ГОД ТЕАТРА В РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

(Февраль-2019: Юбилейные даты)

Ну что ж, вроде как новый в этом году проект «Театральные юбилеи России» встретил благожелательные отклики… (см.: http://starodymov.ru/?p=28761 ) Продолжу его. Тем более, напомню, идёт Год театра…

Впрочем, приходится напомнить и другое. Кино, с некоторой натяжкой, конечно, но всё же можно считать технократической версией театра. Во всяком случае, жёстко и категорически разделить их трудновато: и фильмы нередко ставятся на основе сценических постановок, и актёры, как правило, играют как на подмостках, так и на экране, не говоря уже о сценаристах, создающих пьесы для обоих вида искусства… Потому в своём обзоре я упоминаю и некоторые события и деятелей, связанных с кинематографом.

Вот, например, 1 февраля исполняется 90 лет со дня премьеры первого в истории цветного звукового киномюзикла – «Бродвейская мелодия». Пусть это произошло в Америке – но ведь событие же! Тем более, что мюзикл, как ни верти, а детище сцены, перекочевавшее впоследствии на экран.

Хотя лично я мюзиклы не слишком люблю, особенно на сцене. Слишком шумные они, и невероятно далеки от произведений, по которым якобы ставятся… Какая бы великолепная музыка в них ни звучала.

Ну да ладно, вернёмся собственно к обзору. Год театра-то провозглашён в России! (см.: http://starodymov.ru/?p=28493 )

Начнём с балета. 1 февраля 1939 года родилась Екатерина Максимова, замечательная русская балерина, народная артистка СССР.

Когда даже всего лишь бегло просматриваешь список партий, которые в Большом театре танцевала Екатерина Сергеевна, понимаешь, что это была поистине великая танцовщица. Вот вспомните любой из отечественных классических балетных спектаклей – и ретроспективно в главной роли непременно увидишь её имя. А сколько раз её приглашали выступать за границу – для участия в спектаклях или съёмках фильмов!.. Она много раз танцевала на сценах самых известных театров мира.

Я не знаток балета. И не отличаю фуэте от какого иного балетного па… Потому описать Екатерину Сергеевну как актрису не смогу – хотя критики отзывы оставили о её таланте просто превосходные. Но на некоторых обстоятельствах её жизни хочу остановиться.

Есть такое слово «подвиг». Затрепали его изрядно современные господа словоблуды, изваляли его истинное значение в шелухе мелкотравчатости… Однако именно это слово приходит на ум, когда прочитал я том, что Максимова продолжила танцевать даже после того, как перенесла операцию по поводу тяжелейшей травмы позвоночника. Врачи ей предрекли едва ли не неподвижность. А она – вышла на сцену! На премьерном (триумфальном) спектакле в зале сидел хирург, поставивший её на ноги, и переживал за свою пациентку.

А ещё Максимова осталась в истории балета как замечательная педагог, воспитавшая нескольких выдающихся танцовщиц. А также как организатор конкурса артистов балета «Арабеск», который проводится в Перми.

По поводу творческих конкурсов у меня существует вполне определённое мнение: пусть их будет столько, сколько могут организовать неравнодушные люди. (например: http://starodymov.ru/?p=28632 ) Не могу судить о том, насколько данный конкретный «Арабеск» авторитетен – главное, что он есть!

2 февраля 1989 года ушёл из жизни артист театра и кино Юрий Богатырёв.

Наверное, у профессионалов-кинокритиков имеется иная шкала оценки таланта актёра. Но для меня определяющим показателем является способность его играть разноплановые роли. Ведь немало знаем мы лицедеев, которые кочуют-порхают из фильмы в фильму, не считая нужным (или не умея, а то и не понуждаемые к тому режиссёрами или продюсерами) перевоплощаться. (Об одном из них пойдёт речь чуть ниже).

Юрий Богатырёв – актёр именно такой, каким, на мой взгляд, и должен представать перед зрителем талант. Он вживается в каждую свою роль: и несгибаемого чекиста, и взбунтовавшегося зятя-подкаблучника, и влюблённого в цыганку-танцовщицу короля… И везде – убедителен! (О том, что у актёров может присутствовать и иной подход к роли: http://starodymov.ru/?p=22155 )

О личной жизни Богатырева не стану даже упоминать. Просто повторю: актёром он был замечательным.

…Должен сказать, что иной раз доводится слышать адресованный лично мне вопрос: а зачем тебе нужны такие вот обзоры?.. Что они тебе дают?.. Денег на них не заработаешь, зато времени отнимают – уйму.

