АПРЕЛЬ-2018:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ МЕСЯЦА
Каким же щедрым на юбилеи и памятные деты оказался апрель 2018 года! Право, даже не припомню настолько насыщенного месяца.
На всякий случай напомню, что по-прежнему за основу формирования подборки использую сайт www.calend.ru , а также подчеркну, что в обзор попадают только даты с «нулём»…
Ну и ещё одно напоминание, которое приходится делать ежемесячно. Некоторые даты повторяются ежегодно, а потому я просто переадресовываю тех, кому интересно, к публикации годичной давности. Международный день детской книги отмечается 2 апреля, Туманяновские дни в Армении начинаются 4 апреля, затем следуют День российской полиграфии (19 апреля), День финского (9-го) и китайского (20), а также английского и испанского (оба – 23) языков, Международный день книг и авторского права (также 23-го), День евангелиста Марка (25)… (См.: http://starodymov.ru/?p=24567 )
Ну а теперь – вернёмся в год 2018-й.
2 февраля исполняется 130 лет со дня рождения Мариэтты Шагинян.
Не знаю, у всех ли читающих людей такое случается, или же я – редкое и досадное исключение… Но вот я хорошо знаю, что в детстве читал произведения этой писательницы, и не одно, однако ж вот и не вспомню, что именно. Помнится, что-то из Ленинианы. Во всяком случае, имя это я запомнил хорошо, оно встречалось во многих сборниках детских рассказов.
Ещё до революции Мариэтта Сергеевна активно сотрудничала с газетами и журналами, познакомилась с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским. Октябрь-1917 приняла сразу и безоговорочно. Затем в течение некоторого времени занималась производственной деятельностью, пока окончательно не посвятила свою жизнь литературе.
Из-под пера Мариэтты Шагинян вышло примерно 70 книг – романов, повестей, рассказов, стихов… Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий… И право слово, роль Мариэтты Сергеевны в воспитании советской молодёжи в духе любви к златокудрому мальчонке на октябрятском значке трудно переоценить.
4 апреля исполняется 80 лет Илье Резнику – одному из самых известных отечественных поэтов-песенников. А десять лет назад, 17 апреля 2008 года ушёл из жизни другой выдающийся советский поэт-песенник – Михаил Танич.
Право, довольно только просмотреть список песен, вышедших из-под пера этих авторов, как понимаешь: это и в самом деле подлинные таланты. Это нынешние «песенники» выдают на гора кое-как сляпанную белиберду без рифмы и смысла – мастера старой школы создавали подлинные произведения, которые продолжат звучать по сей день.
Несколько больше хочется сказать о следующем юбиляре. А именно: о Всеволоде Гаршине, который умер 5 апреля 1888 года. Он прожил всего 33 года, и умер потому, что больше не захотел жить. И на его судьбе прослеживаются какие-то параллели, которые норовят увести в сторону от разговора о собственно литературе.
Считается, что родословная писателя восходит к некому ордынскому мурзе Гарше, который приехал в Москву на службу к князю Ивану III (см.: http://starodymov.ru/?p=26420 ).
Следует отметить, что для российского дворянства начиная с XVIII столетия стало модным выводить свою родословную от иноземных древних родов, в том числе и татарских. Уж почему так случилось, бог весть. Могу высказать только свою личную точку зрения.
