Режиссёр Сергей ТАРАСОВ
Впечатления о его книге «ОСКОЛКИ. Краткие заметки о жизни и кино»
Окончание.
См. часть 1: О книге: http://starodymov.ru/?p=31936
См. часть 2: О съёмках кино: http://starodymov.ru/?p=31952
См. часть 3: В чём я с автором не согласен: http://starodymov.ru/?p=31967
4.
А теперь – некоторые фрагменты биографии, а также – в сокращённом виде – фильмография Сергея Тарасова. Я и в самом деле постараюсь быть предельно кратким, так как навряд ли кто станет читать большой текст…
Некоторое время Сергей Сергеевич работал заместителем директора студии «Диафильм».
Современные дети и не помнят, что это такое – вновь и вновь повторять о том, что технический прогресс идёт семимильными шагами, уже стало моветоном. А в наше время во многих (если не в большинстве) семьях имелись фильмоскопы и комплекты плёнок к ним. Некоторые диафильмы из своего детства я до сих пор помню…
«Но стал миллионером осиротевший пёс
И стал ещё курносей его курносый нос…»
А ещё я сам изготовил несколько таких диафильмов – рисовал тушью на смытой плёнке или выцарапывал на засвеченной эмульсии… Правда, озвучивать приходилось самому… Представляю, каково было родителям, которым приходилось смотреть мои поделки!..
Располагалась студия в Старосадском переулке – мне довелось готовить о нём статью для справочного издания «Дорога к храму» (см.: http://starodymov.ru/?p=12120 )… Автор рассказывал, как они с начальником, будучи людьми, в общем-то, не слишком религиозными, старались спасти церковь «Никита за Яузой», в которой располагалось одно из подразделений студии, от варварской реконструкции. И я, как человек, тоже, в общем-то, не слишком религиозный, от души благодарен и им, и всем остальным нашим соотечественникам, которые по всей стране по мере возможности спасали церкви и часовни, да и вообще строения старины глубокой (например: http://starodymov.ru/?p=26896 )! Это ж наше прошлое! Как можно к собственной истории относиться с позиции вандалов!..
(Да что там к прошлому – тут вон к современному как относятся: http://starodymov.ru/?p=31579 )
Ну а потом Сергей Тарасов прочно связал свою судьбу с кино.
Правда, поначалу на административной должности в Госкино. Эта организация располагалась в Малом Гнездниковском переулке (см.: http://starodymov.ru/?p=11700 ). Уточняю этот факт, так как в этом переулке много позже располагалась редакция газеты «Континент», в которой мне довелось поработать в течение нескольких месяцев (см.: http://starodymov.ru/?p=2246 ).
Когда в какой-нибудь беседе я говорю о том, что судьба иной раз подсказывает нам дальнейший путь движения по жизни, всегда упоминаю этот адрес: именно из этого переулка я в один прекрасный августовский день 2001 года вышел на Тверскую и встретил приятеля, который и подсказал мне путь в Организацию «Боевое братство» (см.: http://starodymov.ru/?p=1136 )…
Ну а дальше – всё же расскажу о фильмах…
«Вертикаль». Поистине, культовый фильм. И в первую очередь благодаря песням Высоцкого.
(Список актёров, с которым поддерживал творческие контакты Сергей Тарасов я уже приводил в предыдущем разделе: http://starodymov.ru/?p=31967 , потому повторяться не стану).
История этой картины сложилась так. Сергей Тарасов написал сценарий по рассказу своего родственника Владимира Копалина. Однако режиссёр на основании этого сценария снял совершенно другое кино. По словам Тарасова, когда он просмотрел отснятый материал, почувствовал себя буквально убитым, предощущая провал картины… И тут он встретил Высоцкого, который предложил послушать его «Здесь вам не равнина»… Песни Владимира Семёновича и спасли картину.
Право, я не знаю, какой получилась бы картина, если бы режиссёр руководствовался сценарием Тарасова. Но то, что они сняли, и в самом деле без песен никто смотреть не стал бы…
Потом Тарасов написал ещё один сценарий – для картины «День ангела». Помню, что смотрел это кино, но ничего о нём сказать не могу – не сохранилось в памяти.
И поскольку Сергей Сергеевич остался недовольным и этой экранизацией (судя по всему, в большей или меньшей степени справедливо), он и решил податься в режиссёры, чтобы снимать то, что и как сам считает правильным.
