Крепость Орешек, сиречь Шлиссельбург

Так получилось, что в прошлом году я не успел своевременно завершить рассказ о круизе. Ну а потом другие хлопоты захлестнули… Насчёт своевременности подачи ложки к трапезе ещё предки предупреждали…

Так и остались «белые пятна» на описании круиза-2018 (см.: http://starodymov.ru/?p=27732 ).

Однако вот теперь проплывали мы на теплоходе «Виссарион Белинский» (см.: http://starodymov.ru/?p=30118 ) мимо острова Ореховый, на котором стоит крепость, названная Петром Великим по-иноземному Шлиссельбургом – будь его воля, он бы всю Россию переименовал, перекроил и перестроил на голландский лад. Конечно же, я вышел на палубу, и поприветствовал древнюю цитадель – вроде как неказистую, однако славную (не всё славное внешне красиво, равно как и обратное утверждение не менее справедливо)… И потому коротко расскажу о том, что увидел на территории фортеции в прошлом году.

(К сожалению, и по непонятной причине в моём фотоархиве сохранилось всего несколько кадров от той поездки. Равно, как пропали снимки, скажем, из подвала Юсуповского дворца (см.: http://starodymov.ru/?p=29718 ), где в лицах представлены участники убийства Григория Распутина… Очевидно, стёрлись во время абгрейда, я своевременно этого не заметил, а теперь уж и не восстановить…).

Уж не знаю, по какой причине, но крепость Орешек привлекала моё внимание с детства. (см.: http://starodymov.ru/?p=10431 ) Когда мы с супругой начали совершать круизы, несколько раз проплывали мимо этих стен и башен, и я всякий раз сожалел, что не имею возможности побывать на них. И потому, когда в прошлом году в программе круиза появилась дополнительная экскурсия в Шлиссельбург, у меня не возникло ни малейших сомнений: съездить нужно непременно!

От ставшей уже родной Уткиной заводи нас отвезли микроавтобусом. Пути оказалось всего ничего – меньше часа по прекрасной дороге. А там – катерочком через Неву. И вот мы уже на пристани острова Ореховый.

Я шёл к воротам цитадели, и думал о том, сколько же людей на протяжении веков пытались преодолеть этот путь – сначала через протоку, а затем от береговой линии до стены… И сколько раз его, это пространство, устилали тела убитых и искалеченных… Сколько раз остров переходил из рук в руки, сколько гарнизонов под разными знамёнами тут сменилось, а уж сколько раз его пытались отбить, да безуспешно!..

Не много, наверное, найдётся на белом свете столь ограниченных пятачков суши, за которые на протяжение веков шли столь яростные баталии.

Я не собираюсь подробно пересказывать историю крепости – буквально общими штрихами. Но прежде всего хочется заострить внимание читателя на факте, что государство, которое обладало Ореховой крепостью, контролировало путь из Балтики вглубь Руси-России, и далее на юг. Вот этот вот пятачок суши мог, ни много, ни мало, блокировать товарообмен между Северной Европой и Ближним Востоком и Центральной Азией!.. Нехило, правда?..

Впервые крепость упоминается в летописи 1323 годом, и построил её, по всей видимости, внук Александра Невского (см.: http://starodymov.ru/?p=11695 ) Юрий Данилович, брат Ивана Калиты (см.: http://starodymov.ru/?p=16611 ). Затем она стала столицей Ореховского удельного княжества великого княжества Полоцкого, относившегося к Литве – хотя проецировать на Средневековье современные географические и уж подавно политические границы по меньшей мере некорректно. Затем Орешек захватили шведы, и вновь отбили новгородцы… И теперь тут возвели уже каменные стены, взамен деревянных…

Впоследствии, после очередной перестройки, Орешек стал первой многобашенной крепостью на Севере России.

