Пётр Кропоткин: князь, учёный, революционер…

Фамилию Кропоткин мы знаем все – хотя бы уже по станции метро. А вот что знаем собственно об этом человеке?.. Думаю, что многие из тех, кто прочитает предлагаемый текст, узнают про этого совершенно незаурядного человека немало для себя нового.

Это поистине замечательный учёный, исследователь, землепроходец. Князь и состоятельный человек, который отрёкся от личного благополучия ради абстрактной идеи облагодетельствовать всё человечество…

Пётр Алексеевич Кропоткин родился 9 декабря 1842 года в богатой семье, связанной родственными узами с такими известными фамилиями, как Гагарины, Урусовы, Черкасские, Сулимы, Несвицкие… Казалось бы: выстраивай себе придворную карьеру, да наслаждайся жизнью!..

А он подался в революцию!..

Когда встречаешь в истории подобные факты, невольно задумываешься: а как бы сам поступил, окажись перед таким выбором?.. Есть у тебя усадебка, да полторы тысячи крепостных (только мужеска полу, а всех – раз в пять поболе), и титул, и родство, и во дворцы ты вхож… А вот приходит в голову блажь: а не совершить ли мне революцию, чтобы у всех всё оказалось поровну!.. Право, не знаю даже, что и сказать по этому поводу!..

Ведь не мог же молодой человек – умный и начитанный – не понимать, что, из искры раздувая пламя, он тем самым подпускает «красного петуха» под стреху и собственной благополучной жизни!.. Он ведь читал про «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», он ведь прекрасно знал, что такое «пугачёвшина», что такое стихия народных масс… Или они, пламенные революционеры из числа вельможной знати, считали, что всё это относится к временам былым, что народ с тех пор образумился, и что они, демократы-просветители, своей деятельностью воспитывают созидателей, а не разрушителей?..

Кропоткин стал революционером по той причине, что в ходе исследовательских путешествий видел вопиющее противоречие между потенциальным богатством родной страны и истинным положением простых тружеников, рядовых граждан Российской империи. Будучи чиновником по особым поручениям Забайкалья, он начал готовить документ с предложениями по реорганизации государственного устройства во имя справедливого перераспределения условий жизни в стране, однако пришёл к выводу о том, что при существующих самодержавных порядках и бюрократическом аппарате сделать это невозможно.

И Пётр Алексеевич начал всерьёз задумываться о коренном социальном переустройстве общества.

Впрочем, это я чуток забежал вперёд.

…Начал же он служебную деятельность с того, что после окончания Пажеского корпуса (с отличием, что предоставляло ему право выбора места службы) добровольно отправился в Забайкалье, где служил в Амурском казачьем войске в чине есаула. В течение нескольких лет с научными и разведывательными экспедициями обследовал весь край и прилегавшую к российской территории Маньчжурию – пеше, верхом, на всевозможных плевсредствах… Кропоткин, возглавив в возрасте 24 лет Олёкминско-Витимскую экспедицию Русского географического общества, совершил ряд научных открытий в области геологии… Параллельно он сотрудничал с несколькими изданиями, для которых готовил публикации о своих путешествиях.

Выше уже говорилось, что Пётр Алексеевич болезненно воспринимал несправедливости в распределении материальных благ империи – с этими несправедливостями на сибирских просторах он встречался повсеместно. Сильное впечатление на него произвели встречи с декабристами Дмитрием Завалишиным и Иваном Горбачевским, а также сосланным сюда же за революционную деятельность поэтом Михаилом Михайловым.

Однако от «болезненно воспринимать» до активной революционной деятельности, как правило, пролегает дистанция огромного размера, преодолеть которую берётся далеко не каждый. Разрушить до основанья весь мир, в котором самому живётся вполне комфортно – для этого слишком сильно нужно проникнуться идеей построения нового мира…

Ключевым событием, которое повернуло жизнь молодого офицера и учёного, стало восстание польских каторжан 1866 года, известное также как Кругобайкальское. Пётр Кропоткин, равно как и его брат Александр, не пожелали участвовать в подавлении выступления и подали в отставку.

Началась новая жизнь.

Пётр Алексеевич вернулся в Европейскую часть России. Поступил в Петербургский университет, одновременно работал в Статистическом комитете МВД, которым руководил знаменитый исследователь Центральной Азии Пётр Семёнов-Тянь-Шаньский.

Я уже не раз выражал недоумение по аналогичному вопросу: как это случалось, что на важные посты в царской России выдвигались люди демократических взглядов, активно несогласные с официальной политикой властей… Я не придерживаюсь взглядов из области «держать и не пущать», однако ж на вопросы такая ситуация наталкивает. Ну право же: если власть продвигала по службе своих идейных врагов, то что ж удивительного, что она, власть, в конце концов рухнула?..

