Из истории наградной системы России

НАГРАДНОЙ ЗВЕЗДОПАД… ИЛИ КАВАРДАК?..

Николай СТАРОДЫМОВ

Ежели посмотреть на нынешнюю наградную систему нашей страны, складывается впечатление, что как таковой ее попросту не существует. Вернее, параллельно наличествует несколько систем, которые попросту не обращают друг на друга внимания. Ну в самом деле. Советские ордена и медали не отменили (и на том спасибо), однако носить их следует ниже современных российских. Часть советских наград перекочевала в современные, однако при этом в их внешний вид внесены изменения. Свои наградные системы имеют религиозные и околорелигиозные структуры. При этом государство не обращает внимания на то, что огромное множество общественных и политических организаций присвоили сами себе право штамповать ордена и даровать их кому заблагорассудится (своим сочленам, впрочем, в первую очередь)…

Невозможно удержаться от  реплики в адрес последних. Исполинские звезды на пол-груди, да на широченных лентах с пышными бантами, да на массивных цепях… Этим звездам присвоены имена деятелей российской истории, причем, не всегда по понятному принципу. Многие награды почти идентичны высшим наградам Родины недавнего прошлого… Одно слово: бутафория, мещанская бутафория.

Довелось мне как-то побывать на вручении такой напоминающей кирасу сияющей блямбы одной известной киноактрисе. Кинодива в благодарственной речи сказала:

- Ой, у меня так много таких наград!.. Я самые красивые выставила в серванте, а остальные в коробочку складываю, – и было непонятно, что сокрыто в ее реплике: ирония или наивность.

В былые времена в коридоре любого военкомата или ветеранской организации висел плакат, на котором в строго определенном порядке были размещены изображения орденов и медалей, и любой желающий мог ознакомиться с ними. Нынче же, если вдруг кто и попытался бы разработать такой плакатик, затея окажется изначально обреченной на провал. Впору ставить вопрос о создании государственной комиссии по расследованию этой проблемы. Понятно, что это шутка. Но ведь что-то делать-то с этим ненормальным положением надо!

В феврале 2009 года в Алма-Ате проходил слет воинов-интернационалистов. Когда Руслану Аушеву вручали очередную медаль, он пошутил: мол, вот так соберемся, понаграждаем друг друга – да и разъедемся. Может, и в самом деле подобный взаимный звездопад нужно бы как-то попридержать?

…Давайте коротенько окинем взглядом наградную систему в дореволюционной России. Обычно ее историю принято вести от ордена Андрея Первозванного, введенного Петром Великим. В этой историографии есть своя логика – ибо только в конце XVII века награда стала наградой в современном значении этого слова. И все же…

И все же награды существовали и у наших предков. История сохранила свидетельства о том, что отличившихся воинов князья награждали гривнами, которые полагалось носить на шее. К слову, по поводу гривен… Принято считать, что подобные награды представляли собой золотую или серебряную монету на златой цепи. Это не совсем так. Гривной называли брусок серебра, который носился «на гриве», то есть на шее. Однако «на гриве» могли носить не только деньги, но и княжескую награду, то есть некое подобие ордена. Впрочем, когда царь-батюшка жаловал монету, ее нередко также нашивали на шапку или на одежду и носили как знак отличия.

Что и говорить, получить награду из рук князя было почетно. Однако наши преуспевшие на ратном поле предки предпочитали вотчины и деревеньки с «душами», либо звонкую монету почетным, но не слишком прибыльным «гривнам».