Наверное, кому-то это покажется странным, но в первую очередь это попросту интересно. Не знаю, не берусь судить, насколько полезны мои опусы читателям, но лично я в ходе подготовки их узнаю много такого, что даёт обильную пищу для ума. Например, когда знакомишься с биографиями и обстоятельствами жизни людей, подобных, например, следующей героине обозрения.

Речь пойдёт об оперной певице с необычным для России именем: Конкордия Антарова.

Необычная судьба этой несомненно многосторонне одарённой женщине словно уготована изначально. Родилась она в Варшаве, в 1886 году. Отец – чиновник Министерства народного просвещения, по линии матери – родство с террористами-революционерами… Скажем, сама Софья Перовская (см.: http://starodymov.ru/?p=27348 ) приходилась Конкордии двоюродной бабкой.

Девочка рано осиротела. Однако продолжила упорно учиться, зарабатывая на жизнь пением и уроками. По окончании гимназии хотела удалиться в монастырь, однако судьба в лице знаменитого Иоанна Кронштадтского порекомендовала ей остаться в миру… Перебралась в Петербург, училась пению в консерватории, а также посещала знаменитые Бестужевские курсы – эту оранжерею по взращиванию в девичьей среде эмансипации, нигилизма и отрицания традиционных представлений о положении женщины в обществе.  На учёбу зарабатывала пением… От постоянного недоедания и переутомления несколько раз оказывалась в больнице; и заработала астму, которая мучила её всю жизнь.

Именно так: Кора Антарова стала оперной певицей первой величины, страдая астмой! Ведь какое упорство, какая целеустрёмленность!.. Правда?..

Первая оперная партия, которую исполнила Кора, стала несравненная Солоха в спектакле Петра Чайковского «Кузнец Вакула». Затем девушку приняли в петроградский Мариинский театр. Со временем перебралась в Москву, где училась у Константина Станиславского (см.: http://starodymov.ru/?p=24724 ) и пела в Большом театре… Играла во многих всемирно известных постановках, в том числе исполняла и первые партии (например, Далилы или Кармен)…

А в 1930 году Кора Антарова вдруг оставила сцену, поступила на работу в библиотеку, где и проработала много лет.

Больше она не выступала. Зато активно занялась писательством. В своём главном произведении, трёхтомном романе «Две жизни» Кора Антарова рассказывает о сути религиозного течения теософии, введя в повествование под псевдонимами известных людей, Сергея Рахманинова (один лишь факт о нём: http://starodymov.ru/?p=1069 ), например, или одного из главных идеологов теософии Елену Блавацкую (см.: http://starodymov.ru/?p=25913 )…

Мне всегда были интересны такие люди. Интересны и, признаться,  не слишком понятны.

Очень внешне красивая женщина. Судя по творчеству, эрудированная и интеллектуальная. По всей видимости, интеллигентная… А о личной жизни – ничего: ни мужа, ни детей…

Как ни говори, а основное предназначение женщины на белом свете – родить и вырастить детей (ещё на ту же тему: http://starodymov.ru/?p=22790 ). Понятно, что мы живём в реальном мире, и не всегда данная программа реализуется, однако стремиться к продлению рода человеческого женщина обязана по сути своей. И если такое не происходит – это неправильно.

Никакие творческие достижения, никакие философские изыскания не в силах заменить женщине счастье и таинство материнства. Если она сознательно отказывается от него… Ладно, без оценок. Просто так быть не должно! Потому и говорю, что они мне непонятны.

Ушла из жизни Конкордия Антарова 6 февраля 1959 года.

То ли дело – следующая в нашем списке актриса! Несмотря на замечательные успехи в искусстве, своя, что называется, в доску: понятная, нашенская, со всеми привычными нам достоинствами и недостатками!.. Не со всеми?.. Насчёт недостатков погорячился?.. Наверное, вырвалось ради красного словца. Но то, что своя – несомненно!.. И дети у неё, и внуки…

Речь идёт об Ирине Маравьёвой, которой 8 февраля исполняется 70 лет! Оно, конечно, выдавать возраст женщины – моветон-с, ну да куда ж деваться, интернет и без меня известит.

Я ведь прекрасно понимаю, что реальная личность человека и его сценический (экранный) имидж – суть разные вещи. Но навряд ли кто станет спорить с тем, что на отношение к актёру во многом зависит от того, какое впечатление производит он своими ролями на зрителя.

