ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ АВГУСТА
А знаете, друзья мои, кто впервые в литературе употребил понятие «параллельные миры»?.. Герберт Уэллс! Он же придумал такие слова, как «человек-невидимка» и «антигравитация». Но начал я эти заметки именно со словосочетания «параллельные миры» по причине, которую сейчас объясню.
Есть в литературе, и вообще в общечеловеческой культуросфере имена, которые, как мне представляется, просто обязан знать каждый человек. И в наше время (имею в виду время своей юности) они и в самом деле были знакомы каждому школьнику. Когда сегодня начинаешь разговаривать с иными представителями современной молодёжи, просто диву даёшься их дремучей невежественности. Тот интеллектуальный багаж, который представлялся в наше время совершенно естественным для каждого человека, сегодня многим представляется излишней обузой.
Мы с ними проживаем в одной точке пространства-времени, однако в философском плане сосуществуем в тех самых параллельных мирах, о которых первым написал Уэллс.
И знаете, что меня больше всего угнетает?.. Это то, что я просто не могу объяснить: а зачем вообще нужно больше знать, и вообще читать книги! Слишком часто молодые люди попросту не считают нужным обременять свою память знанием всех тех интеллектуальных богатств, которые накопило человечество. Носителем же этих сокровищ является именно книга.
Для меня чтение – вполне очевидная вещь, столь же необходимая, как утренний кофе или вечернее яблоко, как необходимость ходить ногами, а не на руках, как поздороваться при встрече со знакомым или же вымыть руки после туалета. Я не могу не читать, равно как не могу не писать – хотя в данный момент веду речь не о том, что я пишу, а что читаю.
Как-то в метро я встретил сотрудницу, которая, увидев в моих руках книгу, совершенно искренне удивилась:
- А зачем вы читаете?..
Чем поставила меня в совершеннейший тупик – ведь она и сама работает в писательской организации. Пусть и клерком; но всё-таки… Как ответить на этот примитивный вопрос?.. Не знаю!
И сколько же вокруг меня ещё людей, которые не читают вообще! Им попросту непонятно, зачем это нужно! На мой взгляд, человек, который не читает, ущербен. А с их точки зрения, ущербен как раз – читающий, и пишущий для читающих…
Недавно в одной телепередаче принимал участие известнейший (подчёркиваю: абсолютно всем известнейший!) российский актёр из числа молодых. И о нём рассказали, что он вообще не в состоянии усваивать отпечатанный текст – ему зачитывали его реплики, и он их воспроизводил на слух. Представляете?.. У нас выросло поколение, представители которого не в силах усвоить написанное!
В моём представлении это полнейшая деградация!
Повторюсь: мы и в самом деле обитаем в параллельных мирах. И конечно же Герберт Джордж Уэллс не мог себе представить, что придуманное им фантастическое определение придётся использовать именно в таком понимании.
А заговорил я именно об этом всемирно известном в мои времена и основательно подзабытом во времена нынешние писателе по причине вполне объяснимой. 13 августа исполняется 70 лет, как его не стало.
В детстве я зачитывался романами Уэллса. Как, впрочем, и все мои сверстники. «Войну миров», помнится, мне сначала рассказал кто-то из одноклассников, и я тут же раздобыл, не помню где, эту книжку – обложку помню до сих пор. Читал, мне было жутко, и я воображал, как следовало бы бороться с пришельцами… А потом прочитал «Машину времени», и снова стало жутко от того будущего, которое нарисовал писатель… Ну а «Когда спящий проснётся» стала первой, насколько я помню, книгой, прочитав которую, я задумался о том, что не всё настолько просто и прямолинейно в развитии человеческого общества, как представлялось до этого.
Вообще, я больше любил советскую фантастику – светлую, гуманную, красивую… Хотя, приходится признать, и несколько более скучную. В творчестве Уэллса будущее выглядело иначе. Да, в нём всегда присутствовала надежда, что всё будет хорошо, что разум и человеческая душа возьмут верх над тёмными силами и человеческими пороками… И всё же… Всё же пророчества Уэллса выглядели куда мрачнее, чем у наших авторов. Зато вопросов, над которыми приходилось задумывался, книги Уэллса ставили больше.
Следует добавить, что, по всей видимости, именно в произведениях Уэллса впервые спрогнозирована война в воздухе между аэропланами, использование отравляющих газов, а также применение лазеров (хотя слова такого, конечно, нет). Впрочем, поосторожничаю: пусть он был не первым, но одним из первых таких писателей.
И ещё. Герберт Уэллс трижды побывал в России, и оставил об этих приездах воспоминания. С ними можно согласиться или же принять их критически, но они несомненно интересные свидетельства той эпохи. В частности, характеристики Ленина и Сталина…
Итак, ушёл из жизни великий писатель 13 августа 1946 года.
