! Служил 74-75 г.г., старший механик роты. З тб 8 тр. Командир батальона м-р Тюрин, ком.роты ст. лейтенант Шишлин( его жена в то время работала продавцом в солдатской чайной). Может быть кто то знает жив ли, здоров ли Шишлин? Очень хочется узнать о нем и при возможности связаться….. Отличные были мужики!
Рад, если смог помочь встретиться
Очень рад читать воспоминания дорогих сослуживцев.
Живу в Уфе, полковник в отставке. Всем здоровья и благополучия.
Доброго дня, дорогой Наиль!
я служил казанджике1961 по 1963 годы, сначала связистом в 2мсб.командир лейтенант.курбан. мото полком командовал полковник ЦОКУР.2 мсб подполковник КОКОРЕВ маера жданова жизнь не казалась такой тяжелой из деревни я был привет ребята!!!!!!!!
Доброе утро,Николай!Служил в 1 батальоне тп до 85 г.Поступил в академию им.Ленина.А Коля Стародымов был отв.секретарём в дивизионной газете.Гена Каюров попросил меня войти на его сайт в Казанджике,да вот что-то не могу.Ком.полка у меня были Агзамов и Мягков,по-моему не ошибаюсь.Агзамов у меня в ОК в друзьях.Напомню.Олег Клёцкин,63 Ижевск.Буду рад пообщаться.
Олег, здравствуй, дружище! Конечно, помню тебя прекрасно!
Добрый день.Я служил в Казанджике,только в минометном дивизионе,котрый располагался рядом с пехотным полком.Командиром части в то время был подполковник Мельников,участник ВОВ,это было 1970 1971 ггВоспоминания о городе только положительные
Служил в гКазанджик в,ч 44305 1972 74гг ремонтный батальон 1 танковая рота ком роты лейтенант Любичь ком батальона майор Тумилович зам потех капитан Протопопов
Михаил,прочитай выше мой рассказ о моей командировке в Казанджик в конце 1977 года во время моей срочной службы в рядах СА.По-видимому,я был там,где ты служил ранее.Поскольку запомнился зампотех к-н Протопопов,довольно взрослый дядька с сизым лицом.И как он любил петь частушки под солдатский аккомпанимент под гармошку,находясь пол газом…Мы находились в барачном помещении с печкой-буржуйкой,которую отапливал дневальный.Рядом было тепло.Почему-то та зима 77 года была очень холодной,хотя это была Туркмения.А за казармой находилась гора с крестом на ней,мы тоже туда поднимались.Буду рад,если ты отзовёшься…
Гора с крестом – это Кушка. В Казанджике я не помню такой…
Николай,я не был на Кушке.А в Казане был,поэтому ошибиться не мог.Мы с ребятами поднялись на неё,на кресте хотели поставить автограф,а там не было места,он был весь исписан.Извините,что я спорю с вами…С праздниками вас,здоровья желаю…
Да нет, что Вы, всё нормально. Я-то бывал в Казанджике только наездами, быть может, и упустил… А то и забыл… Сколько воды утекло!.. Как говорится, как мало прожито, как много пережито!..
Служил 1968-1970 в/ч 73806 командир п-к Туровский н-к штаба Халин командир танковой роты к-н Аскеров зам.ком.полка Мирзоев. Если честно то почти все офицеры были “сосланы’ за провинности
Да, сосланных и в самом деле было много…
Здравия желаю nikolay!…Ссыльные были, но не все справедливо. Все оставались Людьми.
Так и я об этом же: далеко не все справедливо!
Добрый день Николай. В Казанджике прослужил без малого пять лет, с сентября 84 по июль 89гг. Да, приходилось иногда тяжеловато, но вспоминаю всегда эти годы с теплотой в душе. Спасибо Вам за приятные воспоминания. Я живу в Высокой Печи, под Житомиром. Мой телефон: 0969107610.
Служил вч73806 1968-1970 взвод ЗПУ-4 командир ст.лейтенант Левенчук А.Командир полка Туровский М. Зам по строевой м-р Мирзоев.Зам по тех. м-р Болдырев.Ком-р танковой роты к-н Аскеров.Нач.артиллерии п-к Плеханов.Казначей л-т Таубе.Зам.полит м-р Киреев.Нач штаба п/п-к Халин
Мы с женой частенько вспоминаем Казанджик…И всегда тёплым словом! А я 2 раза служил в СА : первый раз солдатиком 1964-1967гг, а вот второй раз (ну никак без меня СА обойтись не могла!) офицером в Казанджике! Причём первый раз всю ГДР топогеодезистом в ракетной части обошёл, А вот второй раз -зампотех танковой роты! Жена там в милиции пристроилась… Да всё путём было…Молодые были!….Да, фаланги у нас по квартире бегали…А вот пендинок в Казанджике не было!!! С язвами к нам приезжали ребята из Теджена,Мары и пр…Впрочем в связи с прокладкой канала оросительного вполне возможно в Казанджике и вся флора и фауна изменилась! Николай, спасибо за сайт! За возвращение в молодость!
