ОБОЗРЕНИЕ ЮБИЛЕЕВ ТЕАТРА И КИНО

НОЯБРЬ-2019

(Полная версия.

Краткую версию см. тут: http://starodymov.ru/?p=31145 )

Продолжаю обозревать юбилеи, связанные с театром и кино. Вот так, тихой сапой, совсем незаметно добрались мы уже и до ноября… Совсем близится к завершению Год Театра (Напомню, каким событиям ещё посвящён сползающий к финишу год: http://starodymov.ru/?p=28493 )… Пора уже готовить обзор, кому/чему посвящён год грядущий…

И как удержаться от банальной реплики о скоротечности времени?..

***

Минский кинофестиваль «Листопад»

Наверное, эта мысль неоднократно прозвучит при открытии Минского кинофестиваля «Листопад», который начнёт свою работу в первый день месяца. Для непосвящённых напомню, что листопадом по-белорусски называется ноябрь – в этом языке имена месяцев ближе к природе. Дело в том, что данному празднику экранизированного искусства исполняется ровно четверть века. То есть имеется уже своя история, есть что вспомнить, что пересмотреть – и в прямом, и в переносном смысле слова.

Поначалу фестиваль задумывался с целью сохранения культурных связей на постсоветском пространстве. Ну а впоследствии к нему начали присоединяться новые и новые участники – начиная со Страны Восходящего Солнца, и далее по всему пути следования светила вокруг нашего обитаемого мирка. И сегодня «Листопад» прочно завоевал своё место в многокрасочном мозаичном панно мировых кинофестивалей. Скажем, в 2013 году (Википедия приводит именно этот год – можно предположить, что после трагических событий на Украине число участников-конкурсантов снизилось; см.: http://starodymov.ru/?p=16299 ) в Минск привезли около 150 кинофильмов из полусотни стран.

Поначалу победитель определялся на основании зрительского голосования. И в списке фильмов-победителей большинство картин – знакомые. Это и стремящийся к справедливости «Брат» (см.: http://starodymov.ru/?p=28933 ), и жаждущий отмщения «Ворошиловский стрелок», и заставляющая сжиматься душу «Страна глухих», и попавший в непростой переплёт «Водитель для Веры» и многие другие из числа широко известных.

Однако впоследствии судейство перепоручили специальному международному жюри – и с тех пор в числе награждённых я не увидел ни одного знакомого названия. Правда, теперь там фигурируют в основном фильмы иностранные… Резон в этом, конечно, имеется – иначе иноземные кинокомпании не станут привозить в Беларусь свою продукцию. Но с другой стороны, на мой взгляд, в нынешние времена своих бы поддержать…

И ещё один тут имеется нюанс. На кинематографических конкурсах нередко призы достаются лентам, как их именуют, «элитным», «не для всех». И вот выходят к микрофону эстетствующие дядечки и тётеньки в эпатажных «прикидах» и грассируют нам: мол, это шедевр, только пипл этого шедевризма не поймёт…

Я не хочу сейчас приводить кинокартины, которые знатоками жанра возведены в ранг шедевров, но которые народ не смотрит и не понимает – не рискну сознательно подставляться. Это сродни «Чёрному квадрату» – очерченному пустому месту, в котором абсолютно ничего нет, но восхищаться которым положено, иначе с тобой не станут водиться избранные (см. запись от 3 января: http://starodymov.ru/?p=8045 )…

Впрочем, это лишь так, рассуждения по поводу. Я не видел ни одного фильма-победителя «Листопада» последних лет, потому и не могу о них судить.

Право, думается, что было бы правильно организовывать показ таких фильмов-финалистов по каналу «Мир».

Самому же фестивалю от души желаю успеха и процветания!

***

Олег Борисов

Обзор юбиляров-актёров начинаю с Олега Борисова – актёра, творчество которого мне всегда импонировало. 8 ноября исполняется 90 лет со дня его рождения. Поистине, он Народный артист Советского Союза не только (не столько) по званию, но и по народной к нему любви.