На мой взгляд, такое поветрие объясняется тем, что абсолютное большинство отечественных боярских родов пресеклось в период ордынского нашествия. Когда Русь начала возрождаться, на службу в Москву, да и в другие княжества потянулись обнищавшие представители знати из Европы, с Кавказа, из народов, которые в российской традиции обобщённо именовали татарами… Приезжавшие вполне заслуженно гордились своими предками, имена которых сохранились в истории. На их фоне поднявшиеся из низов российские дворяне новой волны попросту комплексовали из-за своего худородства. Вот и выдумывали себе генеалогические древа (см.: http://starodymov.ru/?p=3483 )…
Вот и думай: в самом ли деле существовал тот Гарша, или же придумали его потомки какого-то возвысившегося Гаврилы…
Сейчас вон тоже, сплошь и рядом встречаешь «князьёв» и «графьёв» (см.: http://starodymov.ru/?p=24833 ) – и столько их расплодилось нонче, что начинаешь сомневаться, а впрямь ли по уцелевшим после 1917 года носителям голубых кровей прошёлся культиватор репрессий…
С другой стороны, Великий князь Иван III и в самом деле привечал приезжавших иностранцев. В том числе и из Орды. Приехавшие в летнюю пору провозглашались князьями, а припожаловавших в зимнюю пору одаривали шубой с царского плеча – и по тем временам имелся реальный повод здорово подумать, что дороже: ничего не значащий титул, или же добротная доха с богатым подскором и соответствующей греющей самолюбие записью в разрядных книгах…
Отец писателя служил офицером. А мать… Мать могла бы служить ярким примером утверждения, насколько одни и те же поступки человека могут выглядеть по-разному в зависимости от того, кто под каким углом на них смотрит, и кто как описывает…
Как принято в ту пору, у Всеволода и его брата имелся домашний воспитатель. По всей видимости, его пригласила именно мать – эмансипированная «шестидесятница», владевшая несколькими иностранными языками, интересовавшаяся политикой и литературой… Ну и «воспитатель» оказался революционером – в период правления либерального Александра II их расплодилось в изобилии… Они вместе и отправились в ссылку – «воспитатель» по решению суда, а очарованная им мать решила уподобиться декабристке (см.: http://starodymov.ru/?p=15738 )…
Не станем морализаторствовать. Политические убеждения, любовь, супружеский долг, долг матери, самопожертвование, может статься, и патетическое самолюбование… О наличии и соотношении этих слагаемых можно рассуждать и оценивать сколько угодно…
Только юному Всеволоду было не до философии – он очень нежно любил мать. Можно сказать, что её поступок стал для юноши первым толчком по направлению к роковому лестничному пролёту, в который он бросится.
Да и в своём творчестве он не раз обращался к проблеме «падшей женщины», и её положении в обществе.
Какая же это сложная и непостижимая тема, друзья мои! И насколько она трансформировалась за минувшие полтора века!.. Правда же?.. (см: http://starodymov.ru/?p=26139 )
А потом Всеволод отправляется добровольцем на Русско-турецкую войну, в результате которой Болгария обрела свободу (см.: http://starodymov.ru/?p=24584 ). Вспомним к слову, что в этом году исполняется 140 лет этому событию, но как-то не слыхать о нём – и непонятно почему. Там вольноопределяющийся Гаршин получает ранение…
Дальше он занимается творчеством. Все произведения Гаршина пронизаны мучительными раздумьями по самым разным вопросам: о бессмысленности войны, об ответственности дворянства перед народом, о социальной несправедливости, которая в условиях нарождавшегося капитализма, по его мнению, не исчезала, а только переходила в иную ипостась…
Впрочем, писал он и произведения для детей. Самая известная, наверное, его сказка – это «Лягушка-путешественница». Само название сказки стало нарицательным…
Ну и ещё… Именно с него написан центральный герой картины Ильи Репина (см.: http://starodymov.ru/?p=25118 ) «Не ждали»… Да, Всеволод Гаршин не был на каторге, подобно герою полотна; однако душа его всю жизнь ворочала неподъёмные валуны сомнений… Наверное, оттого и веет от этой фигуры какой-то обречённостью, и чуточку робкой надеждой…
Насколько можно судить из его биографии, он таким и был.
Следующий герой нашего обзора жизнь прожил совершенно иную. Алексей Жемчужников мог себе позволить много путешествовать, подолгу нигде не служить, подолгу не заниматься творчеством… Он состоял в родстве сразу с несколькими известными литераторами, среди которых: Дмитрий Бегичев и Евгений Баратынский, а также братья Владимир и Александр Жемчужниковы (см.: http://starodymov.ru/?p=321 ) и Алексей Толстой (http://starodymov.ru/?p=25602 ), совместно с которыми они дали жизнь великому Козьме Пруткову…
Он проявил себя незаурядным лирическим поэтом, а вот в памяти остался как один из создателей грубоватого циника.
Алексей Жемчужников ушёл из жизни 7 апреля 1908 года в возрасте 87 лет.
Наверное, каждому очевидно, что Виктор Черномырдин в данном обзоре оказался скорее шутки ради. Какой он, право, литератор!.. Однако сборники его высказываний широко гуляют по стране, а то и по планете; его афористичные благоглупости вошли в народный фольклор и повсеместно цитируются (см.: http://starodymov.ru/?p=23086 ). И вот не случайно же он оказался в обзоре рядом именно с соавтором Козьмы Пруткова! Право же, иной раз экспромты Виктора Степановича затмевают коллегу своей образностью – народ их прозвал «черномырдинками»!..
