СПАСОПЕСКОВСКИЕ переулок и площадь

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Спасопесковский переулок и Спасопесковская площадь расположены между улицами Арбат и Старый Арбат, однако вследствие особенности размещения их трудно назвать широко известными. В то же время, абсолютное большинство россиян неоднократно видело их изображение. Такой вот парадокс. Дело в том, что на знаменитой картине Василия Поленова «Московский дворик» на заднем плане изображена как раз колокольня Церкви Преображения Господня, что на Песках, на Арбате, по которой названы переулок и площадь. Однако сегодня площадь находится в окружении современных построек, а переулок не имеет выхода на оживленные улицы, что и предопределяет их «малоизвестность». На Спасопесковскую площадь выходят переулки  Спасопесковский, Трубниковский, Карманицкий и Каменная Слобода.

После Смутного времени и изгнания из страны польско-литовских и шведских интервентов, Московское царство начало постепенно восстанавливаться. В частности, стала активно расстраиваться столица, осваивая ранее слабо заселённые территории. Среди них оказался и район Арбата, который в то время нередко назывался просто Полем. Поскольку здесь проходила дорога на Смоленск, по которой на протяжении веков воевать Москву приходили польские и литовские войска, здесь разместили два стрелецких полка. В связи с резким возрастанием населения, в середине XVII века тут начали возводить церкви – сначала деревянные, а затем каменные.

Одной из таких церквей стала Преображения Господня, что на Песках, или иначе Спаса на Песках. Её построили в «Тимофеева приказа Полтевой слободе». Документально известна с 1648 (или с 1642) года. Современный вид обрела после перестройки в 1711 году. Имела придел во имя Николая Чудотворца. В 1763 году на средства титулярного советника Михаила Иванова был сделан ещё один придел – архангела Михаила. На протяжении XIX века несколько раз достраивался.

В 1930 году был закрыт, его последний настоятель о. Сергий (Успенский) был расстрелян (канонизирован как священномученик, Павел Корин изобразил его на картине «Уходящая Русь», от первоначального названия которой «Реквием по Руси» художник отказался по рекомендации Максима Горького). Через некоторое время в здании церкви разместилась мастерская по изготовления кукол киностудии «Союзмультфильм». Именно тут появились на свет всем известные образы Чебурашки и других персонажей этого мультсериала. В 1991 году храм возвращён Церкви.

Храм выходит на Спасопесковскую площадь, или, по-старомосковски, «площадку» – так раньше называли небольшие площади, расположенные в стороне от больших дорог и улиц. К площади примыкает разбитый в 1870 году сквер, который носит официальное название Пушкинский, а местные жители именуют просто «кружок». Заслуживает внимания факт, что памятник Александру Пушкину установлен в сквере в 1993 году на средства профессора Венского университета Р. Ягдиша. Сквер назван именем Пушкина, который бывал в этих местах в гостях у своих друзей Дениса Давыдова, Николая Языкова и Павла Нащокина.

Как и по всем улицам в центре Москвы, здесь проживало немало наших выдающихся соотечественников.

Напротив храма по Спасопесковскому переулку (протяжённость переулка 200 м) расположена школа №1231, на месте которой некогда и находился тот самый дворик, запечатлённый на картине Василия Поленова. (К слову, сохранился первоначальный вариант этой картины, где изображены постройки и деревья, но отсутствуют дети, лошадь с телегой, баба на заднем плане). Здание школы построено в 30-х годах ХХ века сначала как среднеобразовательная для девочек, а потом в нём размещалась спецшкола с углубленным  изучением французского языка. В этом учебном заведении в разное время учились такие известные люди, как журналист Алексей Пушков, киноактёр Сергей Малишевский, театральный актёр и режиссёр Рубен Симонов (младший представитель династии режиссёров), поэтесса Татьяна Щербина и ряд других.

В доме №6 по Спасопесковскому переулку в 20-х – начале 30-х годов ХХ века располагалась АХРР (Ассоциация художников революционной России), ставшая предшественницей Союза художников СССР. Дома №№6 и 8 после пожара 1812 года восстановлены на средства «поручика жены» А. Щепочкиной. Впоследствии они неоднократно перестраивались. А в доме №8 одно время проживал Николая Львов, который и разбил Пушкинский сквер на «площадке».

Интересна судьба дома №10. На этом месте издавна стояла усадьба князей Лобановых-Ростовских. Перед самой Первой мировой войной здесь начал строить свой особняк Николай Второв – по некоторым данным самый богатый на тот момент человек России. После революции дом использовался для проживания, здесь, в частности, была квартира наркома иностранных дел Георгия Чичерина. А с 1933 года особняк используется как резиденция посла США (Spaso House). Американцы пристроили к нему зал для приёмов и танцев, в котором выступали известные исполнители; в частности, Сергей Прокофьев дирижировал здесь своей оперой «Любовь к трём апельсинам». Именно с этой резиденцией связана знаменитая история, когда в кабинете посла подслушивающее устройство было вмонтировано в герб США. В этом особняке останавливались во время своих визитов в Москву президенты Дуайт Эйзенхауэр, Ричард Никсон, Рональд Рейган.

По нечётной стороне переулка, в доме №3 в разное время проживали: известный экономист Павел Заболоцкий-Десятовский; основатель Московского зоопарка профессор Анатолий Богданов, здесь же родился его сын Еллий – один из основоположников советской зоотехники; композитор Владимир Кашперов и другие. Сейчас в этом доме располагается Московская секция Комитета ветеранов войны. В доме №5/2 проживали известный зоолог Николай Кольцов и географ Александр Крубер.

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Вступит. Статья Ю. Богомолова. – СПб.; «Паритет», 2005. – 608 с., ил.

Российский великокняжеский и царский дом. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС»; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005. – 608 с.; ил.