ИЮНЬ-2019 В ЮБИЛЕЙНЫХ ДАТАХ

(часть 2)

150 лет со дня рождения генерала Петра Краснова

Прежде всего – точки над i. К деятелям белогвардейского движения времен Гражданской войны можно относиться по-разному. (Немного на эту тему: http://starodymov.ru/?p=23523 ) Но к белоэмигрантам, которые пошли в услужение к Гитлеру, думается, у большинства наших сограждан отношение сходное – они не заслуживают доброй памяти потомков.

В это число входит и генерал от кавалерии Пётр Краснов.

Он родился 29 июня 1869 года. Храбрый офицер, великолепный наездник, небесталанный литератор… С началом Гражданской войны Петра Николаевича избрали атаманом Всевеликого войска Донского (см.: http://starodymov.ru/?p=24809 )…

До этого момента мы видим перед собой достойного русского казачьего офицера. Однако дальнейшие его действия вызывают по меньшей мере недоумение. Генерал Краснов повёл политику на отделение Области Войска Донского от России, для чего пошёл на союз с кайзером и впустил на территорию области оккупировавшие Украину германские войска (последствия Брестского мира: http://starodymov.ru/?p=26569 ) для совместной борьбы с большевиками. В результате в стане Белого движения на Юге России произошел раскол. Следствием его стала отставка генерала Краснова и его эмиграция.

Оказавшись за границей, Пётр Николаевич занимался литературной деятельностью, написал несколько художественных романов и ряд историко-публицистических произведений.

Будучи последовательным борцом против большевизма, он приветствовал нападение Гитлера на СССР (см.: http://starodymov.ru/?p=22615 ). Ну а оставаясь германофилом, предложил свои услуги для формирования в составе вермахта казачьих подразделений. Созданный им и атаманом Андреем Шкуро (см.: http://starodymov.ru/?p=996 ) Казачий отдельный корпус принимал участие в борьбе против партизан Белоруссии и Италии (см.: http://starodymov.ru/?p=17506 ).

Финал жизни его закономерен. В 1945 году Пётр Краснов сдался англичанам, которые любезно выдали его Советскому Союзу, где его и несколько его сподвижников казнили по приговору суда.

***

120 лет назад началось клеймение мер и весов

Необходимость этого шага очевидна – сколько бы ни умилялись некоторые наши современники кристальной честностью «купецкого слова», а только присказка, что, мол, «купец, что стрелец – оплошного ждёт» родилась не сегодня. Чтобы защитить права потребителя, 4 июня 1899 года Николай II подписал закон, согласно которому во всех крупнейших городах Российской империи устраивались специальные поверочные палатки. Каждому купцу предписывалось предоставить сюда для клеймения гири и весы, которыми он пользовался. В городах, где палаток не имелось, эта функция возлагалась на городские управы.

Ну неспроста же вопрос решался на самом высшем государственном уровне, ох, неспроста!..

***

110 лет назад в России выпущен первый автомобиль

Его собрали на Рижском вагоностроительном заводе (ещё см.: http://starodymov.ru/?p=29595 ), и имя он получил «Руссо-Балт». И случилось это 8 июня 1909 года. Руководителем проекта стал Иван Фрязиновский, сокративший свою фамилию до Фрезе; ну а непосредственно созиданием занимался инженер-француз Жюльен Поттера.

Автомобиль «Руссо-Балт» сразу начал выходить в нескольких модификациях: подороже, подешевле, с полугусеничным движителем; отечественные автомобили начали поступать и в армию. Всего было выпущено около 500 машин… Ну а вскоре после начала войны завод эвакуировали в Москву, где он разместился в районе Фили.

Наиболее известными пользователями русского авто стали великий князь Константин Константинович, известный как поэт, подписывавший свои произведения «К.Р» (см.: http://starodymov.ru/?p=27581 ), Сергей Витте и некоторые другие наши соотечественники.