Будущее показало, что решение оказалось верным.
Он отправился учиться на Высшие курсы кинематографистов. Учился старательно…
Дипломной картиной его стали «Белые дюны». Не помню, видел ли…
Но то, что я не помню – ладно; главное, что короткометражку увидел Ролан Быков, которому картина понравилась. И он порекомендовал молодого (в творческом плане) режиссёра на картину «Петерс» – о знаменитом (в недавние времена) заместителе Дзержинского (см.: http://starodymov.ru/?p=162 )… Вот этот фильм я помню, пусть и не очень хорошо. Но раз помню, значит, произвёл впечатление!
В книге рассказывается о таком случае. Режиссёр предполагал на роль Бориса Савинкова (см.: http://starodymov.ru/?p=17601 ) пригласить Владимира Высоцкого. Однако уже на пробах стало ясно, что Владимир Семёнович затмит-переиграет всех положительных героев… И от него отказались – по представлениям соц-арта не могла личность активного врага Советской власти оказаться ярче её защитников. (см.: http://starodymov.ru/?p=29177 )
Там на съёмках случались и другие эпизоды, достойные упоминания… Например, зиму пришлось снимать летом, и на Дворцовой площади, конечно же, не оказалось снега… Или когда на съёмки массовка пришла в сильно усечённом составе, и смотр куцей «боевой дружины» пришлось дополнять звуковыми эффектами…
Следующий фильм – «Морские ворота». Не помню…
Автор рассказывает много забавных, печальных и поучительных случаев с этих съёмок. Например, о том, как запретили в картине песни Высоцкого, а вместо них звучали песни Юрия Визбора…
Вообще Тарасов много рассказывает, как на протяжении всей своей творческой биографии он пытался задействовать многогранный творческий потенциал Высоцкого. Иногда получалось, чаще – нет… «Владимир Высоцкий в творчестве Сергея Тарасова», – это вообще могло бы стать темой отдельной публикации.
К слову, обе эти названные выше картины снимали на Рижской киностудии. И обе получили призы. Да и в последующем абсолютное большинство приведённых в книге кинокартин становилось лауреатами различных, в т.ч. международных фестивалей, правда, в разных номинациях.
А дальше были «Стрелы Робин Гуда»… Вот эту картину я помню хорошо. Она мне очень нравилась!.. Среди всей приведённой фильмографии именно этот фильм я ставлю на первое место.
Из книги я узнал, что Борис Хмельницкий все трюки в фильме проделывал сам. В том числе и из лука научился стрелять, причём, делал это настолько мастерски, что на съёмках едва не подстрелил актёра массовки, который изображал противника!.. Да и вообще вся творческая бригада работала с воодушевлением, на кураже…
Но вот что по-настоящему возмутило меня, и о чём я, понятно, не знал. В изначальном варианте фильма присутствовал менестрель. Присутствовал не просто в сценарии – он уже снялся в самой картине!.. И его играл всё тот же Высоцкий, который исполнял баллады своего же сочинения. Однако на приёме картины комиссия потребовала его убрать. На Рижской киностудии уродовать картину отказались. Тогда Госкино нашло какого-т штрейкбрехера на стороне, и тот перемонтировал всю картину, убрав отовсюду неугодного барда.
Соответственно, уже готовый первоначальный вариант картины был уничтожен – насколько помнится, этот процесс назывался «смыть плёнки». Режиссёру удалось сохранить один-единственный экземпляр изначальной картины. То, что показывают сегодня по телевиденью – растиражировано с той единственной незаконно сохранённой ленты. Сам же фильм, по утверждению автора книги, признан национальным достоянием Латвии.
Следующую картину Тарасов снимал в Минске. Называлась она «Встреча на далёком меридиане». Тоже не помню. Съёмки проходили также в Ялте и в Армении (в Ялте побывать мне не довелось, а вот в Армении – дважды: http://starodymov.ru/?p=2421 ). Главные роли в картине играли Василий Лановой и Владислав Дворжецкий. Для Дворжецкого именно этот фильм стал последним, вскоре после окончания съёмок он ушёл из жизни…
Следующей картиной стала лента «Чёрный треугольник» – об ограблении в 1918 году Патриаршей ризницы в Кремле. Надо же: я ведь недавно готовил публикацию об этом событии, и участвовал в телепередаче о том кощунственном преступлении!.. (см.: http://starodymov.ru/?p=28145 )
И параллельно Тарасов снял картину «Антарктическая повесть»…
Признаться, ни ту, ни другую картину не помню.