«И с кого спросить, я вас спрашиваю?.. Эти там, те тут, а тех до сих пор никто ни разу…». Никакой Прутков на такое не способен, никакие Жемчужниковы с Толстым не закрутят…
Родился Виктор Степанович 9 апреля 1938 года.
А 11 апреля исполняется 50 лет со дня рождения Сергея Лукьяненко.
Скажу откровенно: я не принадлежу к числу поклонников жанра фэнтези. Однако и в этом секторе литературы имеются произведения, которые читаешь, которые пробуждают мысли и чувства.
Ну скажите: к какому жанру, как не фэнтези, отнести чудесную сказку старины Антуана «Маленький принц»?.. (см.: http://starodymov.ru/?p=21886 ) Вот и я так думаю!
В творчестве Сергея Лукьяненко преобладает не фантастика как таковая, не мистика или неведомые науке силы… В произведениях его имеется обязательная философская основа.
Я прочитал несколько книг Лукьяненко. «Холодные берега», дилогия «Черновик» и «Чистовик», «Спектр» мне понравились. А потом начал читать ещё что-то, и понял, что больше не хочу, бросил. Наверное, не всё у него ровно. Но названные книги – ими зачитываешься, над ними задумываешься…
Его «Дозоры» читать не стал по причине самой банальной: мне не понравился фильм…
Мне довелось встретиться с Сергеем только один раз. Это случилось несколько лет назад на вручении ему знака «Золотое перо Руси» (об этом конкурсе: http://starodymov.ru/?p=23500 ). Он тогда ещё высказался с сарказмом по поводу того, что его наградили в номинации «Сказка»… По моим представлениям, высказывание не совсем корректно – всё же собственно номинация не главное; главное, что признали достойным. И с другой стороны, если взять по гамбургскому счёту, разве фэнтези настолько уж отличается от сказки?..
Дальше следует дата, по поводу которой вполне могут возникнуть дебаты. 170 лет назад, 14 апреля 1848 года в России создан секретный Цензурный комитет.
О необходимости существования цензуры в государстве идут жаркие споры. Претенденты на пост Президента особо останавливались на этой теме, и голоса их разделились. Даже на канале «Спас» в дискуссионном клубе, который проводит Аркадий Мамонтов, обсуждали эту тему – а уж казалось бы: Где Кура, а где гора!..
Я уже неоднократно писал, и остаюсь при своём мнении. Цензура – совершенно необходимая вещь, это одно из проявлений защитных сил государства (см.: http://starodymov.ru/?p=17870 ). Можно говорить о рамках её, о механизме её функционирования, о коэффициенте, так сказать, проникаемости, о размерах ячеек в идеологическом сите, о факторе субъективизма, ещё о чём-то, однако государство просто обязано отслеживать, чтобы СМИ, или, в нашем случае, литературные произведения не использовались вражескими силами для популяризации чуждых обществу или человеческому естеству идей.
Февраль и Октябрь 1917 года свершились во многом из-за ослабления цензорских ограничений (см.: http://starodymov.ru/?p=25141 ). Катастрофа советской системы также произошла по причине ослабления государственной цензуры (см.: http://starodymov.ru/?p=2078 ).
И можно привести пример уже другого свойства. Вспомним, что случилось в первые месяцы 1848 года! Европу словно по команде охватила волна революционных выступлений. (см.: http://starodymov.ru/?p=26430 ) Создание Цензурного комитета – без какого-либо сомнения! – стало следствием этой волны. И тот факт, что Россия счастливо избежала всплеска насилия в ту пору – во многом заслуга контроля за СМИ.
Вот и нагляднейший пример! Закрутили гаечки в 1848 году – предотвратили бунт; отпустили, да ещё непосредственно во время Первой мировой войны – заполучили падение монархии и Гражданскую войну.
Ох, вспоминается цензура, когда видишь и слышишь, что творится нынче в эфире!..
Конечно, её, цензуру, нельзя доводить до абсурда, как то произошло, например, в период Афганской войны (см.: http://starodymov.ru/?p=110 ). Но и напрочь отрицать, как случилось в период Первой Чеченской кампании (см.: http://starodymov.ru/?p=2140 ), тоже!..
