ПРЕЧИСТЕНКА

(Материалы для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Названия, производные от слова «Пречистенка» на карте Москвы носят несколько объектов. Это собственно улица Пречистенка, которая начинается от площади Пречистенских ворот, справа от неё ответвляется Пречистенский переулок, а слева параллельно улице идёт Пречистенская набережная Москва-реки. Право, не так много в столице названий, с которыми было бы связано столько судеб известных людей!

Улица Пречистенка сформировалась в XVII веке и вела к Новодевичьему монастырю, который основал в 1524 году отец Ивана Грозного великий князь Василий III. Издревле район Москвы, располагавшийся за Неглинкой, вдоль Сивого ручья, протекавшего по Сивцеву вражку, назывался Чертольем (Черторыльем) и пользовался дурной славой как место, где обитала нечистая сила и проживали лихие люди. Тем не менее, Москва расширялась, и постепенно начала застраиваться и эта местность. Ну а по мере того, как возвышался Новодевичий монастырь, в который удалялись на покой представительницы высшей московской знати, вдоль улицы начала селиться столичная аристократия. Царь Алексей Михайлович (в истории он прославлен как Тишайший, хотя сказать, что это прозвание соответствует действительности, было бы погрешить против истины) отличался с одной стороны, набожностью, с другой – страстью к переименованиям. Так вот, он и повелел во всех названиях слово «чертолье» заменить на «Пречистенка» – по названию иконы Пречистой Божьей Матери (Смоленской), которая находилась в Новодевичьем монастыре. Полное название обители приведено в Патриаршей грамоте в конце XVI века: «Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь». Ранее Пречистенкой называлась вся улица до самого монастыря, сейчас участок её от Зубовской площади до стен обители носит имя выдающегося российского врача XIX века, «отца военно-полевой хирургии» Николая Пирогова.

О Новодевичьем монастыре можно рассказывать бесконечно долго, а потому постараемся сделать это максимально кратко. Этот комплекс можно смело назвать одним из красивейших рукотворных шедевров Москвы, да и всей России. Сами строения, купола церквей, крепостная стена, некрополь, парк и пруд создают неповторимый, изумительный по красоте и гармоничности ансамбль. Те наши земляки, которые превозносят всё заграничное и ищут в родной стране «вторые Версали» и «малые Швейцарии», могут отдохнуть – ничего подобного ансамблю Новодевичьего монастыря не существует больше нигде в мире.

Как уже сказано, монастырь основан в 1524 году. Великий князь заложил его по обету в честь возвращения к Руси в 1514 году Смоленска, который до того более века находился в составе Великого княжества Литовского. Соборный храм был посвящён иконе Смоленской Богоматери (Одигитрии). Для основания обители было избрано место, на котором москвичи в 1456 году прощались с иконой, провожая её в обратный путь в Смоленск. Существует предание, что первоначально избранное для закладки монастыря место пришлось перенести, так как на нём ударил родниковый ключ – его назвали Вавилоном, по аналогии с библейской башней, которую начали строить, да так и не завершили.

По преданию, первую икону Одигитрии (Путеводительница, Наставница) написал сам евангелист Лука. На Русь она попала в середине XI  века, с дочерью византийского императора Константина IX Мономаха принцессой Анной, ставшей женой князя Всеволода Ярославича (как известно, Ярослав Мудрый путём династических браков породнился почти со всеми царствовавшими домами Европы). Икона стала родовой для князей-рюриковичей, пользовалась особым поклонением на Руси. На рубеже XI–XII веков Владимир Мономах передал её в построенный в Смоленске Успенский собор, и с тех пор икона стала именоваться Смоленской. Принято считать, что именно этот образ спас город от орды Батыя в 1239 году. К данному факту каждый может относиться по-своему, однако факт остаётся фактом: когда в 1404 году последний Смоленский князь Юрий Святославич передал икону Великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу, город более чем на сотню лет оказался в литовском подданстве. Впрочем, по другой версии икону привезла в Москву в 1398 году жена Василия Софья Витовтовна. В 1456 году по просьбе смолян икона была возвращена городу, после чего в результате длительной борьбы Смоленск вернулся под царскую руку. Когда в 1602 году знаменитый горододелец Фёдор Конь построил Смоленский Кремль, над главными воротами крепости была сделана специальная ниша для иконы… Во время нашествия Наполеона Одигитрию вывезли в Москву, чем она и спаслась. В 1941 году икона осталась в Смоленске, попала в руки гитлеровцам и пропала – после освобождения города никаких следов её не обнаружено.

