ПРАКТИЧЕСКОЕ МОСКВОВЕДЕНИЕ
Некоторые мысли об обучающем потенциале Москвы
Так уж устроен человек, что под влиянием внешних факторов – воленс-ноленс – нет-нет, да и задумывается над вопросами, которые его вроде как напрямую и не касаются.
Вот и в связи с началом Нового учебного года (см.: http://starodymov.ru/?p=19404 ) решил поделиться некоторыми своими мыслями о том, в чём видится резерв для дальнейшего совершенствования учебного процесса (например: http://starodymov.ru/?p=24164 ). Оно ж, вроде, кто я такой, чтобы рассуждать о подобных проблемах! Но вот думается ведь о ситуации… Особенно на фоне таких вот инициатив: http://starodymov.ru/?p=25595 .
Сколько бы чиновничество от педагогики ни рассказывало о семимильных успехах в деле образования в Москве, а только мы, люди старшего поколения, наглядно видим, насколько скукоживается эрудированность у поколения «пепси». Примеров тому можно приводить сколько угодно! Вот, буквально навскидку: недавно по телевизору в шоу, которое предусматривает какой-никакой уровень эрудиции, студент (студент!!!) на вопрос «Что такое рентгеновские лучи?», ответил: «Не знаю – я в солярий не хожу!». (А вот ещё, из области географии: http://starodymov.ru/?p=26690 )
Нет-нет, я не собираюсь сейчас сравнивать и ностальгировать по былому – как бы этого ни хотелось. Однако на резерв, который, на мой взгляд, явно недооценивается педагогическим процессом, укажу.
Нам выпала удача жить и учиться в Москве. Именно так, в первом лице: потому что даже мы, люди старшего поколения, продолжаем учиться, пусть и опосредованно, и подчас этого даже не желая. Человек учится всю жизнь – и это не образное выражение, а банальная истина (вот, к слову, пример в подтверждение данного тезиса: http://starodymov.ru/?p=23281 ).
А вот в полной ли мере этот фактор нами реализуется?.. Рискну высказать предположение, что нет.
Почему?.. На мой взгляд, главная причина тут кроется в том, что учитель в должной степени не мотивирован в использовании форм обучения, которые не предписаны Системой в качестве обязательных. Ну право же, это ж настолько по-человечески понятно: провести урок в школе, в родном классе… Никаких хлопот с оформлением документов на выезд классом куда-то (об этом – позже), никакой ответственности за учеников в процессе перемещения из пункта А в пункт Б, никаких чрезмерных нервных нагрузок в связи с возрастной гиперактивностью подопечных на экскурсии…
Нечасто, но я встречаю в центре Москвы, или в поездах метро, группы школьников – горланящих, задирающих друг друга, толкающихся, бегающих по вагону… (Об одном таком случае: http://starodymov.ru/?p=23511 ) Что поделать – возраст такой, и манера поведения для этого возраста вполне объяснимая: что мальчики, что девочки именно таким поведением стараются обратить на себя чьё-то внимание.
Мне в таких случаях всегда искренне жаль сопровождающих их учителей – и мысль проклёвывается: а оно вам надо-ть, девушки милые, вот так-то возиться?..
Признаться, меня здорово раздражают разговоры о какой-то дополнительной мотивации на хорошую игру для спортсменов-мультимиллионеров. На мой взгляд, в дополнительной мотивации нуждаются, коль речь сейчас идёт о них, педагоги, которые делают нечто сверх того, что делать обязаны, с единственной целью: заронить в души ребят дополнительные зёрнышки образования. (Ещё о том же: http://starodymov.ru/?p=24483 )
…Когда я учился в школе, а проходил этот процесс в украинском городе Житомире, наша классная учительница (см.: http://starodymov.ru/?p=2864 ) несколько раз организовывала для нас путешествия: то на теплоходе по Днепру от Киева до Херсона, то на автобусе по Прибалтике… На всю жизнь я остался ей благодарен за те поездки! Скажем, в Риге, у того же памятника Латышским стрелкам (немного о них: http://starodymov.ru/?p=26742 ), или в Каневе, на холме у могилы Тараса Шевченко (см.: http://starodymov.ru/?p=25549 ), я с тех пор ни разу и не побывал.
И зачем ей это нужно было?.. Вот как раз ради того, чтобы я сегодня, почти полвека спустя, оставался ей благодарным. Наша классная учительница была одна такая на всю школу – кто организовывал подобные выезды.
Между тем, это организовывалось во времена, когда никто не смел ещё мечтать об интернете, об электронной почте и электронном же бронировании билетов. Всё – по почте, обычной, традиционной, в конвертах…
Сейчас всё проще.
Впрочем, это только кажется. Насколько я знаю, собственно процесс оформления пакета документации на выезд группы школьников на экскурсию не только чрезвычайно трудоёмок, но ещё и постоянно усложняется.