Вот ведь в чём парадокс! Либералы любят разглагольствовать о ценности человеческой жизни, они повсеместно выступают против сильной государственной власти, ратуют за власть аморфную, рыхлую, не способную на самозащиту. Но ведь именно слабая власть провоцирует всевозможные революционные выступления, в результате которых как раз человеческая жизнь обесценивается, и кровушка льётся потоками (см.: http://starodymov.ru/?p=24011 ). И как-то не видать выхода из этого противоречия.
Ну а по следующему событию у наших соотечественников вопросов не возникнет – это без сомнения. 21 апреля 1758 года родилась Арина Родионовна. Да-да, та самая няня, которая воспитала нам Пушкина! (см.: http://starodymov.ru/?p=5247 ) Право, я не знаю, проживала ли хоть где ещё одна няня, которая оставила бы столь яркий след в истории целого народа; ещё одна няня, которой установили бы несколько памятников!.. Простая крепостная крестьянка, причём, даже нет уверенности, что русская по нации – не то ижорских корней, не финских…
Спасибо Вам, дорогая Арина Родионовна, за Вашего воспитанника!
80 лет назад расстрелян писатель Борис Вогау, больше известный как Борис Пильняк. Поскольку я ничего не читал из написанного им, то и… Ну в самом деле: что я могу сказать?..
Судя по биографии, Борис Андреевич относился к той части отечественной писательской интеллигенции, которую можно назвать умеренной оппозицией. За что он и поплатился: 21 апреля 1938 года его расстреляли…
Следует также отметить, что Пильняк некоторое время являлся председателем Всероссийского союза писателей, в правление Петроградского отделения входили такие литераторы как: Анна Ахматова (см.: http://starodymov.ru/?p=21692 ), Александр Блок (см.: http://starodymov.ru/?p=11754 ), Николай Гумилёв, Корней Чуковский (см.: http://starodymov.ru/?p=17828 ) и другие известные авторы. ВСП можно назвать в числе предтеч Союза писателей СССР, правда, с одной существенной разницей – в нём границы дозволенного в творчестве были значительно шире.
Ещё раз: ничего из написанного Пильняком мне читать не привелось.
Зато из произведений следующего автора я прочитал, наверное, почти всё. 22 апреля 1908 года родился выдающийся советский писатель-фантаст и популяризатор науки Иван Ефремов. (см.: http://starodymov.ru/?p=25124 )
Мы зачитывались в своё время его произведениями. Мы обсуждали с друзьями приключения его героев. В нас интерес к астрономии и космонавтике, палеонтологии, минералогии, истории, да и к самой философии пробуждался благодаря книгам Ефремова. (см.: http://starodymov.ru/?p=9248 )
Вот только навскидку – не заглядывая в справочники: «Олгой-Хорхой», «Алмазная труба», «Туманность Андромеды» (немного не в тему, но всё же, как образец того, что название вошло в разговорный язык: http://starodymov.ru/?p=4428 ), «Лезвие бритвы», «На краю Ойкумены»… Ну и конечно – вовсе уж шедевры: «Таис Афинская» (см.: http://starodymov.ru/?p=24956 ) и «Час Быка»… Ага, подсмотрел, и вспомнил ещё: «Сердце Змеи» и «Звёздные корабли»…
Иван Ефремов был в первую очередь учёным. И потому все его произведения столь научны, столь скрупулёзны.
Буквально несколько строк о романе «Час Быка».
Я был ещё мальчишкой, когда читал главы этого романа в журнале «Техника – молодёжи». А потом одноклассник дал мне прочитать весь роман. И на тот момент мы не знали, что книга под запретом. (см.: http://starodymov.ru/?p=1985 )
Знаете, когда я смотрю на нынешнюю жизнь, узнаю многое из того романа. В «Часе Быка» описывается планета Торманс, на которой процветает «общество развитого капитализма», «общество развитого потребления». Есть элита, которая проживает в довольстве и достатке, и есть простой люд, который интересуется только спортом и зрелищами… Прилетевшие с Земли, на которой уже давно построено идеальное коммунистическое общество, совершенные люди светлого будущего не понимают: как же так может быть, что спортсмены, актёры и стриптизёры живут лучше инженеров и учителей…
Разумеется, книга во многом наивная и слишком прямолинейная… Однако в своё время мы все ею зачитывались.