Так вот, Муравьёва, вне зависимости от роли выглядит именно как своя, нашенская, расейская…  Конечно, её шедевр – это «Карнавал». Сегодня не все помнят, что с подачи «женщины, которая поёт» по советскому экрану прокатилась волна схожих фильмов – полнометражных картин одной певицы (ещё об одном таком фильме: http://starodymov.ru/?p=22514 ). Так вот, именно «Карнавал» среди них – бесспорный лидер!

А ведь была ещё и «Москва слезам не верит» – картина, в которой Муравьёва сниматься не хотела, по всей видимости, не оценив поначалу её перспективу; между тем, слыхал я мнение, что в данной картине именно она достойна награды за лучшую роль.  И, на мой взгляд, недооцененные «Мы, нижеподписавшиеся». И «Самая обаятельная и привлекательная». И «Артистка из Грибова»…

Кстати, в одном пункте Ирина всё же пересекается с Корой Антаровой! В документальном фильме «Кто Вы, мадам Блаватская?» Муравьёва играет как раз Елену Петровну.

Однако ж речь всё же идёт о Годе театра. А потому отмечу, что Муравьёва сыграла в театре до полусотни ролей. В том числе, в таких знаковых пьесах, как «Молодая гвардия» (Любовь Шевцова), «Двенадцатая ночь», «Снежная королева», «Лес», «Чайка», «Волки и овцы» и многие другие.

Не люблю превосходных степеней. Однако отношу Ирину Муравьёву к лучшим отечественным актрисам. Причём, к лучшим актрисам поколения, в котором блистали поистине «звёзды» первой величины: узнаваемые, индивидуальные, которых не спутаешь между собой. (О секрете успеха актрисы: http://starodymov.ru/?p=21936 )

А вот её, практически, ровесника, Николая Ерёменко-младшего, как-то в число лучших не включаю. Кто знает, быть может в определённой степени потому, для женщин он являл собой едва не эталон мужчины.

Он родился 14 февраля 1949 года. В театре играл – всего ничего. Зато в кино стал очень востребованным актёром. Так вот, на мой взгляд, именно как актёр он не блистал особым талантом, зато брал голливудской внешностью… Выше я уже писал, что есть актёры, которые в любой роли – неповторимы, а есть те, кто во всех картинах с одинаковым выражением лица играют одну и ту же роль, и только костюмы и эпохи меняются…

Этакие актёры одного лица!

Впрочем, в юбилей – только хорошее.

Лучшая роль, которую сыграл Николай Николаевич, на мой взгляд, это лейтенант Дроздовский в фильме «Горячий снег» – я вообще очень высоко ценю этот фильм (см.: http://starodymov.ru/?p=16382 ). Именно Дроздовский – высший успех Ерёменко-актёра. Наверное, потому, что роль как нельзя лучше подходила к его имиджу. Ну а также я его запомнил по картинам «Пираты XX века» (хотя никогда не был в восторге от картины), «Юность Петра» (Алексашка Меншиков (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=25589 ) в его исполнении убеждает), «Сын за отца», «Я объявляю вам войну» (герой-одиночка борется против мафии райцентровского масштаба за кресло директора гостиницы)… А, конечно же, ещё замечательный сериал «В поисках капитана Гранта», «Трактир на Пятницкой», «Крестоносец»…

В общем, вполне достойная фильмотека…

Ровно век назад, 10 февраля 1919 года родился Александр Лифшиц, вошедший в историю нашего искусства как Александр Володин.

Так уж повелось, что мы запоминаем в первую очередь актёров, сыгравших главные роли, потом режиссёров, постановки и фильмы которых понравились… Ну а авторам сценария нередко приходится довольствоваться приставными стульями за высвеченным софитами славы окоёмом. Право, это несправедливо! Не напиши автор произведения – с чем бы работали режиссёры, какие б монологи произносили пусть даже самые гениальные актёры?..

Александр Володин написал для театральной сцены много пьес. Их ставили и Георгий Товстоногов, и Олег Ефремов, и Анатолий Эфрос (см.: http://starodymov.ru/?p=19738 )… В своих произведениях Володин поднимал актуальные на тот момент вопросы нравственности, ответственности человека за совершённые (или несовершённые) поступки… Впрочем, что значит «на тот момент»?.. Это о внешней атрибутике можно сказать «на тот момент» – сами же вопросы, которые поднимал автор, вечны!

