ПОРОЖДАЮЩИЙ ГОРЬКИЕ МЫСЛИ
СЕРИАЛ “ПОБЕДИТЕЛИ”
На мой взгляд, это действительно хороший фильм. Правда, название его, опять же, на мой взгляд, неудачно. Со словом «победители» у нас в первую очередь срабатывает ассоциация с Великой Отечественной войной, а тут – события совсем иных времён. Ну да это ладно – мало ли какие названия фильмов нам не нравятся!.. (Например: http://starodymov.ru/?p=421 )
Главное в сериале «Победители» состоит в том, что он показывает, каким и в самом деле должен быть суд: независимым, свободным от давления извне, в котором всё зависит исключительно от конкретных вершителей правосудия, а также уровня профессионализма прокурора, адвоката, ну и следствия, разумеется.
Хотя, и снова, на мой взгляд, у фильма имеется и ещё один подтекст.
Ведь в каждом показанном в сериале судебном разбирательстве побеждают именно адвокаты. Даже в тех случаях, когда они защищали заведомых преступников – пусть это случилось лишь в единственном, насколько я увидел, случае. Поднаторевшие в словоблудии, в мастерстве запутывать следствие, адвокаты всякий раз добивались оправдания подсудимого…А стойкого в своих представлениях о том, каким должно быть правосудие, принципиального и строптивого прокурора отправляют куда-то в Тьмутаракань.
И понимаешь, что совсем скоро, когда поднимется волна эсеровского террора (см.: http://starodymov.ru/?p=20491 ), именно вот эти обаятельные состоятельные адвокаты примутся успешно защищать преступников, тем самым потворствуя разрушителям великого государства именем Российская империя (и ещё о том же: http://starodymov.ru/?p=409 ).
Феномен синематографа состоит в том, что мы всегда сочувствуем центральному герою картины. В сериале, о котором идёт речь, перед нами проходит несколько адвокатов – и право, даже затрудняешься определиться, кто из них более обаятелен. Подпадая под это их обаяние, как-то не сразу замечаешь такую деталь… Они ведь борются не за правду, не за интересы общества и государства – этими категориями они могут и пренебречь. Они готовы искренне и истово защищать кого угодно, даже заведомого преступника, и при этом пекутся в первую очередь о своей репутации – «я не проиграл ни одного дела». Они не смягчают наказание для преступников – они добиваются его оправдания. Тем самым опосредованно поощряя новую преступность, тем самым умножая зло (я уже об этом как-то рассуждал, правда, по другому поводу: http://starodymov.ru/?p=20222 ).
Не вспомню навскидку, в каком классическом произведении старый унтер наставляет молодого новобранца: мол, у государства есть враг внешний, и есть враг внутренний – и к внутренним врагам он относил и студентов. Конечно, это пассаж из эпохи процветания в искусстве соц-реализма… Однако, если приподняться над ситуацией, резон в этой фразе имелся. Именно интеллигенция с наслаждением раскачивала ковчег российской государственности – писатели-демократы, например (см.: http://starodymov.ru/?p=26950 ), которые «не могли молчать», когда государство пыталось защищаться. Или адвокаты, подобные тем, что показаны в сериале.
…Мне сериал понравился.
…Мне не понравились выводы, которые сам же из него сделал.
Замазали это граффити. Кому оно мешало?
На днях показывали передачу, в которой рассказывали, в частности, о литовском художнике, который обосновался в каком-то островном государстве и начал разрисовывать стены домов. Поначалу местные власти на него ополчились, а потом, когда посмотреть на это искусство стали приезжать туристы, начали поддерживать и одобрять…