Попытку Швеции отбить Орешек у России во времена Ивана Грозного я описываю в своей эпопее о семье Кривоустовых (см.: http://starodymov.ru/?p=28937 ). Тогда русскому гарнизону пришла на помощь сама природа – поднявшаяся непогода не позволила шведам высадить на остров вторую волну десанта, а с первым защитники хоть и с трудом, и с большими потерями, но справились. Навалили тела убитых врагов на плоты – и отправили вниз по течению в низовья Невы, к шведской крепости Ниеншанц, запиравшей реку в устье… (Ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=307 )

А во времена Смуты недоброй (для нас) памяти шведский воевода французского происхождения Понтус Делагарди взял-таки измором Орешек – из почти полутора тысяч защитников в живых осталось только сто человек… Поняв, что крепость больше не удержать, они замуровали в стену икону Казанской Божьей Матери (см.: http://starodymov.ru/?p=25990 ) – мол, Россия ещё вернётся сюда…

Вернул крепость под крылья двуглавого орла уже Пётр. Он самолично руководил штурмом, что свидетельствует о том, какое значение придавал цитадели. В штурме принимали участие боевые суда, доставленные волоком по Осударевой дороге из Белого моря (надеюсь, я ещё расскажу о ней) (см.: http://starodymov.ru/?p=25287 ), а также галеры, построенные в Лодейном поле (см.: http://starodymov.ru/?p=25481 ), в Мандроги (см.: http://starodymov.ru/?p=25411 ), на других верфях Свири, онежских и ладожских берегов…

Именно под стенами крепости в 1702 году прозвучали слова, которые можно считать символом рождения русской армии нового типа; когда царь, видя, как гибнет его гвардия, пытался приказать отступление, командир штурмового отряда князь Михаил Голицын ответил: «Я теперь не царёв, а божий»… (Ещё один факт про этого полководца: http://starodymov.ru/?p=27340 ). И штурм продолжился, и пришла победа, и отчеканена специальная медаль для участников сражения (немного об отечественной наградной системе: http://starodymov.ru/?p=355 )!

Как было б здорово, если бы все государственные люди служили не царю, а Богу, не себе и своей семье, но Отечеству!..

Это была последняя битва у стен Орешка (шведы его называли Нотебург, а Пётр переименовал в Шлиссельбург). Об этом подробно рассказывается также в Военно-морском музее (см.: http://starodymov.ru/?p=29746 ), что в Петербурге на Крюковом канале, напротив Новой Голландии. А ещё я читал об этих событиях в книгах: «Мировая история войн» Александра Торопцева (см.: http://starodymov.ru/?p=3175 ), «Битвы России» Николай Шефова (см.: http://starodymov.ru/?p=6041 ), «Военный календарь России» Александра Окорокова (см.: http://starodymov.ru/?p=9786 ), «История русской армии», которую подарил мне Николай Кирмель (см.: http://starodymov.ru/?p=25823 ), и многих других.

Что же касается крепости, то она, утратив после строительства Кронштадта военное значение, стала политической тюрьмой.

…По журналистским делам мне некогда доводилось бывать в СИЗО. Знаю за собой такую особенность: я слишком остро реагирую на какие-то проявления, которые можно принимать за символизмы… Так вот, до сих пор (а уж сколько лет прошло!) меня пробирает внутренняя дрожь, когда вспоминаю, как за моей спиной раздался громкий лязг захлопнувшейся решётки.

Этот стальной безжалостный лязг звучит во мне всякий раз, когда я посещаю музейные комплексы, в которые входят бывшие тюремные камеры.

В Шлиссельбурге имеется отдельный секретный дворик, вход в который во времена оны оставался строго засекреченным, а уж разговоры о нём и вовсе оставались под запретом. Именно там содержались самые-самые дерзновенные преступники против государства.