Впоследствии ряд пьес Александра Володина получили воплощение на экране. Вот те из них, которые я смотрел, и которые запомнились, запечатлелись в душе. «Старшая сестра» (с великолепно сыгравшей Татьяной Дорониной, см.: http://starodymov.ru/?p=3828 ), «С любимыми не расставайтесь» (Александр Абдулов в паре с Ириной Алфёровой), «Осенний марафон» (вообще бесподобная картина), «Сирано де Бержерак», и многие другие.

Пошли дальше.

Ровно век назад, 16 февраля 1919 года умерла легендарная Вера Холодная. Признаться, на протяжении долгого времени считал, что Холодная – псевдоним актрисы, потому как фамилия Левченко не слишком запоминающаяся. Однако потом узнал, что Холодная она по фамилии мужа.

И вот ведь – к вопросу о роли фамилии в судьбе актёра! Кого из актрис немого кино мы сейчас помним?.. Мало кто назовёт ещё кого… Поинтересовался в википедии, набрал «Актрисы немого кино» – ни одно из трёх десятков высветившихся имён не потревожило память.

А Веру Холодную вспомнит любой, кого ни спроси. Хотя все до единого кинокритики сходятся во мнении, что как актриса, до уровня звезды первой величины она всё же не дотягивала.

В кинематограф Вера пришла в 1914 году, и за стремительных пять лет жизни успела сняться (по разным оценкам) в фильмах, количеством от 35 до 50. Правда, до наших дней дошло только восемь из них. До начала кинокарьеры Вера занималась в балетной студии, и до конца дней сохранила осанку, грацию, умение двигаться, что, несомненно, способствовало её успеху.

Популярность Холодной сформировалась столь великой, что после Октября 1917 года большевистская власть на съёмки фильмов с её участием отпускало столько плёнки и электричества, сколько требовалось киностудии – и это в условиях жесточайшей экономии!..

В 1918 году киногруппа выехала на съёмки из Москвы в Одессу – снимали «Княжну Тараканову» (об этой женщине: http://starodymov.ru/?p=20203 ). Однако вскоре там оказались французские интервенты (см.: http://starodymov.ru/?p=26569 ) и части Добровольческой армии (см.: http://starodymov.ru/?p=26424 ). Вера выступила в поддержку антибольшевистских сил, в связи с чем ей предложили выехать за границу, предлагая огромные гонорары. Однако актриса оказалась патриотом: ответила, что покидать Родину в столь жуткую пору – «больно и преступно».

Умерла Вера Холодная в Одессе от «испанки» вечером 16 февраля 1919 года. Как водится, смерть молодой, красивой и очень популярной актрисы породила множество слухов и домыслов, в первую очередь со стороны любителей покопаться в чужом интимном белье. Пересказывать их не вижу смысла (по причинам: http://starodymov.ru/?p=18994 ).

Хочется только назвать несколько имён – людей, в той или иной степени сыгравших роль в её судьбе. Это Константин Бальмонт (см.: http://starodymov.ru/?p=24961 ) и Андрей Белый, Александр Вертинский (впоследствии утверждал, что именно он посоветовал Вере попробоваться в кино) и Александр Ханжонков, «белый» генерал Алексей Алмазов (которого мы узнали по сериалу о жизни Мишки Япончика: http://starodymov.ru/?p=24880 ) и «красный» разведчик Жорж Лафар (о котором я узнал в детстве из книги Анатолия Марченко «Третьего не дано»)…

Дальше.

И вновь наш герой не имеет прямого отношения к театру. Правда, Надежда Кошеверова экранизировала несколько сценических спектаклей, но это всё же привязка весьма условная. Однако, я изначально оговорил для себя эту поблажку…

Итак, 22 февраля 1989 года ушла из жизни замечательная советская режиссёр-киносказочник Надежда Кошеверова. Наиболее известные фильмы, снятые при её непосредственном участии – «Золушка», «Черевички» (по балету Петра Чайковского – пересечение с Корой Антаровой, о которой шла речь выше), «Тени» (киноверсия спектакля по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина: http://starodymov.ru/?p=16376 ), «Старая, старая сказка» (помню, в детстве очень любил эту картину), и другие.

Хочется подчеркнуть, что по итогам Советско-финляндской войны (см.: http://starodymov.ru/?p=1037 ) Кошеверова сняла художественный фильм «Галя», который на экраны не выпустили, однако без драматических последствий для творческого коллектива.