Между прочим, родом Альберт – именно такие имя ему дали родители при рождении – из Карабихи, села на Ярославщине, название которого накрепко связано с жизнью Николая Некрасова (см.: http://starodymov.ru/?p=30221 )… В годы войны вместе с семьёй проживал в Средней Азии, которая приютила многих советских граждан из западных регионов Советского Союза – и низкий поклон за это. После войны окончил театральный вуз и с тех пор судьба Олега Борисова тесно связана со сценой, а затем и с кино.

Приходится повторять вновь и вновь своё суждение о том, что, на мой взгляд, уровень таланта актёра определяется тем, насколько разноплановые роли он способен играть (об этом: http://starodymov.ru/?p=30383 ). Борисов как раз из числа тех, кто всякий раз – разный; у всех его героев объединяющим остаётся только неповторимое обаяние исполнителя.

За свою творческую карьеру Олег Иванович сменил несколько театров, а порой и совмещал службу одновременно в двух коллективах. Среди них –  Киевский драматический русский театр им. Леси Украинки, Московский театр им. Пушкина, Ленинградский БДТ (см.: http://starodymov.ru/?p=28933 ), МХАТ (см.: http://starodymov.ru/?p=28098 ), театр Советской армии… Ну и кино, разумеется – мы-то, в большинстве своём, по вполне понятным причинам, помним в основном кинематографические образы.

У Борисова – огромная коллекция сыгранных ролей. Конечно, все их перечислять не стану – это просто невозможно!.. Когда я решил посмотреть список театральных постановок, в которых он играл, поначалу хотел выделить наиболее известные… Однако и это оказалось немыслимо: их слишком много! Ограничусь упоминанием только одной роли и только по единственной причине: Олег Иванович играл главную роль в пьесе «Павел I» по пьесе, которую написал Дмитрий Мережковский (см.: http://starodymov.ru/?p=31138 ), который упоминается в литературном обозрении наступающего месяца.

С фильмографией проще: назову роли и фильмы, которые я запомнил. Это, конечно, в первую очередь бесподобный Голохвастов, погнавшийся «За двумя зайцами»; это журналист с требованием «Дайте жалобную книгу»; это неунывающий танкист, погибший в бою, ибо «На войне как на войне»; это похожий на Константина Бальмонта (см.: http://starodymov.ru/?p=24961 ) стремящийся к мировому господству гений, которого всё же постиг «Крах инженера Гарина»; это заманивший Подколёсина в «Женитьбу» его друг; это беспринципный Рафферти в замечательной одноимённой картине (совершенно несправедливо забытой); это умный и честный, а потому трагичный шведский шпион в «России молодой» (см.: http://starodymov.ru/?p=27197 ); это не вписывающийся в классический образ пирата Джон Сильвер, отправившийся на «Остров сокровищ»; и многие-многие другие. Каждое появление Борисова на экране непременно оставалось замеченным.

И при этом… Как бы выразиться…

Нынешние «звёзды» экрана и сцены соревнуются между собой, кто больше привселюдно вымарался в грязи и фекалиях (см.: http://starodymov.ru/?p=30672 ); а всевозможные шоу с гнилым душком стремятся выплеснуть побольше помоев на известных людей советского прошлого… Олег Борисов входит в число тех немногих избранных, репутация которых остаётся незапятнанной. Наверное, он не был безгрешным… Однако на его светлую память никто не посягает. Что не может не радовать!

Да, чуть не упустил… Олег Борисов ведь провёл несколько самых первых трансляций игр Клуба весёлых и находчивых (запись от 8 ноября: http://starodymov.ru/?p=16130 ). Тогда на эту роль пробовалось несколько претендентов, и наш юбиляр – в том числе. И только потом всех затмил тандем Александра Маслякова (см.: http://starodymov.ru/?p=24518 ) и Светланы Жильцовой.

***

Ефим Березин

В любой сфере общественной жизни встречаются пересечения. Как вот теперь. Предыдущий юбиляр, равно как и тот, о котором пойдёт речь в начинающемся разделе обозрения – оба они некоторое время служили в Киевском русском театре им. Леси Украинки. Правда, амплуа у них были совершенно разные.