Были пиндинки, были… Увы!
Здравствуйте Николай! С большим интересом причитал все ваши публикации о Казанджикском гарнизоне и комментарии, отзывы об этом казане ветров, с котором тесно связана часть моей жизни, начиная с детства. Мой отец, Заремба Василий Тимофеевич, служил еще в РККА с марта 1942 г. Участвовал в мае 1942 г. в боевой операции по первой неудачной попытки освобождении Харькова. В районе Барвинкова попал в окружение, но с группой опытных бойцов сумел выйти из окружения. Рассказывал о том, какой кошмар тогда творился и каковы страшные были потери личного состава и техники. После этого, уже являясь сержантом, командиром 120 мм миномета участвовал в Сталинградской и Курской битвах. Был ранен под Белгородом. После излечения продолжил службу и воевал в Псковской области и Прибалтике. Под Невелем Псковской области был тяжело ранен. После излечения был направлен на курсы офицеров политработников. После окончания их, получив офицерское звание, он был направлен для прохождения дальнейшей службы в дивизию, которая последствии после окончания войны в августе-сентябре 1945 г. была передислоцирована в Туркмению, первоначально в Ашхабад, а затем в Кизыл-Арат. Мотострелковый полк, входивший в состав этой дивизии в котором отец продолжил службу время войны в должностях зам. командира роты, батальона, парторга полка, впоследствии дислоцировался в Казанджике. Вместе с этим полком отец освобождал Латвию, Литву, Восточную Пруссию. У меня сохранились две благодарности Верховного Главнокомандующего Сталина И.В., данные лейтенанту Заремба А.В. за умелые действия при прорыве обороны немецко-фашистских оккупантов при взятии Риги, Шауляя. В Восточной Пруссии полк в составе дивизии принял активное участие в ликвидации группировки немецко-фашистских войск в районе Куршской косы, которые, по словам отца, оказывали жесточайшее сопротивление. После окончания Великой Отечественной войны, как рассказывал отец, в августе 1945 года, до которого уже после Победы дивизия и полк вели боевые действия, добивая остатки не сдававшихся немецко-фашистских войск, все подразделения дивизии были погружены на железнодорожные составы и прибыли в г. Ашхабад, где на воинской площадке они разгрузились и ночью строем проследовали на территорию первого военного городка. Отец продолжил служить в том же полку и той же дивизии, дислоцировавшейся тогда до 1955 года в Ашхабаде. Там же в казарме мотострелкового полка, где мы жили, родился в 1951 г. я. Точно не помню, но кажется в 1955 году, вся дивизия была передислоцирована в г. Кизыл-Арват, а полк, в котором заместителем командира батальона служил мой отец, был передислоцирован в Казанджик. Так я оказался вместе с родителями в этом забытым богом местечке. Помню, что там в военном городке уже тогда находилось два полка. Один мотострелковый, в котором служил мой отец, а второй – танковый полк. Жили мы там в финском домике на два хозяина, расположенном слева от въезда в военный городок. Во второй половине домика жил кажется зам. командира полка по строю Юнусов. У него был сын, с которым я постоянно играл и мы дружили. Вы правильно описали условия жизни в городке. Все подтверждаю. Хорошо помню условия жизни, песчаные бури, безводие, змеи и различные виды пауков. Врезалось в память то, что отец вечером и ночью приходил со службы весь серый от песка. Вся форма от песка меняла свой цвет, сапоги – серые, все в песке. В поле на учения он всегда выезжал с выдаваемыми всем военнослужащим очками от песка. Мать постоянно убирала комнаты, но всегда к концу дня в комнате на подоконниках и полу комнат скрипел песок и пыль. Но несмотря на это отношения с обитателями городка были очень хорошие Офицерские семьи дружили, часто все собирались и устраивали совместные застолья по вечерам и выходным дням. Хорошо помню, как отец часто собирал детей офицером и мы все вместе на БТР ездили в годы к бассейнам с серо-водородной водой, где упались. Летом, по вечерам в городке на улице показывали фильмы. Там собирались все. И семьи офицеров, и солдаты, и приходили местные жители. Я помню, что тоже всегда ходил в кино вместе с котом Мурзиком, который всегда