Ну и ещё – пользуясь случаем… Понятно, что по молодости моё отношение к фильму «Золушка» было вполне понятным: да здравствует любовь, и – если она настоящая – преодолеет все преграды.

Однако впоследствии такая оценка фильма как-то начала терять свою цельность. С какого-то момента начал задумываться о том, какой сложится их совместная жизнь – природного принца и Золушки, причём, золушки не по имени, а по самой сути её. Мезальянс – штука противоречивая (см.: http://starodymov.ru/?p=28274 ). Любовь – это понятно; однако ж разный уровень мировосприятия никуда не денешь (см.: http://starodymov.ru/?p=18674 )!.. Если аристократ женится на аристократке, стоящей на ступеньку-другую ниже его, это ещё как-то может компенсироваться, при наличии у неё женской мудрости. А если в происхождении между любящими – пропасть?.. На прелести новизны отношения ещё могут какое-то время продержаться, но жизнь показывает, что дельфин и русалка всё же не пара…

Выше упоминался Юрий Богатырёв. Последний фильм, в котором он снялся – «Дон Сезар де Базан». Великолепная картина!.. В частности, в ней замечательно показано, как уличную цыганку перевоспитывают в великосветскую даму. По сюжету у неё хватает ума соответствовать положению. Но всегда ли так выходит в жизни?.. Рывок из грязи в князи – каждый ли способен перенести такой взлёт, не свалит ли его кессонная болезнь самомнения (о том же: http://starodymov.ru/?p=3548 )?..

В предыдущем обзоре упоминался брак графа Шереметева и Прасковьи Жемчуговой… Судьба отпустила им очень мало времени для совместной жизни. И кто знает, быть может, в этом и состояла мудрость провидения…

(Снимок для оформления публикации сделан в усадьбе Кусково – здесь жили влюблённые. И здесь гуляли мы с внучкой: http://starodymov.ru/?p=14216 ).

Понятно, это не вопрос, а так, просто риторические размышления.

Конечно же, я не ортодокс. Законы не имеют исключений только в физике – всё, что придумано человеком, подлежит рассмотрению и оценке в каждом конкретном случае. И всё же поговорки «не в свои сани не садись» или «всяк сверчок знай свой шесток» забывать не след.

Ну и ещё… Вспоминается, как в одной из передач рассказывали о съёмках фильма «Золушка». О Янине Жеймо я уже как-то рассказывал (см.: http://starodymov.ru/?p=16606 ). Там ещё забавно говорили, как Эраст Гарин отправился в костюме Короля в расположенную поблизости «Рюмочную», и славно угостился в компании завсегдатаев забегаловки…

Впрочем, к Надежде Николаевне это отношения не имеет.

А упокоилась она в Некрополе посёлка Комарово, что под Санкт-Петербургом, где мне довелось побывать два года назад (см.: http://starodymov.ru/?p=25124 ).

(Уже два года минуло!.. Как время-то летит!)

Ещё один герой обозрения – и вновь никакого отношения к театру. Речь идёт об Алексее Балабанове.  Согласитесь, друзья, что было бы непростительно упустить такой повод поговорить о творчестве этого кинорежиссёра – одного, пожалуй, из самых самобытных недавнего времени.

Алексей Октябринович родился 25 февраля 1959 года. Окончил Горьковский педагогический институт иностранных языков. Служил в Военно-транспортной авиации, и летал в ряд стран Африки и Азии, в том числе в Афганистан. К тому же он лично дружил с Вячеславом Бутусовым. Эти факты биографии нашли отражение в его картинах – пусть не всегда непосредственное, но опосредованное – несомненно.

О творчестве, о нереализованных замыслах Балабанова можно говорить много. Однако я постараюсь сделать это как можно более сжато.

На мой взгляд, главной особенностью творчества Алексея стало то, что он для своих картин выбирал по-настоящему больные точки общества, и показывал их открыто, без оглядки на то, что по этому поводу скажет княгиня Марья Алексевна. При этом он не смаковал «чернуху» и «порнуху», он их просто обозначал, предоставляя право зрителю дораскрашивать, додумывать увиденное. Он поистине снимал для людей, для избранного им зрителя, а не для благожелательного отклика критиков, и уж подавно не для тупо кассовых сборов.

Он хотел рассказать ПРАВДУ. Конечно, сама по себе правда – штука персонализированная, она неодинакова для всех. Так вот, Балабанов старался показывать правду такой, какой он видел её сам, без оглядки на толерантность, политкорректность и прочие новомодные насаждаемые обществу веяния.