Ефим Березин, широко известный людям моего поколения как Штепсель, родился ровно век назад, 11 ноября 1919 года. Фронтовик – он в составе концертной бригады выступал вместе с Юрием Тимошенко – будущим Тарапунькой (см.: http://starodymov.ru/?p=29823 ). Между прочим, вместе с ними выступал ещё один всесоюзный любимец – актёр Борис Сичкин, бесподобный Буба Касторский (и ещё одна его роль: http://starodymov.ru/?p=24079 ).

Пара Тарапунька и Штепсель родилась сразу после войны, и с оглушительным успехом шествовала по нашим сцене и экранам на протяжении сорока лет.

Как сейчас помню разыгранную ими сценку по поводу того, что квартира, которую дало государство (не помню, кому из двоих), невелика. Но машина времени перенесла их в послевоенный Киев, а потом вернула обратно. И они согласились: невелика квартира, зато она есть!.. Сегодня можно добавить: и получена она от государства бесплатно!.. (Для контраста: http://starodymov.ru/?p=31121 )

***

17 ноября – День Киргизского кино.

Почему бы не поговорить немного и об этом празднике, который отмечается в государстве, ещё недавно состоявшем с нами в родстве…

Киностудия «Киргизфильм» образована (правда, поначалу под другим названием) в 1942 году. Вполне понятно, что поначалу здесь снимались в основном пропагандистские сюжеты. Что вполне естественно: в годы войны искусство задействовалось в первую очередь на Победу (см.: http://starodymov.ru/?p=31063 ).

Ну а в дальнейшем… Я просмотрел полный список картин, которые сняты на этой киностудии. Хочется отметить, что некоторое время тут работали такие известные режиссёры, как Лариса Шепитько (см.: http://starodymov.ru/?p=30045 ) и Андрей Кончаловский (см.: http://starodymov.ru/?p=2636 ). А из приведённой фильмотеки я помню только такие картины, как «Первый учитель», «Алые маки Иссык-куля», «Волчья яма» (здесь снялся вскоре трагически погибший невероятно популярный актёр Талгат Нигматулин), «Восхождение на Фудзияму», «Я не хочу так больше жить»… Вот и всё, пожалуй…

***

Николай Олялин

И тоже 17 ноября 2009 года ушёл из жизни Николай Олялин. Популярнейший советский актёр.

Когда я знакомился с биографией актёра, обратил внимание вот на какое обстоятельство.

Несмотря на всю мою внутреннюю приверженность старой советской системе, я признаю за ней множество грехов и даже маразмов (например: http://starodymov.ru/?p=30483 ). Другое дело, что и сейчас их произрастает не меньше, да только не о политике сейчас речь. Вернее, не о политике политической, а о политике в сфере культуры.

Сейчас в телевизионных программах, посвящённых деятелям культуры былых времён, нередко можно услышать выпады по поводу того, что, мол, раньше выпускников театральных вузов такие-рассякие нехорошие кадровые органы направляли послужить в провинциальные театры – и далее начинают сокрушаться по поводу несостоявшихся судеб увядших в провинции талантов. Та же мысль в осудительном контексте встречается и в книге известнейшего кинорежиссёра Сергея Тарасова «Осколки», до которой – каюсь! – никак не доберусь, чтобы написать о ней (хотя уже два раза всю прочитал, и есть что сказать).

Так вот, я-то как раз считаю, что это было замечательно, когда юные актёры, овладев азами лицедейства у маститых столичных мастеров, начинали оттачивать-шлифовать своё дарование на подмостках в далёких от центра городах и весях. От этого выигрывали все: и провинция, и сами актёры, которые учились пробиваться по жизни талантом, а не по праву рождения или ещё каким путём…

Я не предлагаю ту схему считать идеальной – идеала вообще в этом мире не существует, не предусмотрел Господь такой философской категории; вернее сказать, оставил именно на уровне понятийного ряда… Но она всё же свою функцию ротации кадров выполняла.