Что касается Новодевичьего монастыря, то здесь хранится список (копия) изначальной иконы. Этот список находился в кремлёвском Благовещенском соборе, располагался близ Царских ворот. 28 июля (10 августа) 1525 года крестным ходом икону перенесли в новорождённый монастырь – во главе процессии шли Василий III и митрополит Даниил. Первой настоятельницей монастыря стала Елена Московская (Девочкина), впоследствии канонизированная. Уже при ней обитель становилась привилегированной, здесь принимали постриг представительницы знатных московских семейств, которые далеко не всегда придерживались строгой монашеской жизни, имели собственную прислугу и стол.  К тому же здесь нередко подолгу проживали приезжавшие на богомолье родственницы именитых насельниц, которые вовсе уж вели светский образ жизни – настоятельница пыталась бороться с подобной распущенностью, однако совладать с нею не сумела.

Название «Новодевичий» объясняется разными версиями, в том числе, его связывают с фамилией первой настоятельницы. Однако есть и такая версия, что на этом поле в ордынский период собирали девиц из Москвы и её окрестностей и ханские баскаки отбирали красавиц для отсылки в гаремы в качестве дани.

С Новодевичьим монастырём связано зарождение традиции, принесшей стране немало бед. Злые языки утверждали, что князь Василий основал данный монастырь не во исполнение данного им обета в честь освобождения Смоленска (чего бы он, мол, тянул с этим целых десять лет), а чтобы замолить грех, связанный с бракоразводным процессом и повторной женитьбой. Как известно, в Средние века церковь к расторжению брака относилась резко отрицательно. Между тем, у князя Василия долго не было наследника, чтобы передать ему великое княжение – по этой причине, чтобы не возникло династического конфликта, он запретил жениться своим братьям до рождения у него сына. В конце концов, он решил развестись с женой Соломонией Сабуровой, а самому жениться повторно – его новой избранницей стала будущая мать Ивана Грозного Елена Глинская. Соломонию же Василий Иванович  велел против её воли постричь в монахини. Пострижена бывшая великая княгиня была под именем Софья; случайно или нет, придел Смоленского собора Новодевичьего монастыря (строительство собора приписывают Алевизу Фрязину) посвящён мученице Софье… Некоторые церковные иерархи выступили против «смены жены», за что поплатились опалой, а митрополит Варлаам был лишён сана – такое в русской истории произошло впервые… Вот в искупление данных грехов князь Василий якобы и основал монастырь.

Впоследствии здесь доживали свои дни многие именитые женщины, в том числе, и царских кровей. Вот лишь несколько из них (привожу мирские имена): Иулиания Палецкая (княгиня Угличская);  вдова убиенного отцом царевича Ивана, сына Ивана Грозного Елена (Шереметева); вдова царя Фёдора Иоанновича Ирина (Годунова); дочь царя Бориса Годунова Ксения; вдова царя Василия Шуйского Мария (Буйносова-Ростовская); сёстры Петра I Евдокия и Екатерина, а также Софья-Правительница… Всех просто не перечесть.

Одновременно Новодевичий монастырь выполнял функцию форпоста для защиты Москвы с юга. Современный вид он обрёл при царе Борисе Годунове, который окружил обитель мощной стеной с зубцами и башнями, и разместил здесь гарнизон в 350 стрельцов. Под стенами монастыря неоднократно разворачивались сражения, в особенности в период Смутного времени. При Петре I в монастыре был учрежден приют для подкидышей и беспризорных детей, которых тут содержалось до 250. В 1812 году поначалу маршал Мюрат взял монастырь под охрану, однако при отступлении французы попытались взорвать прекрасный ансамбль; трагедию предотвратили монахини во главе с казначейшей Сарой, которые сумели погасить водой уже зажжённые фитили бочек с порохом.