По итогам научных изысканий в Забайкалье 26-летний исследователь стал членом Русского географического общества и секретарём Отделения физической географии РГО, удостоен золотой медали…

На новом поприще Кропоткин разрабатывает проект морской экспедиции от архипелага Новая Земля до Берингова пролива, и предлагает себя в качестве её организатора, а затем и руководителя; однако чиновничество отказывается финансировать предприятие. Кропоткин по результатам изучения движения льдов в арктическом океане предсказывает существование земли севернее архипелага Шпицберген, однако в казне вновь не нашлось денег для проверки данного открытия, сделанного, как говорится, на кончике пера – позднее эту группу островов откроют иностранцы и назовут Землёй Франца-Иосифа… Впоследствии именно Кропоткин сделает открытие, которое потрясёт весь научный мир – он первым в мире заговорит о «ледниковом периоде», который относительно недавно сковывал Европу.

Таким образом перед любознательным молодым человеком открыт путь учёного!.. Однако в душе Кропоткин уже созрел как революционер.

В 1872 году он выезжает за границу, и вступает в контакт с представителями русской политической эмиграции. Пётр Алексеевич вступает в члены т.н. Юрской федерации Первого Интернационала, духовным лидером которой являлся Михаил Бакунин. Вернувшись в Россию, Кропоткин занялся активной политической деятельностью, стал одним из инициаторов «хождения в народ».

Вполне закономерно его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Однако Александр II понимал значимость работы Кропоткина-учёного, а потому, в отступление от правил, Петру Алексеевичу разрешили работать – именно в камере он подготовил обстоятельный доклад о «ледниковом периоде», а также о некоторых совершённых им ранее географических открытиях.

Пользуясь моментом, напомню ещё о двух случаях, когда заключённым Петропавловской крепости разрешалось работать… Это Николай Морозов, а также Казимир Черновский…

Но вернёмся к Кропоткину. Проведя некоторое время в камере, Пётр Алексеевич серьёзно заболел – у него появились признаки цинги, которая так и осталась с ним на долгие годы. Его перевели в арестантское отделение военного госпиталя… Откуда князь-бунтарь и сбежал… И отбыл за границу.

Случилось это в июле 1876 года. Продлилась эмиграция до 1917 года, до самой революции.

Обосновался Кропоткин попервости в Швейцарии. Вот тут он и развернулся как истинный революционер-публицист. Он много писал, он много переводил (Пётр Алексеевич знал несколько языков), он много выступал… Будучи идеологом анархизма, он вовлёк немало адептов в свою веру.

Постепенно Кропоткин стал одним из наиболее известных революционеров Европы. Его имя обретает известность не только в среде бунтарей, но и правоохранительных структур многих стран.

Он вынужден переезжать из страны в страну, несколько раз счастливо избежал арестов… Однако в конце концов попадает в заключение во Франции. За него вступается ряд известнейших людей нескольких стран. В их числе, например, Герберт Спенсер, Виктор Гюго, Жозеф Ренан и другие – уже эти имена говорят сами за себя. Под давлением общественности Кропоткина отпустили из тюрьмы, однако из Франции ему пришлось уехать.

Кропоткин с женой, Софья Ананьева-Рабинович была его единомышленником, а потом стала супругой, переезжают в Англию. Здесь, помимо революционной работы, Пётр Алексеевич пишет статьи для Британской энциклопедии – о России, о Сибири, о казачестве…

В Россию Пётр Кропоткин вернулся уже в возрасте 74 лет, в мае 1917 года. На Финляндском вокзале его встречали Александр Керенский и Николай Чайковский – тот самый, лидер «чайковцев». И вообще возвращение князя-анархиста оказалось триумфальным. Множество общественных организаций, Советов депутатов присылали ему приветствия и приглашали в свои ряды. Дело доходило до курьёзов: некая организация, занимавшаяся формированием отряда увечных воинов, предложила престарелому ре-эмигранту стать её почётным членом…

Однако то же триумфальное возращение и разочаровало Кропоткина. Он привык общаться с интеллигентными эмигрантами, а тут вдруг увидел своих последователей-анархистов во всём неприглядном виде. Конечно, в советских фильмах анархистов выставляли слишком карикатурно, однако поведение многих из них не слишком отличалось от киношного трафарета.

И вообще революция развивалась вовсе не так, как рисовалась в мечтах мятежного князя.

