«НЕИСПРАВИМЫЙ ЛГУН» –

НАВРЯД ЛИ ИСПРАВИМАЯ НЕУДАЧА

Предрождественским вечером мы с супругой ходили в театр. Младший сын подарил билеты на спектакль «Неисправимый лгун», театр «Миллениум», на Основной сцене театра «Русская песня», что по Олимпийскому проспекту,14. В ролях: Ольга Богданова, Татьяна Васильева, Станислав Садальский.

Своими впечатлениями о постановке поделюсь чуточку ниже. А пока – предварительно несколько строк.

В этом году природа решила напомнить нам, что такое Рождественские морозы. Уж прижало, так прижало!..

Театр «Русская песня» расположен напротив Театра зверей им. Дурова. То есть вокруг четыре станции метро, но ни одной рядом. В другое время прогуляться по скверу  над заключённой в трубы Неглинкой было бы большим удовольствием, но не по такому ж морозищу!.. Народ к широким стеклянным дверям спешил торопливым шагом, стараясь поскорее забиться внутрь.

Но и в фойе оставалось ощутимо прохладно. Система отопления явно не справлялась с такой нагрузкой. Очевидно, проектировщики исходили из долгосрочных прогнозов учёных о всеобщем потеплении климата, и уже списали со счетов классическую русскую зиму. В тот вечер мороз скукожил ртутный столбик градусов под 30… Но я ведь помню, что зимой с 1978 на 79-й температура опускалась за 40! http://starodymov.ru/?p=2948 И что ожидает театр, повторись такое?..

Впрочем, пожелаю театру всего самого доброго!

Оставив в гардеробе верхнюю одежду, народ тут же устремлялся по эскалатору вверх – практическую физику (тёплый воздух поднимается) знают все. В верхний буфет выстроилась немалая очередь, хотя тут и ассортимент оказался победнее, и стульев-столиков поменьше, чем на первом этаже, где ощутимо знобило, а потому остались наиболее морозостойкие.

Впрочем, не в буфет же мы сюда приехали, ведь правда?.. На спектакль! Приобщиться к прекрасному!

Забегая вперёд, скажу, что по этому поводу, насчёт приобщения, в конце Станислав Садальский высказался просто великолепно!

Так вот, момент начала общения служителей Мельпомены и зрительской массы оттягивался. Говоря попросту, спектакль начался на полчаса позже объявленных 20 часов. Однако следует подчеркнуть: когда, опять же, в финале, актёры объяснили причину задержки, зритель принял её, и простил аплодисментами.

А вот то, что к спектаклю не подготовили программку – это плохо. Потому что я не могу назвать ни автора пьесы, ни автора постановки, ни художника по костюмам. А в их адрес хотелось бы кое-что высказать.

Ну а теперь – собственно о спектакле.

Увидев название на билете «Неисправимый лгун», я тут же вспомнил фильм моей молодости с Георгием Вицыным и Владимиром Этушем в главных ролях. Лёгкая комедия с множеством забавных поворотов… Её герой – кристально честный человек попадает в нелепые ситуации, а его объяснениям никто не верит, считая именно неисправимым лгуном. Там, к слову, как всегда искромётно сыграл также неподражаемый Борис Сичкин (Буба Касторский), правда, эпизодическую роль.

Так вот, отправляясь в театр, я ожидал, что увижу нечто подобное, только в современной вариации.  Ан нет, пьеса оказалась совершенно другой – по всем показателям.

И потому название ставит в тупик. Потому что оно совершенно не соответствует сюжету, с одной стороны, и вводит в заблуждение вспомнивших старый фильм с другой.

Как я уже сказал, в спектакле задействовано трое актёров. И все трое персонажей на протяжении сценарного действа лгут: и главный герой, и его жена, и его любовница. Причём, как раз главный герой иногда до глупости прямолинеен, а если лжёт, то вынужденно, выкручиваясь, в то время как его женщины на враньё идут сознательно и целенаправленно.

Итак, о чём пьеса?.. Главный герой – торговец валенками, самовлюблённый недалёкий скупердяй. Его жена – бизнес-леди, которая любит по выходным кататься на лошади, ну и конюха заодно тоже любит. Его любовница – профессиональная психолог по профессии и непутёха по жизни. Как они вообще могли сойтись в «треугольнике», оставим на совести автора, потому что в реальности такую комбинацию весьма трудно даже представить. Ну да ладно – примем расклад, будем считать, что в жизни и не такое случается.