В советские времена монастырь был закрыт. Его постройки использовались для разных целей, в том числе, здесь действовали несколько музеев. В конце концов монастырский ансамбль стал филиалом Государственного исторического музея. В 2004 году включён в список Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. 22 марта 2010 года весь ансамбль возвращён церкви.

В стенах монастыря и на прилегающем  к нему кладбище похоронено немало известных людей, перечень которых занял бы очень много места. Всего же здесь покоится 26 тысяч человек.

…Как уже говорилось, улица Пречистенская, или просто Пречистенка, начала формироваться одновременно со строительством Новодевичьего монастыря. По этой улице поначалу размещалась Конюшенная слобода, стрелецкий полк полковника Зубова, по имени которого по сей день именуются бульвар и площадь. Однако уже в концу XVII века знать напрочь вытеснила отсюда «чёрный люд». К концу XIX века здесь наблюдается общий для всей Москвы процесс перехода усадеб и участков от родовитой знати к представителям «третьего сословия».

Улица Пречистенка начинается от станции метро «Кропоткинская». Дело в том, что князь-анархист, учёный и полярный исследователь Пётр Кропоткин родился в примыкающем к улице Штатном переулке (ныне переулок Кропоткина); и с 1921 до 1994 годов Пречистенка носила его имя.

Следует назвать несколько наиболее известных строений, расположенных по этой улице. В самом начале улицы сразу бросаются в глаза т.н. «белые палаты» – главный дом усадьбы князя Бориса Прозоровского, построенной в конце XVII века. В доме №11 расположен музей Льва Толстого.

Дом №17 имеет чрезвычайно интересную историю, в нём в разное время проживало  и бывало немало известных людей. Первоначально огромная усадьба с обширным садом принадлежала семье Бибиковых – роду московских дворян, известному с 1300 года, многие из которых служили стольниками при царях; один из Бибиковых, Алексей Юрьевич, пользовался особым доверием Петра I и занимал пост генерал-рекетмейстера, а Иван Иванович стал сенатором и правителем Малороссии. Затем усадьба перешла обер-полицмейстеру Москвы генералу от инфантерии Николаю Архарову, столь ревностно относившегося к службе, что его имя стало нарицательным. Усадьба пострадала во время пожара 1812 года, однако не слишком сильно и была восстановлена. В 1835 году усадьба перешла к знаменитому поэту-партизану Денису Давыдову, в гостях у которого бывают многие известные люди того времени, в том числе и Александр Пушкин. Следующей владелицей особняка стала баронесса Е. (Екатерина?) Розен, которая подошла к делу рачительно: в крыльях здания были открыты хлебная лавка, а также несколько мастерских. В 1861 году здесь размещается одна из первых в Первопрестольной фотографий – её владельцем являлся известный в те времена Иван Красницкий, художник, писатель и археолог. Современный вид здание приобрело после того, как его перестроил знаменитый архитектор середины XIX века Александр Обер. После перестройки здесь разместилась популярная женская гимназия Софьи Арсеньевой – дочери Карла (в православном крещении Александра) Витберга, того самого архитектора-масона, который разработал принятый, но неосуществлённый проект храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах.

Далее по нечётной стороне улицы идут дома, принадлежавшие Долгоруковым, Потёмкиным (впоследствии Морозовым),  Татищевым-Лопухиным, Голохвастовым, Самсоновым… В доме №39, который уже выходит на Зубовский бульвар, проживал знаменитый художник Михаил Врубель, у которого в гостях бывали композитор Николай Римский-Корсаков и философ Владимир Соловьёв (похороненный, к слову, на Новодевичьем кладбище).