В частности, именно тут был казнён Александр Ульянов (см.: http://starodymov.ru/?p=24779 ), старший брат Владимира, вошедшего в историю под именем Ленин. На мой взгляд, казнён вполне заслуженно: террористы не заслуживают пощады! (Мои мысли об этом: http://starodymov.ru/?p=409 )

Список узников тюрьмы-цитадели очень велик. Я приведу только несколько имён из него.

Первой узницей здесь стала сводная сестра Петра Мария, вина которой заключалась в том, что она поддерживала добрые отношения с Софьей (см.: http://starodymov.ru/?p=25589 ), с первой женой Петра Евдокией (см.: http://starodymov.ru/?p=26562 ), с их сыном Алексеем (см.: http://starodymov.ru/?p=27340 ).

Ну а потом – и пошло-поехало!..

Вскоре и сама Евдокия Лопухина стала узницей…

В разное время тут содержались:

Иван VI Антонович: запись от 25 апреля: http://starodymov.ru/?p=29527

Авель: http://starodymov.ru/?p=26562

Иван Пущин: http://starodymov.ru/?p=26905

Вильгельм Кюхельбекер: http://starodymov.ru/?p=24961

Эрнст Бирон:

Николай Морозов: http://starodymov.ru/?p=11094

Николай Новиков: http://starodymov.ru/?p=27593

Серго Орджоникидзе:

Константин Рокоссовский: совсем немного о нём: http://starodymov.ru/?p=23814

Казимир Черновский: http://starodymov.ru/?p=29798

Да всех и не перечислишь!..

Выше я написал, что больше под стенами крепости боёв не происходило. Ну как же не происходило!.. А Великая Отечественная!..

Ведь по Неве проходила линия фронта между советскими (с севера) и гитлеровскими (с юга) войсками. (Думаю, будет к месту вспомнить: http://starodymov.ru/?p=28926 ) И Ореховый остров оказался на острие обороны войск Ленинградского фронта. Немцы стремились захватить его, потому что отсюда им легче было бы вести наступление с целью перерезать «Дорогу жизни»… Так что бои тут шли жестокие!

В течение 500 суток здесь сражался небольшой гарнизон, состоявший из бойцов дивизии НКВД и моряков-артиллеристов…

Я уже писал как-то…

Иногда под одним и тем же словом (или, как вот в данном случае, аббревиатурой) скрывается целая гроздь трудно совместимых между собой понятий. Войска НКВД… В моём представлении, следует чётко подразделять: под этим термином объединены и конвойные команды, и охранники лагерей ГУЛАГа, и заградотряды… А также и войска, которые насмерть стояли на самых ответственных направлениях фронта.

Когда я слышу или читаю про гитлеровскую армию, что на таком-то направлении наступала дивизия СС, я понимаю, что здесь воевали не охранники Бухенвальда, не изверги, которые морозили Дмитрия Карбышева… Фронтовая дивизия СС – это элита гитлеровской армии, это самая высокоподготовленная часть вооружённых сил рейха, это её гвардия.

Можно сравнивать и соотносить охранные структуры отечественных и гитлеровских концлагерей; однако сравнивать и соотносить подразделения ГУЛАГа (или Саласпилса) с сражающимися на фронте частями  НКВД (или СС), на мой взгляд, неправомочно.

(Та же тема в воспоминаниях фронтовиков: http://starodymov.ru/?p=8530 )

…Друзья мои! Будет возможность посетить Шлиссельбург – сделайте это, не пожалеете!

Поклонитесь мемориалу павших. Зайдите в камеры секретной тюрьмы. Посмотрите на руины внутренних построек, оставшихся после Великой Отечественной войны. Пройдитесь по стенам цитадели – ведь по ним некогда цокали подковки и стрелецких сапог, и шведских башмаков, и ботфорты петровских гвардейцев, и много ещё чьей обувки… Посмотрите сквозь бойницы на речной простор, и представьте, сколько поколений ратников палили из ружей сквозь эти проёмы…

Там есть что посмотреть! Там сами камни дышат историей! Там сами стены пропитаны героизмом…