Круиз-2013.

День первый. Пункт-2. Нева

Питер – прекрасный город! Но посещать его всё же лучше целенаправленно, а не впопыхах, в предвкушении начала круиза.

В означенное время все желавшие речного круиза ступили на борт. Прелестные Лолита и Светлана выдали нам ключи от кают… И мы, оставив вещи в каютах, поднялись на самую верхнюю палубу речного лайнера – эта площадка называется солнечной палубой.

Теплоход «Кронштадт» – четырёхпалубный пассажирский речной лайнер. Это по официальной классификации. Реально палуб пять, потому что некоторая часть пассажиров размещается на нижней палубе, сиречь в трюме.

Мне было бы любопытно спуститься вниз и посмотреть в иллюминатор, расположенный над самой водой, однако ни с кем из «детей подземелья» не познакомился настолько близко, чтобы напрашиваться в гости в каюту.  Мне почему-то кажется, что, проживая ниже уровня воды, должен чувствовать себя неуютно. А с другой стороны, быть может, как говорит молодёжь, прикольно?.. Не знаю, как говорится в таких случаях, без комментариев.

Мы с супругой предпочитаем проживать на главной палубе. Главной она называется потому, что здесь расположена стойка администрации, где можно получить ответ на любой вопрос, здесь стоит монитор, на котором в режиме реального времени отображается информация о местоположении нашего теплохода и данные о его скорости, температуре воздуха вне уютных стен теплохода и т.д., где разместился медпункт… В общем, главная палуба – она и есть главная. Но основное преимущество её состоит вот в чём. По наружной её части не прогуливаются пассажиры, здесь нет столиков, за которыми полуношники засиживаются до утра, здесь не совершают пробежки встающие спозаранку спортсмены… Здесь не курят, в конце концов!.. То есть в каюте главной палубе можно круглосуточно держать окно открытым, что очень немаловажно в речном путешествии.

На средней и шлюпочной палубах также проживают пассажиры, в носовой и хвостовой части здесь располагаются кафе и рестораны, торговые точки, фойе, в которых устраиваются игры… А с носовой части шлюпочной палубы интересно наблюдать за работой матросов во время швартовки. Матросы относятся к таким любопытствующим по-разному: одни рисуются своим мастерством (особенно при наличии юных зрительниц), других праздное любопытство отпускников явно раздражает.

Ну и вот мы поднимаемся на солнечную палубу. Здесь по курсу глядит капитанский мостик, здесь располагается конференц-зал, в котором также демонстрируют кино, ну а главное, что особенно важно для нас в данный момент, – та самая солнечная палуба.

На судах «Водохода» существует традиция. Перед отправлением в рейс к пассажирам выходит капитан корабля; он же представляет директора круиза, директора ресторана, медсестру… В общем, ключевых людей, которые обеспечивают уют пассажиров.

Так случилось и в этот раз. Нашего капитана звали Михаил Сагалаев, и служит он на различных судах с 1974 года.  То есть опытный речник. Михаил Александрович сообщил нам, что весь путь составит 1800 км.

С тем мы и отправились в путь!

Перед тем, как отправляться, нам раздали цветные шарики. И в момент, когда «Кронштадт» отчалил, в воздух взмыло две сотни шаров – это тоже традиция. Вид очень красивый, все щёлкали затворами, только на снимках это не особо смотрится.

И ещё одна традиция есть у «Водохода». Для встречи с капитаном вынесли на палубу несколько подносов с шампанским. Организаторы особо просили сохранить шампанское до капитанского тоста. Куда там! Конечно же, нашлись жаждущие, которые торопливо заглотили пенистый напиток, ухватили по второму бокалу, и поспешили разделаться и с ним.

С другой стороны, и капитан не стал обходить пассажиров, как делал это капитан теплохода «Константин Коротков», чокаясь с каждым.

…Итак, наш теплоход отчалил от борта другого теплохода, к которому был причален, и отправился вверх по Неве.

А для нас устроили учебную тревогу.

Кто бы спорил – важная и нужная вещь. «Булгария» доказала это наглядно.

Прежде всего, каждый должен знать свой манёвр на случай непредвиденных обстоятельств. Благодаря учениям мы тут же узнали, где находятся спасательные жилеты, как их надевать, где и какие на них расположены приспособления для облегчения обнаружения. Нужно, обязательно нужно проводить тренаж!

Ну а потом – ужин. Замечательно, что трапеза (просто язык не поворачивается называть это празднество чревоугодия «приёмом пищи») организована в одну смену. На «Феликсе Дзержинском» питались в две смены, и поверьте, это очень неудобно, как для пассажиров, и особенно для работников кухни и ресторана.

Сразу после ужина нас пригласили на беседу-инструктаж.

Вот тут, на мой взгляд, организаторы чего-то недосчитали. Да и не только на мой взгляд, о том же говорили и другие туристы.

Чего желает человек, оказавшийся на борту круизного лайнера? Впечатлений! Что нам предложили взамен? Полуторачасовую лекцию о том, какие впечатления нас ожидают!

Сразу после ужина нам предложили собраться в конференц-зале, где рассказывали обо всём, что мы увидим за время пути, где как одеваться, где чего (кого) бояться, где на что (кого) обратить внимание… Мы сидели в зале, за окнами проплывали живописные берега Невы, а мы слушали рассказ о будущем. Кто-то проигнорировал приглашение и увидели красоты этой чудесной реки, а послушные граждане их пропустили.

Через полчаса из зала потянулись первые не выдержавшие лекции слушатели. Я вышел через час, когда лекция дотянулась до середины пути, в то время как наш теплоход, по расписанию, должен был уже покинуть Неву и пройти мимо крепости Орешек. Я давно хотел посмотреть на этот клочок суши, контролирующий место, в котором Нева истекает из Ладожского озера.

И я увидел эту крепость. Совсем небольшая, если разобраться, а какое грандиозное значение она имела в былые времена! Не зря ведь за неё столько дрались русские и шведы, не случайно она столько раз переходила из рук в руки! И сколько известных людей сидели здесь, в этой суровейшей тюрьме царского времени!..

К слову, нам на каждый день выдавали вот по такому листочку. С одной стороны был расписан план дня, а с другой – краткая информация о местах, где нам предстоит побывать, либо же мимо которых предстоит проплывать. В своём большинстве такие справки составлены отлично: ёмко, точно, при минимуме слов. Однако и накладки случались, чувствуется, что составитель сокращал более крупный текст, и делал это не всегда удачно.

Итак, этот бесконечно длинный день завершился. Начался он в приближавшемся к Ладожскому вокзалу Северной столицы мурманском поезде, протекал на улицах и площадях Петербурга, и завершился в Ладожском озере, самом большом пресноводном водоёме Европы.