По чётной стороне улицы расположены также дома, в которых проживали и бывали знаменитые люди. В доме №10 проживал Михаил Орлов, один из немногих декабристов, которые избежали казни и ссылки – его помилование сумел выхлопотать у царя сводный брат Алексей Орлов, генерал-адъютант, будущий шеф жандармов и главный начальник Третьего отделения. В этом же строении позднее проживали знаменитый художник Илья Левитан и не менее знаменитый поэт Борис Пастернак. В доме №12 (бывшая усадьба Хрущёвых, по имени которых назван прилегающий переулок) располагается музей Александра Пушкина. В доме №20 последние годы жизни провёл легендарный и опальный «проконсул Кавказа» генерал Алексей Ермолов; здесь Алексея Петровича навещал его знаменитый противник – пленённый имам Шамиль. В этом же здании в 1921–22 годах располагалась хореографическая студия Айседоры Дункан, здесь жил и работал Сергей Есенин. В доме №22 располагалась полицейская часть, в которой в 1834 году сидел под арестом Александр Герцен. Ну а дом №24 известен в нашей стране едва ли не каждому – в нём происходили события, описанные в романе Михаила Булгакова «Собачье сердце». В доме №32 располагалась мужская престижная гимназия Льва Поливанова, в которой учились такие известные люди, как философ Владимир Соловьёв, литератор и историк Валерий Брюсов, поэт Андрей Белый, поэт, переводчик и художник Максимилиан Волошин, поэт и переводчик Вадим Шершневич, поэт, писатель и переводчик Сергей Ширвинский, литератор, белый офицер и агент НКВД Сергей Эфрон, поэт и переводчик «Серебряного века» Николай Позняков, шахматист Александр Алёхин и другие.

Как уже говорилось, улица Пречистенка начинается от площади Пречистенских ворот. Некогда здесь находились ворота Белого города, построенного горододельцем Фёдором Конем в конце XVI века. На площади расположена станция метро «Кропоткинская», здесь установлен памятник Фридриху Энгельсу.

Если смотреть от центра, вправо по направлению к Большому Власьевскому переулку отходит Пречистенский переулок. Изначально он назывался Мёртвым. Версий происхождения такого названия имеется несколько: по имени домовладельца Мертваго, по причине случившейся здесь массовой гибели людей в результате некой эпидемии… Есть версия, что мёртвыми называли переулки тупиковые, непроезжие. Имеются и мрачные версии: что вёл он к убогому дому на Могильцах, где находился амбар, куда складывали тела неопознанных умерших… Как бы то ни было, переулок переименовали в Пречистенский. В 1937–1991 годах он носил имя писателя Николая Островского, который проживал здесь и писал роман «Как закалялась сталь». В переулке расположены посольства Австрии, Дании, Марокко.

Пречистенская набережная проходит по левому берегу Москва-реки от Новокрымского проезда до Ленивки, являясь продолжением Фрунзенской набережной и переходя в набережную Кремлёвскую. С 1924 по 1992 год называлась Кропоткинской.

В доме №1 здесь располагается школа-интернат для неслышащих детей. В доме №11 располагается Московский экономико-энергетический колледж, это здание, построенное в 1904 году, стало первым в столице, при возведении которого впервые использованы железобетонные основание и сваи – оно предназначалось для Ермаковского электротехнического училища.  Дом №37 является храмом-часовней иконы Божьей Матери «Державная». Кроме того, на набережной располагаются резиденция посла Австралии и визовый отдел посольства Швейцарии.

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005, 704 с., илл.

Донской Д.В. РЮРИКОВИЧИ; Исторический словарь. – М.: НП ИД «Русская панорама», 2008. – ХХХ + 834 с., табл., ил.

Блонский Л.В. Царские, дворянские, купеческие роды России. М.: ООО «Дом славянской книги», «Вече», 2007. – 528 с.

Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Вступит. Статья Ю. Богомолова. – СПб.; «Паритет», 2005. – 608 с., ил.

Великие женщины России. М.: ООО «Дом славянской книги», 2006. – 480 с., ил.