Короче, после пяти лет любовной связи интимная подруга сообщает герою, что уходит от него (диву даёшься, как она его пять лет вытерпела). Через какое-то время к ней приходит жена героя и просит её восстановить связь с её мужем, так как ей спокойнее живётся, когда супруг с его невыносимым характером шляется где-то на стороне, а не сидит дома. В последующем мы становимся созерцателями ряда ситуаций, которые, по всей видимости, задумывались как забавные… Герой поёт песню о том, что не может ни остаться, ни расстаться… Однако в конце концов обе женщины сами отказываются от героя, который на коленях ползает от одной к другой, и рекомендуют ему отправиться на кладбище… Вот так, если предельно коротко.

С точки зрения психологии мне ещё как-то внушил доверие образ жены, которая пытается своего постылого мужа отодвинуть, освобождая местечко для любовника – двое других персонажей совершенно не вписываются в сюжет именно в том виде, в котором они показаны.

Правда, необходимо подчеркнуть, что все трое играют прекрасно. Не хочу показаться бестактным, но всё же считаю необходимым подчеркнуть: обе дамы ведь уже не юны, а между тем демонстрируют на сцене прекрасную физическую форму и по-женски обольстительные фигуры. По сути, своей игрой актёры вытаскивают весьма посредственный спектакль хоть на какой-то уровень!

Ну и ещё… Я уже не раз писал, что зачастую художники по костюмам меня своими решениями попросту ставят в тупик. http://starodymov.ru/?p=7453 Ну не люблю я авангард в данном вопросе!.. Герой Садальского, как уже говорилось, торгует валенками. Какое отношение то аляповатое нечто, напяленное на него, имеет к его профессии, остаётся только дивиться. Правда, потом он появляется в строгом смокинге и шляпе, что смотрится, конечно, приличнее, но всё равно для мелкого оптовика войлочной продукции необъяснимо.

Ну а когда он залезает на стул, спускает штаны и перед залом  хватает себя за причинное место, когда пропускает между ног ремень и начинает недвусмысленно ёрзать им в промежности взад-вперёд – без малейшей на то необходимости… Пошло, глупо, неуместно…

Лично я считаю хорошим спектаклем тот, который хочется посмотреть ещё раз. Такими я считаю «Кастинг» http://starodymov.ru/?p=9113 , «Сотворившая чудо» http://starodymov.ru/?p=8262 , «Римская комедия» http://starodymov.ru/?p=19987 , «Мёртвые души» http://starodymov.ru/?p=1693 , ну, ещё несколько… Впрочем, было несколько спектаклей, которые я посмотрел, повторно не пошёл бы, но и критиковать сильно не стал: например, «Шут Балакирев» http://starodymov.ru/?p=20163 или «Госпожа министерша» http://starodymov.ru/?p=11761 … Пьесу «Неисправимый лгун» я и сам повторно смотреть не хочу, и другим не советую.

Однако в финале произошло чудо!

Я не знаю, кто придумал такой ход! Быть может, сами актёры, понимая, что спектакль выше слабенькой «троечки» не тянет, а быть может, они сделали это в качестве компенсации за задержку начала… Не знаю.

Но только уже после окончания и поклонов вышли актёры к микрофону, и каждый немного поговорил с залом. Например, Ольга Богданова объяснила, что она выступала в благотворительном концерте и потому опоздала к началу – и задержка случилась именно из-за этого. А потом она великолепно прочитала стихотворение «Не заставляйте женщину плакать», взорвав зал аплодисментами. Татьяна Васильева спела песню, и также ушла под бурную овацию…

А Стас Садальский поделился мыслями о театре, о роли искусства в нашей жизни, о месте отечественной драматургии в общемировом искусстве… И всё это коротко, ёмко, эмоционально, проникновенно… Он спел песню о миражах в нашей жизни, о их роли и месте… По ходу он распахнул матерчатый задник сцены, и за ним открылись груды габаритного театрального реквизита, типа трона, например, и это стало оригинальной иллюстрацией к песне о тех самых миражах…

Вот эти три коротеньких, всего по несколько минут, номера подняли общее серое впечатление от визита в театр.

Запоминается последний штрих… Этот штрих получился замечательным!