Так вот, Николай Олялин… По окончании театрального вуза он получил назначение в Красноярск (о моём посещении этого замечательного города: http://starodymov.ru/?p=15853 ), где в местном театре юного зрителя стал подлинной «звездой». И уже оттуда перебрался в Киев, на киностудию им. Александра Довженко (см.: http://starodymov.ru/?p=30550 ), где и началось его триумфальное шествие по киноэкранам.

Вот лишь некоторые сыгранные им (блестяще сыгранные!) роли. Солдат Крапилин («Бег», одна из самых глубоких картин о Гражданской войне), майор («Обратной дороги нет» – помню, как с одноклассниками обсуждали этот фильм, состоявший из нескольких серий, стараясь вычислить гитлеровского лазутчика), Цветаев («Освобождение», фильм, которым мы все засматривались), Молчан («Россия молодая» – великолепная экранизация замечательного романа) и многие другие…

Эти и другие образы, которые Николай Олялин воплотил на экране, навсегда останутся в истории отечественного кино.

***

Дед Мороз

На следующий день, 18 ноября, празднуется День рождения Деда Мороза. К театральному обзору дата имеет отношение весьма опосредованное, и всё же: ни театр, ни кино без этого персонажа вообразить невозможно. Хотя бы уже потому, что «на ёлках» актёры зарабатывают себе не только на хлеб с маслом, но и на икорку с вискариком… Нет-нет, с моей стороны – ни грана сарказма, только искреннее уважение; вкалывать по специальности и получать достойное вознаграждение это ж мечта любого творческого человека.

Вспоминается, как рассказывали в городке Олонец… В карельском фольклоре символом Нового года является не привычный нам солидный старик в красной шубе, а молодой парень Паккайне. Несколько лет назад он пригласил в свою резиденцию, которая располагается именно в городке Олонец (правильно произносится с ударением на средний слог, на второе «о»), своих коллег со всего света: и Деда Мороза, и Санта-Клауса, и Пэр-Ноэля… Вот праздник получился для местных жителей!.. (На ту же тему: http://starodymov.ru/?p=28574 )

***

Георгий Васильев

С именем, а точнее, с фамилией нашего следующего юбиляра связана всем известная легенда. Хотя и легендой она не является, потому как, опять же, все знают истину.

13(25) ноября 1899 родился Георгий Васильев. Один из двух знаменитых «братьев Васильевых», которые сняли фильм «Чапаев» – тот, первый, классический, вошедший в Золотой фонд мирового синематографа. Хорошо известно, не были создатели шедевра не только братьями, но даже никакими родственниками, а вот народная молва накрепко «сроднила» их.

В фильмографии Георгия Васильева – всего несколько картин. Зато и несколько престижнейших премий и наград 1930-40-х годов. Я не помню, смотрел ли вообще, скажем, «Оборону Царицына», так что не могу оценить картину в творческом плане. Однако если учесть, что главным героем картины был молодой товарищ Сталин (в исполнении Михаила Геловани), то Сталинская премия за картину вполне понятна. Впрочем, известно также, что «отец народов» к кино проявлял высокую требовательность, так что вполне допускаю, что упомянутая лента оказалась достаточно высокого творческого уровня.

Два факта из биографии Васильева обращают на себя внимание. Первое: он играл одного из офицеров, который шёл в «психическую атаку» против чапаевских войск во главе строя. И второй: свою жену он увёл у самого Михаила Светлова!

***

Всероссийский день телевидения

Ну и ещё одна дата, неразрывно связанная с театром и кино. 21 ноября отмечается Всероссийский день телевидения.