Имя следующего юбиляра, наверное, вспомнят не все. Однако навряд ли найдётся в нашей стране, да и вообще во всём русскоязычном и тюркоязычном мирах хоть кто-то, кто не слышал имени главного героя его творчества. Речь идёт о Леониде Соловьёве и Ходже Насреддине.
Леонид Васильевич Соловьёв родился 19 августа 1906 года. Всю молодость он прожил в Средней Азии, будучи журналистом, исколесил весь регион, можно сказать, буквально пропитался его духом.
Перебравшись в 1931 году в Москву, Соловьёв-писатель некоторое время ищет свою творческую нишу в многоплановой отечественной литературе… И в 1940 году выходит первая часть его знаменитой дилогии о похождениях ХоджиНасреддина.
Родился его персонаж не из ничего. Ходжа Насреддин является героем народного фольклора Средней Азии. Весёлый, никогда не унывающий балагур, бессребреник и заступник за слабых – Ходжа пользовался огромной популярностью в регионе. А Леонид Соловьёв познакомил с ним всё население Советского Союза.
Следует отметить, что литературный Ходжа оказался очень благодарным героем – за эту свою невероятную популярность добром отплатил писателю. И такое, оказывается, случается!
Потом была война. Известный писатель Леонид Соловьёв стал фронтовым журналистом. Избитый штамп, но использую его – с «лейкой» и блокнотом прошагал военными дорогами до самой Победы.
А в 1946 году его арестовали. Оказался писатель в одном из лагерей Мордовии. И вот тут-то и случилось чудо. Начальник лагеря, узнав, кого именно занесла судьба в подчинённое учреждение, оставил Соловьёва под своей опекой, определил на должность, на которой у того имелась возможность заниматься творчеством, и разрешил писать продолжение романа. (Наверное, было бы справедливо, если бы стала известна фамилия этого начальника). Вторая часть дилогии о Ходже Насреддине рождалась в «зоне» – а получилась настолько светлой, пронизанной верой в завтрашний день, пропитанная юмором… Это ли не творческий подвиг!..
Следует подчеркнуть, что пребывание в «местах, не столь отдалённых» Леонид Соловьёв расценивал как заслуженную расплату за некий некрасивый поступок, совершённый в молодости по отношению к любимой женщине, и который он тяжело переживал всю жизнь. В чём он состоял, этот проступок, писатель никогда никому не рассказывал.
Ещё одно широко известное у нас в стране имя. И кто знает, не исключено, его знало бы меньшее число россиян, если бы не известная шуточная эпиграмма. Помните, у Пушкина: «…и кюхельбекерно, и тошно…».
170 лет назад ушёл из жизни Кюхля – Вильгельм Кюхельбекер. К слову, за приведённую выше строчку он вызвал Пушкина на дуэль – и только общие друзья совместными усилиями сумели их помирить.
По окончании учёбы в Царскосельском лицее Кюхельбекер был направлен служить на Кавказ штатским чиновником. Там он сдружился с Грибоедовым. Однако служба не задалась, он вышел в отставку и вернулся в Россию. Работал преподавателем, давал частные уроки… И занимался стихотворчеством. Затем участвовал в восстании декабристов. На Сенатской площади дважды пытался выстрелить в Великого князя Михаила, но дважды пистолет дал осечку. Эти осечки, по всей видимости, спасли его от виселицы. Осуждённый по первому разряду, Кюхельбекер оказался в ссылке: Баргузин, Акшинская крепость, Курган, Тобольск… В Тобольске Вильгельм Кюхельбекер и умер 11(23) августа 1846 года.
Следует добавить, что он женился, будучи на каторге, за него вышла замуж Дросида Артенова – дочь местного почтмейстера. Помнится, в своём великом романе-эссе «Память» Владимир Чивилихин обращает внимание читателей на духовный подвиг этих женщин – которые отважились выходить замуж за «секлетных» каторжан и ссыльных.
Как литератор Вильгельм Кюхельбекер известен не так широко. Тут, наверное, сказалось то обстоятельство, что то был век великих поэтов Отечества. Он участвует в выпуске журнала «Мнемозина». Он был членом Вольного общества любителей российской словесности. Он написал ряд произведений: «Аргивяне», «Смерть Байрона», «Шекспировы духи» и другие. А его стихотворение «Участь русских поэтов» можно считать гимном этого великого и трагичного клана наших соотечественников.
Литературный август этого года оказался небогат на юбилеи. Ну да что уж есть…
К записи "Август-2016. Литературные юбилеи месяца" пока нет комментариев