Участвуя в Государственном совещании в августе того же 1917 года, Кропоткин обрисовал своё видение перспективы развития ситуации в стране: он говорил о необходимости классовой консолидации во имя революции, причём, революции мирной, без социальных столкновений, подобных июльским событиям, о войне до победного конца… В том Совещании принимали участие Николай Морозов, Георгий Плеханов, Г. Лопатин…

В своих публикациях, посвящённых роли демократов и либералов в подготовке к 1917 году, я неизменно возвращаюсь к мысли о том, что они, расшатывая скрепы монархизма, в своём воображении рисовали будущее совершенно иным. В этом особенности всех революций: практика их оказывается куда кровавее теоретических измышлений. Не миновала чаша сия и Петра Кропоткина. Он с ужасом видел, что творится в стране – ничего подобного он не предполагал.

Большевистское правительство очень заботливо отнеслось к столпу революционного движения; лично Ленин выписал ему охранный мандат. Петру Алексеевичу выделили квартиру – которую он не принял, потому что она оказалась конфискованной у кого-то из «буржуев». Ему выделили кремлёвский продпаёк, который бывший князь также не принял, ибо не принимал методы продразвёрстки.

В конце концов Кропоткин выехал из Москвы в Дмитров, где за символическую плату сумел купить жильё… Доподлинно утверждать не возьмусь, но вроде как ему материально помогал Нестор Махно, который считал Кропоткина своим учителем, хотя и расходился с ним во мнениях по ряду вопросов теории и – особенно! – практики анархизма.

В начале 1921 года Пётр Алексеевич заболел. По личному распоряжению Ленина к нему срочно выехали Николай Семашко и Владимир Бонч-Бруевич с группой врачей. Однако возраст, застарелые болезни, недоедание и разочарования…

Пётр Алексеевич Кропоткин скончался в ночь на 8 февраля 1921 года в возрасте 78 лет.

…Я сейчас не стану анализировать, хорошими или плохими можно считать царизм, ленинский социализм и кропоткинский анархизм. Просто отмечу: всё, чему на излёте жизни стал свидетелем умиравший гигант мысли, не соответствовало его миру, который он за долгую жизнь вынянчил-выпестовал в своих мечтах.

Скажу больше!..

Я не считаю, что победа «красных» в Гражданской войне была неизбежной. В принципе, я могу допустить, что при некоторых иначе сложившихся обстоятельствах могли взять верх силы, окрашенные в какие-то иные политические цвета. Например, сторонники Учредительного собрания, сторонники возрождения монархии, сторонники «белой» диктатуры, те же эсеры, ещё какая сила… Допустим, могли бы!..

Но победу анархии в любой стране мира вообще, и в России в особенности – я не представляю вообще! Если сказать предельно кратко (равно как и предельно примитивно), суть теории Кропоткина состоит в том, что человечество должно превратиться в совокупность самостоятельных личностей, и в этой совокупности не должно существовать никаких механизмов принуждения и подчинения. Тогда эти свободные личности начнут по потребности объединятся на абсолютно добровольных началах для совместного решения насущных задач… И не станет у них начальников, и все вопросы они примутся решать совместно…

Вот скажите, друзья мои: вы представляете такое общество?.. Я – нет!..

И могли ли сторонники таких воззрений победить?.. Тоже нет.

Думаю, что Пётр Кропоткин – несомненно умнейший человек – не мог на излёте жизни этого не понять.

И опять же думаю, что трудно представить себе горшую участь для учёного, который на финише жизни видит крушение всех идей, которым он посвятил почти век…

.

О революционерах-демократах: http://starodymov.ru/?p=29712

О моей командировке в Забайкалье: http://starodymov.ru/?p=19830

Дмитрий Завалишин: http://starodymov.ru/?p=19765

Иван Горбачевский: http://starodymov.ru/?p=19450

О польских революционерах-сепаратистах: http://starodymov.ru/?p=34035

Пётр Семёнов-Тянь-Шаньский: http://starodymov.ru/?p=24011

О либеральной кадровой политике царизма: http://starodymov.ru/?p=36589

О Северном морском пути: http://starodymov.ru/?p=33979

Новая Земля: http://starodymov.ru/?p=35189

Шпицберген: http://starodymov.ru/?p=34250

Земля Франца-Иосифа: http://starodymov.ru/?p=29844

Михаил Бакунин: http://starodymov.ru/?p=27348

Александр II: http://starodymov.ru/?p=35625

Николай Морозов: http://starodymov.ru/?p=33501

Казимир Черновский: http://starodymov.ru/?p=29798

Виктор Гюго: http://starodymov.ru/?p=29249

«Британика»: http://starodymov.ru/?p=28543

Александр Керенский: http://starodymov.ru/?p=33890

Съезд увечных воинов: http://starodymov.ru/?p=24956

Владимир Ленин: http://starodymov.ru/?p=33112

Продразвёрстка: http://starodymov.ru/?p=28755

Нестор Махно: http://starodymov.ru/?p=32888

Владимир Бонч-Бруевич: http://starodymov.ru/?p=26742