Думается, тут даже вопросов никаких возникнуть не может. А вот комментариев – сколько угодно! Ведь львиную долю кинофильмов мы смотрим именно по телевидению. И довольно много спектаклей…

Вот сейчас я с большим интересом смотрю продолжение сериала про Екатерину Великую (см.: http://starodymov.ru/?p=29626 ) – про восстание Емельяна Пугачёва (см.: http://starodymov.ru/?p=16584 ) и «княжну Тараканову» (см.: http://starodymov.ru/?p=20203 )… С любопытством жду, найдёт ли отражение в картине судьба подлинной княгини Анастасии Владимирской (см.: http://starodymov.ru/?p=17005 )… Такой масштабный видеопроект  просто невозможно показывать в кинотеатре!.. И другой пример: великолепный спектакль «Кастинг» я сначала увидел по ТВ, и только потом посмотрел на сцене (см.: http://starodymov.ru/?p=9113 )…

Конечно, телевизор несколько разленивает… Ну да тут уж ничего не попишешь – он есть данность, от которой уже не откажешься.

Напомню, к слову, что первые телетрансляции в СССР начались ещё до Великой Отечественной войны, весной 1939 года (см.: http://starodymov.ru/?p=29109 ).

***

Галина Польских

Но вернёмся к персоналиям.

27 ноября исполняется 80 лет Галине Польских – одной из любимых актрис советского кино. На мой взгляд, несмотря на множество замечательных ролей, которые она сыграла, Галина Александровна осталась чуточку недораскрывшейся. Наверное, в судьбе актрисы не нашлось её личного «звёздного» сценария.

Впрочем, допускаю, что мою точку зрения можно оспорить. Вот лишь несколько прекрасных фильмов, в которых Галина Польских прекрасно сыграла. «Дикая собака динго», «Я шагаю по Москве», «Журналист», дилогия «Фронт без флангов» и «Фронт за линией фронта»… Между прочим, в фильме «Дикая собака динго», с восторгом встреченном на Венецианском кинофестивале детских фильмов, Галина – 22-летняя кормящая мама – замечательно играла девушку-подростка…

Лучшей же ролью актрисы, на мой взгляд, стала тёща в картине «По семейным обстоятельствам». Там такой калейдоскоп запоминающихся образов!..

И ещё хочется сказать… Что касается теории о том, что к кому-то притягиваются схожие трагедии… Не стану конкретизировать, однако по судьбе Галины Александровны несколько жестоких ударов нанесли дорожно-транспортные происшествия. Случайность или закономерность?.. А никто и не ответит!..

***

Антон Рубинштейн

Ну а теперь – к музыке! 190 лет назад, 28 ноября 1829 года родился и 125 лет назад, в ноябре 1894 года умер Антон Рубинштейн. Это человек, который внёс в отечественную музыкальную культуру поистине неоценимый вклад.

Как видно уже по фамилии, происходил он из еврейской семьи, добавлю: богатой купеческой. Потому в его родословной фигурируют города Одесса, Бердичев, Житомир (см.: http://starodymov.ru/?p=4055 )… Считаю нужным обратить внимание на данное обстоятельство вот по какой причине. В какой-то момент старейший уважаемый представитель семьи решил, что для клана выгоднее принять православие…Так семья и поступила – разом окрестились 35 человек. После этого «черта оседлости» на Рубинштейнов больше не распространялась, и они смогли вполне законно переселиться в Москву.

У Антона рано и ярко начали проявляться недюжинные музыкальные способности.  Да что там способности – истинный талант: сначала пианиста, а затем и композитора. Я не стану пересказывать его биографию – это заняло бы много места; скажу лишь, что она изобилует путешествиями, гастролями, знакомствами, выступлениями. В частности, именно Антон Григорьевич стал первым российским крупным музыкантом, который выступил с гастролями в США. Успех его поездки за море оказался настолько весом, что за гонорар Рубинштейн купил дом в Петергофе (см.: http://starodymov.ru/?p=30522 ) и больше не выступал ради заработка, занялся исключительно творчеством.

Его талант пианиста и композитора вообще высоко ценили – как поклонники, так и недоброжелатели. Недоброжелатели строили ему козни, и кое в чём преуспели – и не стану заострять на них внимание. А вот об одном, а точнее, одной покровительнице скажу. Потому что именно благодаря ей Рубинштейн создал первую в России консерваторию!