Казалось бы: абсурд! Сами учителя, педагоги, работающие, так сказать, «на земле», готовы взваливать на себя (и взваливают!) дополнительные хлопоты и заниматься этими выездами; чиновники же из руководящих органов словно специально создают им препоны из указующих циркуляров.
…Лично я – отставной военный. Кадровым органам Министерства обороны Советской армии было угодно распорядиться так, что я в течение некоторого времени служил в Подмосковье, в строительном отряде, который возводил санаторий «Русь», что близ городка Руза. Так вот, для своих подопечных, ребят, призванных на службу в основном из Средней Азии, я организовал несколько экскурсий: в Москву, на Бородинское поле (см.: http://starodymov.ru/?p=2973 )… Мне тоже говорили: А оно тебе надо – приключения на известное место искать?.. Мне это и в самом деле не предписывалось руководящими документами – просто я считал, что это нужно тем ребятам, которые приехали в наши края из далёких горных кишлаков, и которые, неведомо, попадут ли сюда ещё.
Так что я хорошо понимаю учителей, которые организуют выезды для учеников. Им совесть, душа, педагогическое призвание предписывают заниматься с детьми больше минимально-положенного. (Например: http://starodymov.ru/?p=17437 )
Хотя, с другой стороны, и чиновников понять можно. Во-первых, с каждого требуется какое-то количество циркуляров – в противном случае, их существование неоправданно. И во-вторых, если посмотреть объективно, бюрократическую сторону вопроса тоже ведь не проигнорируешь!
Помните замечательный советский фильм «Добро пожаловать! Или Посторонним вход воспрещён!»?.. Нам ведь искренне симпатична юная и прогрессивная вожатая!.. Однако ж для своего чада мы бы предпочли махрового ретрограда и перестраховщика Дынина. Разве не так?.. (О том же: http://starodymov.ru/?p=9723 )
Впрочем, отвлёкся.
Речь идёт о том, что в Москве возможностей для дополнительного, так сказать, непрямого, образования школьников – море!
У нас как-то укоренилось: Третьяковка, Пушкинский, Кремль с Красной площадью и Александровским садом… Если ВДНХ или Сокольники, то исключительно в форме погулять…
А ведь в пользу для обучения можно обратить любой выезд в центр столицы! (См.: http://starodymov.ru/?p=5423 )
Например, целевые экскурсии.
Москвоведение – это понятно. Тут в тематическом отношении – море разливанное. Почему «на семи холмах»? – да отыскать их все семь… Да по Неглинке пройтись, до самого пруда, который ширился на месте нынешнего Александровского сада (об Александровском саде чуть-чуть: http://starodymov.ru/?p=17684 ) . По Бульварному кольцу проехать, слушая рассказ о жизни и мытарствах великого градодельца Фёдора Коня (о нём: http://starodymov.ru/?p=3689 )… Бери любой очерк Владимира Гиляровского – он уже сам по себе основа для познавательной экскурсии (например: http://starodymov.ru/?p=12006 ). (Или вот эту: http://starodymov.ru/?p=14377 )
Этимологию слов в Москве изучать хорошо. Что есть «балчуг» (о нём упоминается: http://starodymov.ru/?p=16461 ), что есть «берсень» (упоминается: http://starodymov.ru/?p=11432 ), почему церковь «на кулишках» (упоминается: http://starodymov.ru/?p=12120 )…
А литература!.. Многие ли московские школьники посетили дом-музей Пушкина, что на Арбате (см.: http://starodymov.ru/?p=17243 )?.. А экскурсия по местам, связанным с жизнью Анны Ахматовой (см.: http://starodymov.ru/?p=21692 )… А пройтись по маршруту, по которому летела булгаковская Маргарита (например: http://starodymov.ru/?p=11571 )!.. А маршрут, по которому Пьер Безухов шёл Наполеона (интересная книга о том времени: http://starodymov.ru/?p=25582 ) убивать!.. А басни дедушки Крылова у медальонов с изображением его персонажей, что на Патриаршем, совсем по-иному звучали бы (см.: http://starodymov.ru/?p=16187 )!
А история!.. Ведь в центре города – что ни улица, то целая экскурсия, в которой будут непрерывно звучать имена известнейших людей. Пречистенка (см.: http://starodymov.ru/?p=11578 ), Никольская (см.: http://starodymov.ru/?p=16461 ), Обыденские переулки (см.: http://starodymov.ru/?p=11574 )…
Да что там центр!..
Мы проживаем в Новокосино (немного о районе: http://starodymov.ru/?p=26826 ). А что знают ребятишки о нашем районе?.. О Балашихе, о Реутове, о Железнодорожном (он же Обираловка), о близлежащих озёрах – Белом, Чёрном и Святом?..
