КРУИЗ-2017. Часть-11

Повенец

Утро пятого дня круиза мы встретили у причала городка Повенец.

Любителям истории, в первую очередь Петровского времени, это название хорошо знакомо – оно связано с великим трудовым подвигом, совершённым нашим народом. Правда, оба раза этот подвиг совершался подневольно… Однако это обстоятельство никак не умаляет затраченные на его свершение усилий. А сколько людей головы сложили в этих краях!.. Не на полях сражений – от перенапряжения сил, от лишений, от холода и недоедания…

Большинству же наших сограждан название Повенец мало что говорит. Между тем, поселению этому никак не меньше пяти сотен лет!

Карелия всегда была заселена довольно скудно. Жизнь тут и сегодня нелегка http://starodymov.ru/?p=23968 , а уж в стародавние времена – и подавно люди предпочитали селиться где хоть немного комфортнее.

Однако испокон века известно: как бы где ни складывалась жизнь трудной, а только при необходимости непременно найдутся люди, которые согласятся обосноваться в самых трудных условиях, при наличии неких выгод. Выгода нередко превалирует над бытовыми неудобствами!

Так вот, в одной из уже опубликованных заметок шла речь о том, как постепенно формировался водный путь с Севера в Центральную Россию. В частности, от Белого моря до Волги, а в дальнейшем – до Санкт-Петербурга. http://starodymov.ru/?p=25201

Если посмотреть на карту Карелии, сразу бросается в глаза невероятное изобилие тут водоёмов. Считается, что на территории республики протекает столько рек, что если их сложить, они смогут дважды опоясать Землю по экватору. Ну и озёр – едва не по числу жителей.

Если взять напрямую, расстояние между Онежским озером и Волозером – всего ничего. Однако они принадлежат к разным водным бассейнам: Онежское к Балтийскому, а Волозеро – к Беломорскому. И водораздел тут, в общем-то, не слишком высокий… Так что вполне закономерно, что в северо-восточном углу Онежского озера и возникло поселение, которое стало перевалочным пунктом между водным отрезком пути и сухопутным.

Именно тут издревле сформировался один из пунктов на  паломническом пути на Соловки. http://starodymov.ru/?p=9729

Всем известен факт, что для успешной борьбы со шведами царь Пётр решил доставить несколько военных судов с Белого моря на Онежское, затем на Ладожское озеро и в Неву. Для этого по его велению проложили т.н. «осудареву» дорогу – просеку сквозь леса, гати по болотам, и застлали её бревенчатым настилом… Оканчивалась дорога как раз в городке Повенец, именно сюда на брёвнах волоком притащили целую флотилию. Это прекрасно показано в книге Юрия Германа, впоследствии экранизированной, «Россия молодая» http://starodymov.ru/?p=23987 .

Соответственно, именно здесь впоследствии проложили и Беломор-канал. Проекты канала разрабатывались ещё при царе-батюшке, например, этим занимались Франц Деволан http://starodymov.ru/?p=9139 и Александр Бенкендорф http://starodymov.ru/?p=15368 , однако они так и остались нереализованными до советских времён.

Недавно по телевидению показывали документальный фильм о том, как строился канал во времена Сталина http://starodymov.ru/?p=21808 . Фильм, понятно, жёсткий… Но приходится признать, что свою громадную роль в истории России и Советского Союза канал сыграл, да и продолжает играть по сей день.

…Я стоял на борту теплохода и смотрел на набережную городка Повенец. Впрочем, назвать увиденное «набережной» – значит польстить увиденному. Это просто место, где корабли причаливают – и не более того. Даже фотографировать не стал – настолько вид некрасивый.

Поверх неустроенного причала и крыш смотрел вдаль. На покрытые лесами холмы, на церквушку, видную среди тайги…

Пытался представить те времена, когда здесь стоял Пётр с верными (и не очень) соратниками, всесильный на тот момент Меншиков http://starodymov.ru/?p=24687 , несчастный царевич Алексей http://starodymov.ru/?p=17005 … И кто в том путешествии из «птенцов» его ещё сопровождал…

Не получалось. И чего это человек не придумал ещё хроновизор?.. Так было б здорово заглянуть в день минувший этих исторических мест!..