В настоящее время сохранился единственный экземпляр из числа тех первых авто, он хранится в Политехническом музее (см.: http://starodymov.ru/?p=5546 ). Не знал; буду там – найду и полюбуюсь непременно…

***

100 лет назад подписан Версальский мирный договор

В общем-то, тема настолько известна, что говорить о ней много нет нужды. По сути, 28 июня 1919 года были подведены итоги Первой мировой войны (см.: http://starodymov.ru/?p=28313 ). Маршал Фердинанд Фош (памятник которому стоит в Париже неподалёку от площади Свободы и Прав Человека: http://starodymov.ru/?p=29215 ) по этому поводу высказался вполне определённо: «Это не мир, а перемирие лет на двадцать». Как мы знаем, срок перемирия он предсказал довольно точно: http://starodymov.ru/?p=1033 .

Историография и геополитика не знают такого понятия, как «справедливость» (см.: http://starodymov.ru/?p=7946 ). Моральные оценки мы можем выставлять сколько угодно – и они станут всегда разными, в зависимости от индивидуальной системы ценностей каждого из нас. Что Германия, что сочувствующие германцам партии и политики всего мира называют этот мирный договор грабительским и несправедливым. Но что можно считать справедливым по отношению к агрессору, который пошёл против соседей за шерстью, а в результате остался остриженным под «ноль»?.. Германия стремилась оттяпать, и на какое-то время оттяпала по куску территории у всех соседей. Вспомните один Брестский мир и его последствия для России (см.: http://starodymov.ru/?p=26569 )!.. И химические атаки тоже вспомните!..

Так что я не знаю, что понимать под справедливостью по отношению к Германии в Версальском договоре.

Но с другой стороны, и в том, что именно данный договор стал едва ли не основной причиной Второй мировой войны, это тоже факт. Новое поколение германцев не помнило, что именно их страна стала детонатором общемировой бойни – оно взрастало в мире, который молодёжи казался несправедливым (вспомним хотя творчество Ремарка: http://starodymov.ru/?p=27159 )…

Так что 1 сентября 1939 года (см.: http://starodymov.ru/?p=15370 ) является прямым продолжением 28 июня 1919 года. Ровно двадцать лет, как и предсказал французский маршал.

***

100 лет геологической экспедиции на Таймыр

Трудно поверить, но эта геологическая экспедиция и в самом деле отправилась в низовья Енисея и на Таймыр в разгар Гражданской войны, 5 июня 1919 года. Её снарядили по распоряжению «Верховного правителя» адмирала Александра Колчака (см.: http://starodymov.ru/?p=28313 ). Впрочем, цели она преследовала в первую очередь отнюдь не научные: экспедиция имела вполне прикладное задание – требовалось разведать возможность добычи угля для обеспечения топливом кораблей, которые планировалось проводить с Дальнего Востока Северным морским путём. (На эту же тему: http://starodymov.ru/?p=733 )

Возглавили экспедицию известные полярные исследователи Николай Урванцев и хорунжий Александр Сотников. Не будет преувеличением сказать, что эти изыскания заложили один из краеугольных камней в фундамент будущего Норильского комбината (о том же: http://starodymov.ru/?p=28736 ).

Судьба исследователей сложилась по-разному. Александра Сотникова через год расстреляли большевики, а Николай Урванцев прожил долгую жизнь, отмечен рядом наград, хотя и он не избежал нескольких лет лагерей…

***

90 лет назад умер генерал Исхак Ислямов

В очередной раз приходится прибегать к таким словесным оборотам, как «наш замечательный соотечественник», а также «несправедливо забытый нами». По происхождению он татарин, по духу – верный офицер империи.

Исхак Ибрагимович Ислямов – морской офицер российского императорского флота, исследователь Арктики. Именно он в 1914 году поднял на Земле Франца-Иосифа российский флаг и объявил архипелаг российской территорией. Уже хотя бы за один этот поступок его имя следовало бы помнить. Однако заслуг перед Россией у него немало и других.