Вот меня после предыдущего абзаца просто тянет настучать на клавиатуре что-то сглаживающее выпирающие из него острые углы – что-нибудь про расовую и национальную терпимость, про то, что «нельзя всех под одну гребёнку»… На меня удушающе давит внутренний редактор, внутренний цензор, который призывает поосторожнее обращаться с такими острыми предметами, как  взаимоотношения между представителями разных народов, как методы наведения порядка и восстановления справедливости… А Алексей Балабанов плевать хотел на всевозможные сглаживающие обстоятельства, показывая войну или криминал без прикрас.

Я не говорю, что это правильно или неправильно. Я говорю, что именно благодаря этому своему качеству Алексей Балабанов сделал себе имя, а его герои стали кумирами поколения.

Кто такой «брат» Данила?.. По сути, это  тот же Терминатор – заполучив цель, он идёт к ней, не особо считаясь с устилающими его путь трупами и не особо терзаясь муками совести из-за случайных жертв своих разборок. Да, цель Данилы вроде как благородна, во всяком случае, во второй части картины. Однако не оставляет мысль: а если его перепрограммировать?.. Если направить на иные ориентиры, и убедить, что враги – те, а не эти?.. Ведь пойдёт столь же спокойно «мочить» представителей другого лагеря…

…Впрочем, о Даниле можно говорить и спорить немало. Когда-то я разговаривал по поводу этого героя с Марком Рудинштейном (см.: http://starodymov.ru/?p=1110 ), и он с некоторым раздражением сказал мне примерно так:

- Ну чего вы прицепились к нему?.. Посмотрите на ситуацию с другой стороны: приехал в Америку русский парнишка – и «замочил» там всех…

Вот в этом, наверное, и секрет картины! Наша молодёжь нуждалась в герое, который мог бы постоять за русских, за соотечественников, в условиях, когда жизнь всё больше оказывалась в зависимости от пришлых – людей и ценностей. (см.: http://starodymov.ru/?p=21695 )

В том же «Брате-2» много сильных, запоминающихся моментов. Но один из них меня зацепил едва ли не больше других. В какое ничтожество превратился подпавший под влияние чуждой культуры хоккеист – близнец погибшего друга Данилы. Чтобы вернуть ему деньги (всего лишь деньги!) незнакомый ему парень прилетает в другую страну, рискует всем, преодолевает массу преград, валит груды трупов – а инфантильный спортсмен принимает это как должное, и трусливо беспокоится исключительно о последствиях для себя, любимого…

- Как ты на брата похож! – с какой-то неопределённой, но явно доброй интонацией говорит ему Данила.

Да нет, не похож он вовсе на своего близнеца, который двоих раненых друзей из боя вытаскивал.

…Сам же Данила, выполнив программу, садится в самолёт, заказывает по телефону на завтра столик в ресторане, втыкает в уши наушники и засыпает… Он даже не задумывается о том, как встретятся две его женщины, и нужна ли им эта встреча – он даже не считает нужным поставить их в известность, какой сомнительный сюрприз приготовил!.. Данила умеет думать только о том, как убить и не попасться, а отвлечённые темы межчеловеческих отношений скользят мимо, не особо беспокоя его сознание и душу…

Хочется порассуждать и о фильме «Война» – о том, что убивать человек имеет право по приказу страны, но не за индивидуальную, персонифицированную  справедливость (ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=28215 ). И «груз-200» мне довелось в реале повидать неоднократно – соответственно, и тут мне имеется что сказать (см.: http://starodymov.ru/?p=23021 ). И по поводу нереализованного замысла фильма о бандитской молодости Сталина можно было бы поговорить…

Ну да ладно, довольно об этом. Просто отметим, что Балабанов затронул много тем, которые заставляют думать и спорить.

Следует отметить также, что в 15 февраля 1919 года в Петрограде открылся Большой драматический театр – ныне он носит имя Георгия Товстоногова. Ранее БДТ носил имя Максима Горького, который стал инициатором его создания и на протяжении долгого времени оставался духовным покровителем храма искусства. Первым спектаклем, поставленным новым театром, стал «Дон Карлос» по Шиллеру.

За минувший век театр пережил разные эпохи: и взлёты, и периоды упадка… Сейчас он вроде как на подъёме…

А потому просто пожелаем театру новых творческих свершений!

Вот таким получился обзор театрального и отчасти кинематографического февраля.