В значительной степени он смог решить эту задачу благодаря покровительству великой княгини Елены Павловны, жены, а затем вдовы самого младшего брата императоров Александра I и Николая I, Михаила (см.: http://starodymov.ru/?p=30596 ). Право, земляки, память о Елене Павловне с нашей стороны должна бы сохраняться более весомая! Ведь именно она основала знаменитую Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия (см.: http://starodymov.ru/?p=15632 ) – ставшую прототипом Общества Красного Креста (см.: http://starodymov.ru/?p=24779 )!..

И вот при подготовке данного текста я узнал, что и первая отечественная консерватория родилась благодаря её меценатству.

Трудно удержаться от того, чтобы взяться перечислять знаменитых людей, как наших соотечественников, так и иностранцев, с которыми в большей или меньшей степени общался Рубинштейн. Однако ж воздержусь – их слишком много. Назову только одно имя: учеником Антона Григорьевича был Пётр Ильич Чайковский!..

Ну и в завершение… Рубинштейн тратил огромные средства на поддержку молодых талантливых неимущих музыкантов.

***

Александр Годунов

Теперь – от музыки к балету. Хотя, конечно, так сказать – коряво: балет ведь без музыки как-то не то…

28 ноября 1949 года родился Александр Годунов, одарённый советский, а затем американский танцор балета. Впрочем, известен он не только своим исполнительским мастерством, но и историей бегства «на Запад».

Люди старшего поколения, наверное, помнят художественный фильм «Рейс 222», в котором показывается, как известный советский спортсмен остаётся в США, а его жена пытается улететь в СССР, однако американские власти рейс задерживают, чтобы оставить её «в свободной стране». В основу сюжета положены подлинные события – только в реале невозвращенцем стал артист балета Александр Годунов. В конце концов его жена вернулась-таки в СССР – в фильме по доброй воле, а как там сложилось на самом деле, бог весть…

Считается, что причиной его бегства стал конфликт в руководстве Большого театра между Юрием Григоровичем, Майей Плисецкой и Герардом Васильевым. Вроде как волею обстоятельств Годунов стал заложником ситуации и потому не имел возможности танцевать во всю мощь своего таланта.

…Приходится признать, что приоткрывшееся в последнее время закулисье Большого для нас, обывателей, выглядит всё более неприглядным (например: http://starodymov.ru/?p=29116 ). Оказывается, за красивым фасадом скрывалось столько грязи, боли и интриг, что поневоле начинаешь задумываться: а кому это выгодно – разрушить нашу гордость, наше восхищение этим театром?..

Оказавшись в Америке, Александр Годунов некоторое время жил у Иосифа Бродского (см.: http://starodymov.ru/?p=26078 ). Затем выступал в Американском театре балета, однако ушёл оттуда из-за конфликта с руководителем труппы Михаилом Барышниковым… Рук не опустил, выступал с гастролями как в США, так и в ряде стран мира… Снимался в кино; в частности, в картинах «Крепкий орешек» и «Зона» – остальных перечисленных в его биографической справке фильмов я не видел.

Умер он в полном одиночестве, вроде как от алкоголизма на фоне гепатита (или с точки зрения медицины данные термины следует поставить в обратной последовательности?).

…Некогда давным-давно, после окончания Рижского хореографического училища Александра Годунова оставляли в Латвийском театре оперы и балета. Однако он распределению не подчинился, самовольно отправился в Москву, где его приняли в труппу «Молодой балет» Игоря Моисеева.

И как тут не вспомнить Акулу Додса из новеллы О’Генри, который рассуждает о том, как сложилась бы его жизнь, выбери он другую дорогу?.. Нам этого знать не дано! Единожды и навсегда выбранная дорога привела Александра Годунова к грустному финалу…

Что случилось бы с ним при другом раскладе, мы можем фантазировать сколько угодно.

Впрочем, эти же слова можно адресовать и всем остальным юбилярам.

Счастье человека состоит в том, что он не умеет провидеть будущее!..