Ведь Москва, если разобраться, началась именно с наших мест – где-то тут, близ Святого озера боярину Кучке приснился тот самый вещий сон, после которого он начал город строить!.. (см.: http://starodymov.ru/?p=24584 )
На мой взгляд, самих бы ребят активнее привлекать к процессу обучения! Ну право, почему бы не поручить юным энтузиастам подготовить развёрнутый справочник об истории Новокосино?.. И чтобы администрация гарантировала, что брошюра будет опубликована… Ведь если кто заинтересуется, так всё раскопает!
Когда мы проживали в общежитии в районе станции метро «Бабушкинская», в районе выпустили брошюрку об истории Южного Медведково: об усадьбе Дмитрия Пожарского (Немного о нём: http://starodymov.ru/?p=3627 ) и построенной им церкви, в частности. А что, у нас ничего подобного не отыскать?.. Просто заняться нужно целенаправленно.
Да про того же Николая Старостина такое сообщение можно сделать! – пальчики оближешь!
А экскурсию в Кусково (см.: http://starodymov.ru/?p=27813 ) – чтобы провели её именно сами ребята! Чтобы рассказали одноклассникам что про род Шереметьевых (например: http://starodymov.ru/?p=27340 ), что про Прасковью Жемчугову, ну и про Екатерину Великую, которая любила тут бывать (см.: http://starodymov.ru/?p=24956 ) – без неё уж никак не обойтись… Про Владимира Чивилихина, который посвятил этой усадьбе значительный раздел своего великого романа «Память» (см.: http://starodymov.ru/?p=11094 ).
Не станет же никто спорить с утверждением, что если занятие провести «на местности», оно и запомнится лучше. (Ещё о том же: http://starodymov.ru/?p=14216 )
…Я ни в коем случае не ратую за отказ от традиционного обучения в угоду какой-нибудь новомодной теории – нынче слишком много развелось разрушителей привычного. Нет, в вопросах образования я – консерватор. Однако тот же консерватизм подсказывает мне, что привнесение в устоявшееся чего-то нестандартного идёт в целом процессу только на пользу.
Привези школьников на Чистые пруды. (См.: http://starodymov.ru/?p=11857 ) Да покажи: вот этот водоём назывался Поганым, потому что мясники сваливали в него отходы от разделки туш. Это – экология. И очистил их знаменитый Алексашка Меншиков. Это – история. Пётр его наградил, а купцы подарили кусок земли. Это – экономика. И построил на этой земле и на эти деньги этот казнокрад церковь, колокольня которой стала самым высоким на тот момент строением Москвы – выше даже кремлёвского Ивана Великого. Это – градостроительство и архитектура. И ударила в эту колокольню молния, порушив её… Это – физика. И стояла меньшиковская башня сколько-то десятилетий, никому не нужная… Это – бесхозяйственность…
Вот этот урок ребята никогда не забудут!
И сколько подобных мест по столице!..
Не знаю, специалисты подскажут, как это сделать лучше. Быть может, интересны стали бы тематические экскурсии.
Ведь в школах нынче модно организовывать различные тематические же классы, или как они там называются. Так пусть учащиеся медицинского направления побывают в той же Первой Градской; кадеты – в суворовском училище; физики – в Дубне; химики – в МИСиС…
Ну а литераторам, музыкантам и вообще гуманитариям – и вовсе в столице раздолье. В начале сентября состоялись Фестиваль прессы (см.: http://starodymov.ru/?p=27905 ) и Книжная ярмарка на ВДНХ (см.: http://starodymov.ru/?p=27934 ), где можно было встретиться с живыми авторами, пообщаться с ними, задать любые вопросы… Там же, на ВДНХ, к слову, построен совершенно великолепный грандиозный макет Москвы (см.: http://starodymov.ru/?p=27884 ). А все ли московские дети его видели?..
Данный разговор можно продолжать бесконечно. Однако вспомним Козьму Пруткова и дадим фонтану передохнуть (см.: http://starodymov.ru/?p=25810 ). Тем более, мысли, которые родились в связи с началом Нового учебного года, думаю, и без чрезмерного повторения уже понятны.
Первое: школьным учителям следует активнее использовать потенциал Москвы для усвоения школьной программы.
Второе: соответствующим образовательным структурам совершенно необходимо разработать систему, которая бы стимулировала подобную работу учителей.
И третье. Привлечение творческого потенциала самих же учащихся для познавательных поездок и походов пойдёт на пользу – что ребятам-активистам, что их товарищам. Особенно если и эту активность поощрять.
Николай СТАРОДЫМОВ,
дедушка школьницы
Отличные идеи! Вроде бы всё очевидно, только не всем это в голову приходит. Спасибо, что говорите об этом, напоминаете о наших возможностях и ресурсах! Хочется, чтобы вас услышали те, от кого зависит воспитание и образование наших детей.
Спасибо за оценку, Наталья!