А вот картину «Айвенго» помню. Её Тарасов снимал сразу после того, как из нашего сурового мира ушёл Владимир Высоцкий. И режиссёру разрешили вставить в новую картину почти все баллады, которые умерший бард писал для «Робин Гуда»… Именно с этой картины сняли часть бюджета для «Лунной радуги» – об этом показательном случае я уже писал в одной из предыдущих частей данных заметок… Однако съёмочная группа, которая и сама увлеклась съёмками, согласилась работать и при урезанной сумме.
Я, человек, далёкий от кинодела, вполне понятно, совершенно не представляю себе внутренний процесс, как сие происходит. И когда слышу истории, что деньги кончаются, а труппа продолжает работать, проникаюсь к этим людям уважением. Помнится, рассказывали, что нечто подобное произошло и при съёмках картины «Брат-2» (см.: http://starodymov.ru/?p=1110 ).
Уважаю!
Романтическая серия продолжилась картиной «Чёрная стрела». Я хорошо помню книгу Стивенсона, но совсем не помню фильм. В книге вычитал, что съёмки происходили на острове Сааремаа, и труппа базировалась на том самом аэродроме, с которого в далёком 41-м авиагруппа подполковника Евгения Преображенского летала бомбить Берлин (см.: http://starodymov.ru/?p=22882 )…
Следующей картиной Тарасова стал приключенческий фильм «Перехват». Вот его я помню хорошо, тем более, что его регулярно показывают по телевидению в дни, когда положено крутить что-нибудь современно-патриотическое. Владимир Меньшов и Андрей Ростоцкий сыграли просто прекрасно. Фильм также стал дебютным для Александра Иншакова – нашего замечательного каскадёра.
Однако режиссёра всё больше привлекало романтическое Средневековье. И последовали «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии». Здесь снимались Александр Лазарев-старший, Юрий Кузнецов, Борис Хмельницкий, Борис Химичев и другие актёры. Этот фильм я помню, хотя он не произвёл на меня особого впечатления.
Недавно по телевидению в какой-то передаче рассказывали о том, как участники съёмок увлеклись фехтованием на мечах, и много тренировались-упражнялись в этом деле… Ну а я, услышав об этом вспомнил одну из своих любимых книг «Путь меча» (см.: http://starodymov.ru/?p=5489 )…
Знаете, друзья мои, это последняя картина Сергея Тарасова, которую я помню. Остальные – увы!..
«Рыцарский замок» я не видел, наверное… «Цена сокровищ» тоже… Эти картины снимались и вышли в прокат в период безвременья конца 80-х…
После долгого периода безработицы, в 1997 году Сергей Тарасов снял картину о Юрии Долгоруком ( http://starodymov.ru/?p=24779 ). Каков состав труппы подобрался – оцените! Борис Химичев (Юрий Долгорукий), Борис Невзоров, Михаил Глузский, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгений Жариков, Аристарх Ливанов, Римма Маркова, Николай Олялин и другие. И этот фильм не помню…
Фильм «Фейерверк» – тоже не помню. «Ностальгия по будущему» – тоже. И «За Белым облаком» (по повести Чингиза Айтматова: http://starodymov.ru/?p=28543 ) тоже не смотрел…
На этом и завершается фильмография Сергея Тарасова. Как он сам подметил: его творческая биография пролегла между «Белыми дюнами» и «Белым облаком»…
Вот такая книга теперь стоит у меня на полке.
Прочитал с удовольствием. Узнал много нового. Есть над чем подумать…
И ностальгически вздохнуть: мало кто из современных режиссёров, во-первых, настолько скрупулёзно относится к своему делу, и во-вторых, может настолько чётко и грамотно рассказать в книге – о себе, своём творчестве, о событиях, которым стал свидетелем, о выдающихся людях, судьбы которых в какие-то моменты соприкоснулись с его.
К записи "Кинорежиссёр Сергей Тарасов. Автобиографическая книга “Осколки”. Впечатления от неё. Часть 4. Фильмография" пока нет комментариев