Как зачитывались произведениями и следующего автора. Анатолий Митяев – совершено замечательный детский писатель, в разное время трудившийся на руководящих постах в газете «Пионерская правда», журнале «Мурзилка», киностудии «Союзмультфильм» (см.: http://starodymov.ru/?p=11667 )… Сегодня компьютер подчёркивает названия «Мурзилка» и «Союзмультфильм» красным, как незнакомые ему, а мы выросли на том, чему они нас учили…
Я уже писал о том, что встречаются фамилии авторов, которые уж неведомо по какой причине трудно запоминаются, не ассоциируются с хорошо знакомыми произведениями (см.: http://starodymov.ru/?p=26244 ). Анатолий Митяев – из того же ряда. Люди старшего поколения прекрасно знают его произведения, а вот назови фамилию – и задумается человек: и что ж он написал-то?..
«Шесть Иванов – шесть капитанов» – помните?.. А «Где пряталась сказка»?.. А мультики «Приключения запятой и точки» и «Гордый кораблик»?.. Это он автор… Ну и ещё много произведений вышло из-под его пера, создано при его участии.
Мой старший сын учился читать по «Книге будущих командиров», которую написал Анатолий Митяев – сын её называл «звёздночная книга»…
Анатолий Митяев окончил жизненный путь десять лет назад, 23 апреля 2008 года.
Теперь – немного об авторах иноземных.
Полтора века назад, 1 апреля 1868 года родился Эдмон Ростан, великий французский поэт.
А вот о следующем авторе хочется сказать чуточку больше. Два столетия назад, 4 апреля 1818 года увидел свет Майн Рид. Ещё один автор, произведениями которого зачитывались все мальчишки времён моего детства (см.: http://starodymov.ru/?p=1978 ). «Всадник без головы», «Белый вождь», «Оцеола – вождь семинолов», «В дебрях Борнео», «Охотники за скальпами» и многие другие повести и рассказы открывали для нас мир неизведанного, мир приключений и отважных людей…
А век назад, 23 апреля 1918 года родился Морис Дрюон – французский писатель, который открыл для нас другой мир, мир «проклятых королей», мир королевы Марго, мир французских религиозных войн, которые, по большому счёту, и не были слишком уж религиозными, а являлись просто разновидностью борьбы за власть… (Немного о нём: http://starodymov.ru/?p=3548 )
Конечно, о событиях той поры куда интереснее написал Александр Дюма. Однако если хочешь узнать истинную историю событий, развернувшихся между казнью генерала ордена тамплиеров и началом Столетней войны, следует читать всё же Дрюона.
Вот такой он – апрель текущего года!
Впереди – май…
АПРЕЛЬ-2018:
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
1 апреля 1868 года – родился Эдмон Ростан, французский поэт
2 апреля – Международный день детской книги
2 апреля 1888 года – родилась Мариэтта Шагинян, советская писательница
4 апреля – Туманяновский дни в Армении
4 апреля 1818 года – родился Майн Рид, английский писатель
4 апреля 1938 года – родился Илья Резник – советский поэт-песенник
5 апреля 1588 года – родился Томас Гоббс, английский философ
5 апреля 1888 года – умер Всеволод Гаршин, русский писатель
7 апреля 1908 года – умер Алексей Жемчужников, русский писатель
9 апреля – День Микаэля Агриколы (День финского языка)
9 апреля 1938 года – родился Виктор Черномырдин, мастер афоризма
11 апреля 1968 года – родился Сергей Лукьяненко, российский писатель
14 апреля – Тотальный диктант
14 апреля 1848 года – в России учреждён секретный Цензурный комитет
14 апреля 1908 года – вышел в свет первый номер еженедельника «Сатирикон»
17 апреля 2008 года – умер Михаил Танич, советский поэт-песенник
19 апреля – День российской полиграфии
20 апреля – День китайского языка
21 апреля 1758 года – родилась Арина Родионовна, няня Пушкина
21 апреля 1938 года – умер Борис Пильняк, русский писатель
22 апреля 1908 года – родился Иван Ефремов, советский писатель и популяризатор науки
23 апреля – Всемирный день книги и авторского права
23 апреля – День английского языка
23 апреля – День испанского языка
23 апреля 1918 года – родился Морис Дрюон, французский писатель
23 апреля 2008 года – умер Анатолий Митяев, советский писатель
25 апреля – День памяти евангелиста Марка
27 апреля 1998 года – умер Карлос Кастанеда, американский писатель
28 апреля 1948 года – родился Терри Пратчетт, английский писатель-фантаст
Спасибо!