Итак, основу для нынешней наградной системы создал все же Петр Великий. И опять невозможно удержаться от отступления. На Петра Алексеевича произвело впечатление возведение в рыцарское достоинство некого английского дворянина, которое он наблюдал в Лондоне в 1698 году. А чем мы хуже? – этим принципом наш великий реформатор руководствовался неоднократно. Нет сомнения, что он знал и о курьезах, связанными с теми или иными английскими орденами. Как-то у одной из фавориток британского короля на глазах у всех лопнула подвязка у чулка… Скандал! Ан нет, король оказался истинным джентльменом – в тот же день он учредил Орден Подвязки, который считается одним из самых престижных орденов британской короны и лента которого носится на бедре. Другой орден – Бани – даровал обладателю едва ли не единственную привилегию: «высочайшее» право на выпас овец у стен королевского дворца… В общем, огрехов хватало. И все же сама по себе идея Петру понравилась.

И вот на излете XVII века на свет явилась высшая награда Российской империи – орден Андрея Первозванного. Парадокс состоит в том, что точной даты его рождения не существует – во всяком случае, абсолютно установленной. Первое упоминание о награде относится к 1699 году, и награжден орденом был генерал-адмирал Федор Головнин. Сам же Петр, к слову, стал лишь седьмым кавалером оного, после того, как во главе небольшой команды захватил два шведских корабля, вошедших в устье Невы.

Петру I принадлежит идея и другого ордена – Святой великомученицы Екатерины. История его происхождения отдает не то скабрезностью, не то возвышенной любовью – как посмотреть. Во время Прутского похода русская армия попала в окружение и была, по сути, обречена. Супруга Петра Екатерина (дочь лифляндца Самуила Скавронского и крестница царевича Алексея, того самого, который позднее был замучен по приказу отца), участвовавшая в походе,  выступила с инициативой «скинуться» всем войском на выкуп и сама подала пример, отдав все свои драгоценности. Историческая легенда говорит, что Екатерина сама же лично отвозила выкуп турецкому султану и какое-то время провела с ним наедине… Тут в легенде следует многозначительная пауза. В результате этого визита русское войско получило право вернуться на родину. Ну а Петр в благодарность за подвиг жены учредил «женский» орден с девизом «За любовь и Отечество».

Рассказывать обо всех российских орденах дореволюционного периода не входит в задачу данной публикации. Остановимся на них лишь бегло. Голштинский герцог Карл Фредерик в честь своей супруги, дочери Петра I Анны, учредил орден Св. Анны, а Петр III причислил его к российским. Это была сугубо гражданская награда, ее кавалерам вменялось в обязанность попечительство над богоугодными и благотворительными учреждениями. Орден Св. Владимира, второй по значимости в России, был, так сказать, тройного назначения – за службу Отечеству, как гражданскую, так и военную, а также за выслугу лет.

К слову, в нынешней наградной системе допущено отступление от исторической традиции. До революции за боевые подвиги вручался тот или иной орден с мечами, изображение которых накладывалось на крест. Если же позднее человек уже на гражданском поприще удостаивался того же ордена, но более высокого класса, изображение мечей было над крестиком. Поэтому введенные нынче некоторые награды, о которых сказано «с мечами», у которых изображение оных крепится к цепочке, с точки зрения исторической традиции означает: данный знак отличия вручен за отличия на службе гражданской, а ранее человек уже был отмечен такой же наградой, но за подвиг на поле брани. Впрочем, любая традиция может быть нарушена.

Однако вернемся к наградам, уже существовавшим. Существовали ордена Александра Невского, Станислава, Белого орла, Ольги (единственным кавалером которого стала Вера Николаевна Панаева, потерявшая во время Первой мировой войны трех сыновей – георгиевских кавалеров)… Наградную систему имеет и Русская православная церковь, учредившая ордена святых Андрея Первозванного, Даниила, Ольги, Сергия Радонежского, Владимира…

