Музеи Санкт-Петербурга

МУЗЕЙ ВМФ

(Часть 1)

С чего он начался

Как-то во время нашей очередной встречи в Санкт-Петербурге Борис Подопригора (см.: http://starodymov.ru/?p=29646 ) спросил:

- А ты бывал в Музее ВМФ?

- Не дошёл пока…

- Это ты зря!.. Петербург – морская столица России. Ты непременно должен побывать в музее!..

И вот мы отправились на Крюков канал.

В Военно-морском музее нас встретили заместитель начальника Александр Чернавский и экскурсовод Михаил.

И началось ознакомление с экспозицией. В котором на разных этапах принимали участие руководитель изо-фонда Ольга Цехановская и руководитель корабельного фонда Евгений Мульгин.

Спасибо им всем преогромное. О том, насколько большое значение имеет уровень профессионализма для человека, который знакомит гостя с экспонатами, я уже писал (см.: http://starodymov.ru/?p=29696 ).

История отечественного военно-морского флота не так проста, как может показаться на первый взгляд человеку несведущему. Равно, как, впрочем, и история самого нашего Отечества. Если учесть, что Россия есть законное дитя Киевской Руси (см.: http://starodymov.ru/?p=26332 ), то вполне уместно вспомнить знаменитый поход на Царьград князя Олега, во время которого через Чёрное море (см.: http://starodymov.ru/?p=7686 ) отправился целый флот – хотя, считаю нужным оговориться, думаю, его численность хронистами преувеличена. Однако ж, сколько бы судов ни участвовало в походе реально, это был флот – полноценный и вполне дееспособный. (О казацких «чайках»: http://starodymov.ru/?p=741 )

И можно вспомнить флот Ивана Грозного (см.: http://starodymov.ru/?p=3720 ) – пусть реально каперский, однако ж вполне дееспособный и участвовавший в борьбе за Балтику на равных, скажем, с Швецией или с той же Ганзой (см.: http://starodymov.ru/?p=3764 ).

И попытку начать строительство флота, предпринятую Алексеем Михайловичем (см.: http://starodymov.ru/?p=24928 )…

И поморских корабелов, воспетых Юрием Германом в экранизированном впоследствии романе «Россия молодая» (см.: http://starodymov.ru/?p=304 )… И первые суда, строившиеся на Лодейном Поле (см.: http://starodymov.ru/?p=10639 )…

Однако, сколько б ни вспомнилось подобных примеров, а только факт остаётся фактом: истинно настоящий отечественный флот начался именно в Петербурге (см.: http://starodymov.ru/?p=307 ), с знаменитого Указа Петра Великого, со строительства Адмиралтейства.

А музей начался с т.н. Модель-камеры, первое упоминание о которой относится к 1709 году.

…Мы, люди технократического века, к достижениям цивилизации относимся как к чему-то само собой разумеющемуся. Поднимаясь на борт современного судна, мы знаем, что его характеристики опираются на многовековой опыт корабельного строительства, что его параметры рассчитаны на современных компьютерах, что при этом использованы самые современные материалы, которые протестированы, опять же, современными средствами диагностики. И когда судно отчаливает от стенки, оно не затеряется, как встарь, в неведомом (см.: http://starodymov.ru/?p=255 ) – его движение отслеживают умные приборы, его метка станет перемещаться на экранах диспетчерских служб, а в распоряжении капитана и вахты имеются всевозможные эхолоты и средства навигации. Для нас такое положение дел кажется естественным и нормальным.

Однако как попытаешься себе представить то же строительство корабля три столетия назад!

Конечно, корабелы строили по устоявшейся традиции – как их учили отцы или опытные мастера. Однако цивилизация – такая штука: она не может стоять на месте, она объективно развивается. И кораблестроителю, вносившему какое-то изменение в привычный алгоритм работы, приходилось рисковать. Каким глазомером, какой природной сметкой, каким врождённым чутьем, каким математическим складом ума приходилось обладать мастеру, чтобы взять на себя смелость отойти от освящённого опытом канона!..

Вот этот эволюционный (а порой и революционный) путь развития кораблестроения нашёл отражение в музее ВМФ.

Ещё Пётр I повелел каждому мастеру, который начинал строительство нового боевого судна, предварительно изготовить его модель в разрезе, и представить на хранение в Модель-камеру. И такая традиция закрепилась надолго.

Их сегодня много – моделей кораблей, что цельных, что выполненных в разрезе, и отдельных их частей представлены для ознакомления публике; а в хранилище теснится ещё больше.

Разумеется, чтобы оценить истинную ценность экспонатов, нужно быть специалистом. Ну а мне, дилетанту, можно лишь восхищаться гением человека, который на протяжении веков совершенствовал корабли, усложнял их, доводя до совершенства – пусть совершенство это и относительное, пусть и на время.