внимательно следил за происходящим на экране. Солдаты, наблюдая это, просто со смеху “падали”. Вот такая была жизнь в Казанджикском гарнизоне. В тот же период времени мой отец экстерном сдал экзамены за курс обучения в Ташкенском общевойсковом военном училище. В 1958 году отца перевели по службе в Ленинградский военный округ. Служил он в г. Выборге Ленинградской области в должности заместителя командира отдельного инженерно-саперного батальона до 1966 года. Все это время батальон занимался боевым разминированием Сайменского канала и территории Ленинградской области, включая г. Ленинград. Но отец все время жаловался на холод в зимнее время. Он под Сталинградом обморозился и поэтому плохо переносил холод. Поэтому он вновь перевелся в ТуркВО, но проходил службу уже в Ашхабаде в первом военном городке. Я, уже в зрелом возрасте, вновь неоднократно в 80-х годах посещал Казанджикский военный городок и г. Казанджик. Связано это с тем, что я посвятил свою жизнь службе в правоохранительных органах. В 80-е годы я работал руководителем уголовного розыска Красноводской области ТССР. Поэтому часто по служебной необходимости посещал Казанджик, Кизил-Арват, Небит-Даг, Челекен и другие районы области. Во многих случаях я всегда контактировал с командованием воинских подразделений и погранвойск. Когда точно я уже не помню, но кажется летом 1987 года я приехал в Казанджик по служебной необходимости. Остановился я в офицерской гостинице на территории военного городка, т. к. в городской гостинице, где я первоначально остановился, меня чуть не съели полчища тараканов. В один из вечеров после работы пошел в офицерское кафе поужинать. В городке все оставалось также, как и в 50-х годах. При въезде в городок также стоял облезлый домик, где я провел часть своего детства. Был вечер, и также, как 30 лет назад в кафе скопились грязные, запыленные и все в песке молодые и седоватые офицеры, стремящиеся попасть в буфет. Когда я в гражданской одежде сидел за столиком и пытался уничтожить котлету с яичницой, напротив меня остановился майор в серой от пыли форме с эмблемами танкиста и таких же сапогах. Он уже побывал в буфете, и направляясь к выходу. Увидев меня, он долго, около 10 минут стоял и смотрел на меня. Мне стало неудобно, и я спросил, что ему надо от меня. Неожиданно офицер, назвав мою фамилию, спросил, не я ли это. Оказалось, что этот майор, командир батальона соседнего танкового полка, является Юнусовым, с которым я в детстве в Казанджике жил в одном доме и дружил. Он закончил Чирчикское танковое училище и волею судьбы вновь оказался в Казанджике. После этого мои скитания по гостиницам закончились. Уже в 2000-х годах, работая в Российской Федерации, я встретился с Дышевым Сергеем, снимашим обо мне фильм из серии “Криминальная Россия” Оказалось, что он тоже в 80-х годах служил в Кизыл-Арвате и хорошо знал Казанджик. Я был очень рад нашему знакомству. Вот все, что я знаю о Казандике и его военном городке, о мотострелковом полке, дислоцированном там. Грустно, что так быстро пробежала жизнь С уважением, полковник юстиции Заремба Анатолий Васильевич.
Дорогой Анатолий Васильевич, спасибо за столь обстоятельное письмо! Оно и в самом деле: жизнь долгая-долгая, а пробежала так быстро!
Спасибо!
Спасибо Николай за то, что ответили добрым словом, и поддерживаете память о наших отцах. Хочу только уточнить, что во время описываемых событиях во время великой отечественной войны 58 мсд номер 344 Рославльской Краснознаменной стрелковой дивизии. С этим номером она прибыла из Восточной Пруссии после участия в разгроме Курляндской немецко-фашисткой группировки и окончания Великой Отечественной войны в состав ТуркВО первоначально в Ашхабад, а затем в 1955 г. в Кизи-Арват, Казанджик. В том же 1955 г. дивизия была переименована в 58 мотострелковую Краснознаменную Рославльскую дивизию. В том же году торжественно было отмечено 15-летия сформирования этой дивизии. Ряду офицеров дивизии, в том числе и моему отцу были вручены Почетные грамоты Президиума Верховного Совета ТССР за высокие показатели в деле повышения обороноспособности страны. Данная грамота в настоящее время хранится у меня.