Но особым почетом в России пользовался учрежденный Екатериной II орден Св. Георгия, который вручался исключительно за личный подвиг на поле боя. Его авторитет был настолько велик, что георгиевским кавалерам, пусть и в звании рядового солдата, даже генералы обязаны были первыми отдавать воинскую честь. Данный орден вручался исключительно решением так называемой Георгиевской думы, которая и определяла, достоин поступок человека столь высокой награды или нет. Сам Григорий Потемкин, любимец Екатерины II, умолял «матушку» об этой награде, однако получил отказ. И хотя со временем планка присвоения награды несколько снизилась, «Георгий» оставался самым почетным орденом. Достаточно сказать, что первую степень награды за все время получили только 25 человек, а полных кавалеров ее было всего четверо: генерал-фельдмаршалы Михаил Кутузов-Смоленский, Михаил Барклай-де-Толли, Иван Паскевич-Эриванский, Иван Дибич-Забалканский. К теме это отношения не имеет, но любопытно совпадение: с первыми двумя (Михаилами) резко негативные отношения были у знаменитого атамана Матвея Платова, а с двумя оставшимися (Иванами) – у не менее знаменитого «проконсула Кавказа» Алексея Ермолова.

Как уже говорилось выше, история российской наградной системы имеет и курьезные страницы. Екатерина I в 1727 году наградила сугубо женским орденом Св. Екатерины своего юного пажа Петрушу Меншикова за то, что внешностью и поведением походил на девушку. Ее тезка, Екатерина II, сама себя наградила сугубо боевым орденом Св. Георгия за №1 – очевидно, за отвагу при совершении государственного переворота и смелость при вынесении смертных приговоров своему мужу Петру III и шлиссельбургскому «секретному» узнику, свергнутому императору Ивану VI… При заключении Тильзитского мира Александр I вручил ордена Андрея Первозванного (девиз которого «За веру и верность») Наполеону и группе его маршалов, которые незадолго до этого разгромили русско-австрийскую армию, а также наполеоновскому министру Талейрану, человеку, уже 200 лет служащему эталоном вероломства и неверности. При Анне Иоанновне был учрежден орден Бенедетто – специально для придворных шутов.

Особо хочется сказать о последнем русском императоре, Николае II. В начале Первой мировой войны он совершил поездку в прифронтовую полосу. Хотя и до линии фронта Николай Александрович не доехал, и затишье было, генералы Николай Иванов и Алексей Каледин тут же созвали заседание Георгиевской думы, которая приняла царя-батюшку в ряды кавалеров этого ордена. Николай Александрович не устоял перед таким соблазном и принял награду.

…В наградную систему России входили также медали. О них можно также рассказывать много. Многие из них чеканились в честь отдельных кампаний или даже сражений. Вот лишь несколько примеров. 7 мая 1703 года небольшой отряд во главе с Петром I атаковал на лодках и взял на абордаж два шведских фрегата; в честь этого боя отчеканена медаль с надписью «Небываемое – бывает». В январе 1881 года генерал Михаил Скобелев во главе отряда в 7 тысяч человек взял штурмом туркменскую крепость Геок-тепе, которую защищал гарнизон в 25 тысяч человек во главе с Тыкма-сердаром; все участники штурма награждены изготовленной по этому поводу медалью. Медалью «За взятие штурмом Ахульго» отмечены участники сражения за этот небольшой аул, в котором оборонялся отряд мюридов во главе с Шамилем… Медалью «За оборону Севастополя» по представлению «отца» полевой хирургии Николая Пирогова награждены 68 сестер милосердия. «За труды и храбрость при взятье Праги», «За взятие приступом Варшавы», «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 янв. 1904 г. – Чемульпо», «За труды и храбрость при взятии Гянджи» – этот список медалей можно продолжать и продолжать.

…После событий 1917 года большевики дореволюционные ордена запретили. На груди отличившихся начали появляться ордена и медали новой эпохи. Впрочем, останавливаться на них нет особой нужды, потому как относятся они уже к новейшей истории, более или менее известной каждому интересующемуся нашему соотечественнику.

Ну а о том, что творится на этой ниве сегодня, шла речь в начале данной публикации. И как ситуацию исправить, нужно крепко подумать. Чтобы опять не наломать дров, как то уже не раз бывало в любезной отечественной истории.