Он родился в Кронштадте – городе-острове, о котором я никак не доберусь рассказать (см.: http://starodymov.ru/?p=29641 ). Соответственно, его судьба тем самым предрешилась сама собою – он стал морским офицером. Совершил кругосветное плавание на корабле «Разбойник» – помните, это плавание упоминает Валентин Пикуль (см.: http://starodymov.ru/?p=27360 ) в великолепном романе «Три возраста Окини-сан»?.. Затем участвует в исследовании Каспийского моря – что мне особенно близко в связи с особенностями географии моей военной службы (см.: http://starodymov.ru/?p=8154 ). Участвовал в обороне Порт-Артура (см.: http://starodymov.ru/?p=28956 )… Служил начальником речной базы в Хабаровске…

В 1914 году Исхак Ибрагимович участвовал в спасательной экспедиции по поиску пропавших в Арктике исследовательских партий, которые возглавляли Георгий Брусилов, Георгий Седов, Владимир Русанов (см.: http://starodymov.ru/?p=20010 ). В ходе плавания и произошло событие, о котором шла речь выше: капитан 1 ранга Исхак Ислямов поднял над архипелагом, который носит имя Земля Франца-Иосифа российский флаг.

В Гражданской войне участвовал на стороне Белой армии. Эмигрировал. Будучи в эмиграции, составил словарь татарских корней в русском языке. (Немного на ту же тему: http://starodymov.ru/?p=26332 )

Скончался в Стамбуле 3 июня 1929 года.

Следует отметить, что его сын стал лётчиком и погиб в 1926 году, осуществляя одну из первых попыток перелёта через Атлантику.

***

75 лет высадке союзников в Нормандии

Я – патриот Советского Союза. И считаю, что вклад моей Родины в Победу над гитлеризмом просто несоизмеримо больший, чем объединённые усилия всех союзников. (Немного в развитие темы: http://starodymov.ru/?p=23239 )

И вместе с тем не могу не выразить глубочайшее восхищение той грандиозной десантной операцией, которая началась 6 июня 1944 года в Нормандии. Она длилась три месяца, и в результате через Ла-Манш на материк было переброшено примерно три миллиона человек и великое множество техники. История не знала и не знает по сей день столь грандиозной десантной операции. Да и навряд ли когда такое повторится – это просто немыслимо!

Вечная слава солдату-союзнику, который преодолел Ла-Манш! Искреннее уважение военачальникам, которые сумели спланировать и осуществить столь грандиозную высадку!

К слову, вместе с командованием объединённых сил высадившихся на материк союзников находились и представители советской военно-морской миссии. Возглавлял её контр-адмирал Николай Харламов.

Справедливости ради следует отметить, что 23 июня Красная армия начала грандиозную Белорусскую наступательную операцию (операция «Багратион»), что не позволило гитлеровскому руководству сосредоточиться на Западном театре военных действий. В равной степени справедливо и обратное утверждение – Гитлеру пришлось распылять свои силы. Когда союзники действуют слаженно, врагу всегда приходится худо!

***

60 лет ВДНХ

Постоянно действующая Всесоюзная выставка народного хозяйства открылась 16 июня 1959 года. Она разместилась на территории площадью 150 тыс. кв. м, на которых располагалось 82 павильона, организованных по отраслевому принципу. В период максимальной интенсивности её работы ежегодно на базе комплекса проводилось до 300 выставок.

(О посещении ВДНХ: http://starodymov.ru/?p=5446 )

Любопытно, что станцию метро «ВДНХ» открыли на год раньше самой выставки. В 1992 году ВДНХ переименовали во Всероссийский выставочный центр и превратили в одну из крупнейших «барахолок» столицы.