С уважением Анатолий.
р
рославльской
Здравствуйте, мой отец служил в военной части Туркмении военным врачом-эпидемиологом в Казанджике, мама работала экономистом на ковровой фабрике. Мама побоялась меня там рожать и уехала в Краснодарский край, к своей маме, моей бабушке. Папа – Бондаренко Анатолий Иванович, 1939 г.р., потом папе пришло распределение в Германию, г.Рудольштадт, потом мы переехали служить в Йену, там я пошла в первый класс, родилась моя сестра Анюта. потом папа выбрал распределение в Свердловск, ныне Екатеринбург, мой папа погиб в 1984 году в Куйбышеве 6 июля, дело до сих пор не раскрыто. Похоронен здесь, в Екатеринбурге. Мама умерла в 2016 году. Мы с сестрой чтим память отца и матери. Отец был в вечных командировках по Свердловской области, был даже ликвидатором сибирской язвы весной, 1979 года. Спасибо Вам за память о ТуркВО. Знали ли ВЫ моего отца? Заранее благодарю Вас за ответ.
Наверное, нет, не помню, Ольга. Всё же 35 лет прошло…
Анатолий Васильевич, спасибо .
Здравствуйте! Решила тоже написать свои воспоминания. В Казанджике оказалась в 1973 году.Мой отец-Бодров Вячеслав Николаевич, капитан переведен в Казанджик из ГДР. Мне было 3 года. Смутно помню гостиницу, в которой жили в первое время, рыбок помню. Я очень хорошо пела модную песню “Ромашки спрятались …” и меня ставили на табурет и просили спеть. А потом дали квартиру в двухэтажке, колонка во дворе с соленой водой, сараи. Помню, как отец приезжал с учений и привозил черепах, которых потом держали в этом сарайчике. А мама моя пела в хоре в доме офицеров. Работала в магазине.
А потом отца перевели в Кизил-Арват. Жили сначала в 1-м городке, в барачных домах. кругом туркмены, верблюды на помойках. А после наводнения в новом городке. помню как строились дома в этом городке. Там же ходила в детский сад, а потом в рядом в 3 школу. Отец служил в дивизии что-то по ГСМ. Мы дети ходили купаться в солдатский бассейн. Новый дом офицеров красивый. Конечно жуткая жара, песчаные бури и еще запомнились собаки большие со щенками в военном городке, мы все из спасали. А горы и море тюльпанов весной до сих пор перед глазами.Это уже 1975-1979 года. А в 1979 году отца перевели в Чирчик, замкомполка (номера частей не помню). А потом, 1981 году Афган. Так что моя мама – жена офицера все это прошла, 2 года с войны ждала. Сейчас таких женщин еще поискать. Настоящая жена офицера.Вспоминает до сих пор с теплотой друзей-сослуживцев. Да и я вот тоже, свое детство в Туркестанском военном округе. 1984 году оказались в Волгограде.
Ох, Наталия, и в самом деле всё изменилось: и время, и люди, и даже география…
На самом деле вертолёт с какой -никакой провизией начал летать раз в пару недель году в 67или 68-м, после того, как своего дитенка лишила жизни одна из мамаш.Трудно представить, но вкус простого творожного сырка я помню более чем через пятьдесят лет. Как и вкус мяса дикообраза, очень, кстати, вкусно, как баранина. Офицеры стреляли их и зайчиков в районе Зеленой долины, зато было что иногда съесть. Не представляю, как мы выживали. С мая по сентябрь спали только на полу, во влажных простынях, обдуваемых вентилятором с резиновыми лопастями. Да, и с 65 у нас был белый холодильник ЗиЛ, как он спасал. Жили в красном кирпичном 2-х этажном доме, потом рядом с ним построили общежитие-гостиницу, на стройке которого рассёк себе голову и меня на руках несли в медсанбат, где наложили скобки. Гальюн на улице. Ой, много, что помнится. Впервые перезарядил Калаш года в четыре, ногой, помню, как вчера,в уличной курилке танкового полка, также впервые ощутил тяжесть пистолетной рукоятки… Ведь все развлечения были только в частях.
Есть фотки 60-х, можно ли, и, куда сбросить?
Спасибо, Игорь!
Мой адрес: starodymov@mail.ru
Только я помещу буквально 2-3 снимка – на моём сайте Туркестан не является доминирующей темой.