В настоящее время власти принимают меры к тому, чтобы вернуть комплексу утраченную популярность центрального  выставочно-досугового центра страны. И надо признать, что в этом направлении делается немало (см.: http://starodymov.ru/?p=14949 ). В настоящее время по телевидению время от времени показывают сюжеты о ходе восстановления павильонов ВДНХ. И проникаешься глубочайшим уважением к оставшимся безвестными людям, которые в жесточайших условиях 90-х спасали уникальные реликвии советского прошлого – мозаики, панно, скульптуры… (см.: http://starodymov.ru/?p=29177 )

Неправильно написал: не «советского прошлого», а произведения искусства свергнутой эпохи – без идеологического окраса. Такие же духом люди спасали шедевры царской поры, произведения религиозного искусства (см.: http://starodymov.ru/?p=11574 ). Потому что вандалы были всегда – с Древнего мира, и по сей день; однако ж всегда находятся подвижники, которые по мере сил им противостоят. Часто делая это незаметно: закрыв фальшпанелью, замазав безвредной побелкой, упрятав в углу бытовки шедевры, которые сегодня восстанавливают реставраторы.

Да воздастся каждому за деяния ваши – что вандалам, что спасителям памятников культуры!

И ещё: всем рекомендую посмотреть этот шедевр на ВДНХ: http://starodymov.ru/?p=27884

***

30 лет назад произошла жуткая железнодорожная катастрофа

В своих подборках я уже писал, что некоторые трагедии, иначе как вмешательством мистических сил, не объяснишь (см.: http://starodymov.ru/?p=29595 ). Разве что бесчеловечной халатностью самого же человека.

Я помню тот день, когда отечественные СМИ сообщили о случившемся, хотя с тех пор прошло уже три десятилетия. Просто не верилось, что такое вообще возможно в реальности, а не в кино!.. Прилетевший к месту трагедии Горбачёв плакал – и, признаться, несмотря на изначальную острую к нему неприязнь (см.: http://starodymov.ru/?p=2122 ), я почувствовал, что тронут его слезами.

Только впоследствии я понял, что та железнодорожная катастрофа, равно как и предшествовавший ей Чернобыльский взрыв, равно как и крушение теплохода «Адмирал Нахимов» служили предвестниками Свыше, предупреждавшими генсека с «новым мышлением» под меченным лбом: остановись, человече, ибо всё, что ты творишь, чревато – сам видишь чем: кровью, огнём, смертями, катастрофами!..

Я и в самом деле считаю, что катаклизмы, происходящие в социальном мире, слишком тесно связаны неведомыми нитями с самой природой. Не возьмусь сейчас рассуждать на тему, что первично, однако как-то так складывается, что когда начинаются реформации, особенно непродуманные, которые ведут к потрясениям в жизни народа, на человечество обрушиваются извержения, наводнения, тайфуны, эпидемии, обрушения, непонятные падения самолётов и космических аппаратов, кометы, Бермудские треугольники и прочие явления, вроде как напрямую от деятельности человека не зависящие. Однако это не так. Когда разрушается конструкция, в которой протянута электрическая сеть, мы видим то тут, то там искрение – то рвутся провода, и происходят замыкания. То же и в реальной жизни: при обрушении социальной конструкции также где-то рвутся звенья, её составляющие… Мистика?.. Быть может… Но кто доказал, что мистика – не материальна?.. Мистика – это физические законы, которые мы пока не постигли (и неведомо, постигнем ли когда). (См. запись от 20 января: http://starodymov.ru/?p=12274 )

Мирозданье предупреждало «минерального секретаря».

Не внял.

Итак, в ночь с 3 на 4 июня 1989 года под Уфой случилась трагедия, ставшая следствием невероятного стечения обстоятельств.

В трубе проходившего в низине газопровода образовалась утечка. В результате та низина заполнилась тяжёлыми летучими углеводородами. И надо ж было такому случиться, что именно в этом взрывоопасном облаке встретились два «курортных» поезда, следовавшие один из Новосибирска в Адлер, а другой – обратно. Объёмный взрыв произошёл именно в момент их встречи. В результате катастрофы погибло примерно 600 человек, и ещё столько же получили ранения. Из них – огромное число детей: поезда-то, напомню, курортного направления!..

Ужас, ужас…