МИР ЛЮДЕЙ ГЛАЗАМИ КЛИНКА

Когда я делился своими впечатлениями об этой книге со своим другом Сердаром, выразил восхищение высококлассным переводом. Друг засмеялся.

- А причём тут перевод? – разъяснил он. – Авторы-то – русские!

Это стало для меня новостью: выяснилось, что под импортным казалось бы именем Олди объединились два наших соотечественника. То есть, почти соотечественники – это украинские писатели Дмитрий Громов и Олег Ладыженский (начала их имён и сложились в псевдоним: Ол и Ди). Они и написали замечательный роман в жанре фэнтези – «Путь меча», о котором пойдёт речь ниже.

Общеизвестно, что серьёзному человеку признаваться в том, что он читает литературу подобного рода, вроде как и неловко. В самом деле: никакой пищи для ума, а сплошная потеря времени.

Что тут скажешь? И в самом деле ведь так! Я лично принимаю подобные книги как легковесную перебивку между прочтением серьёзных книг, когда чувствую, что мозгам нужно немного отойти от зауми.

И вот попал мне в руки «Путь меча».

Первые две страницы я никак не мог понять, о чём идёт речь… Пока вдруг не дошло: поединок, с которого начинает развиваться сюжет книги, описан с точки зрения непосредственного участника стычки – только не человека, а его меча! Более того, этот меч считает, что это именно он сам дрался с противником – тоже мечом, только другого вида. Ну а держал его, Блистающего, не человек, а так, Придаток, некая субстанция, во всём повинующаяся воле своего меча.

Когда я это понял, сразу всё встало на свои места. И тут же захватило: ну-ка, к чему это всё заверчено?..

Ну и дальше всё пошло в том же духе. У нашего Блистающего героя имеется дворецкий, слуги, друг, невеста, а также монарх – все клинки самого разного рода: мечи, сабли, кинжалы, пики… А потом появляются и враги – тоже мечи, сабли, кинжалы… Все они также считают, что представляют собою цивилизацию, при которой существуют некие покорные им Придатки. И между ними складываются очень и очень непростые взаимоотношения.

Да, это книга о том, как выглядит человек и окружающий нас мир (не нас, понятно, а героев, рождённых воображением писателей)  глазами их оружия.

А потом случается так, что два центральных героя – Человек и его Меч – начинают слышать и понимать друг друга. Представьте себе потрясение, которое испытывают оба! Человек вдруг осознаёт, что у него о бедро бьётся не заострённая железка, а одушевлённый предмет… Что ж это я – какой там предмет!.. Нет – живое существо, просто имеющее принципиально иную природу. И Блистающий шокирован не меньше – ведь его извлекает из ножен не некая функция, а живое существо, только имеющее принципиально иную природу.

В книге много чего описано: и поединки, и любовь, и война, и интриги… И философия… Всё есть. Только вот этот процесс взаимного понимания двух принципиально разных по сути живых существ – это центральная тема книги. Во всяком случае, лично в моём представлении.

Когда я рассказал об этой книге одному своему приятелю, он посмеялся:

- Так, – говорит, – можно описать и кухню с точки зрения сковороды!..

А почему бы и нет?.. Это ж было бы забавно, наверное. Только для этого нужно обладать талантом двуединого Олди.

…Безбрежное многообразие книг можно подразделять по разным критериям. Одним из них, в моих глазах, является то, нужно ли думать над возникающими по мере прочтения вопросами, или же достаточно просто скользить по страницам, послушно следуя рассуждениям автора.

Над вопросами, которые задаёт роман «Путь меча», задумываешься обязательно. Несмотря на кажущуюся несерьёзность жанра и сказочность сюжетной закрутки, это – умная книга!

Вот один из вопросов, возникающих по ходу чтения. Человек убивает другого человека. Или человек мирно сосуществует с другим человеком, пусть даже и не слишком ему приятным. Что естественно для хомо сапиенса? Другими словами: что превалирует в природе человека – убивать или жить в мире? Убийство – это свойство человека или результат соответствующего воспитания?.. На эту тему рассуждали уже очень-очень многие авторы, об этом написано множество произведений – как художественных, так и научных. В частности, этой проблеме посвящена книга «Цивилизация каннибалов» (теория Поршнёва-Диденко), о которой я уже писал неоднократно.

А вот следующий вопрос, которым задаются авторы, довольно оригинален. Согласно сюжету, чтобы отучить человека убивать, потребовалось полтысячи лет. Чтобы снять с его натуры защитные блоки и научить не останавливать клинок в миллиметре от плоти, оказалось достаточно всего несколько лет. Ну а следующее поколение молодёжи подрастало, уже даже не стараясь постичь Мастерство контроля!

Нелестной, в общем-то, складывается характеристика человека. Убивать, получается, легче, чем оставаться гуманным.

Другой вопрос. Человек живёт в холе и неге.  У него всё есть. В том числе и любовь, и перспектива очень выгодного брака… Что же заставляет его пренебречь комфортом и отправиться на поиски приключений? При этом в словосочетание «поиски приключений» я вкладываю не романтический оттенок, а те приключения, которые приходятся на всем известную часть человеческого тела. Что за сила такая имеется в природе человека? Около полувека назад всемирно известный философ от истории Лев Гумилёв ввёл в обиход нынче широко известный термин «пассионарность». Так вот, помести пассионария в Хрустальный дворец, в котором человек ни в чём не знает отказа (это образ из романа «Град обреченный»  братьев Стругацких), и он всё равно двинется вперёд, в неведомые дали, чтобы добраться до таинственного Антигорода (в случае с романом «Путь меча» – до ненавистной Шулмы).

Да-да, именно так, данный роман вполне можно использовать в качестве иллюстрационного чтения к теории Гумилёва. Когда в Кабире начинаются убийства мирных граждан, из всего огромного города набирается горстка пассионариев, которые решаются принять вызов таинственных убийц, как бы они ни назывались. В жизни ведь тоже так, не правда ли?

…Расхожим является утверждение, что собаки всегда похожи на своих хозяев. Авторы романа «Путь меча» идут дальше. По их мнению, человек и его оружие также похожи друг на друга, имеют схожий характер.  Более того, они воспитывают друг друга, являясь, по сути, единым целым. И эмоции переживают единые. Порой просто невозможно определить, кто говорит – меч или человек.

У романа есть такая особенность. Читаешь его, читаешь, а потом в какой-то момент ощущаешь, что вроде как утомился, что ли, вроде как появляется ощущение, что всё дело ведётся к развязке. И с удивлением смотришь на солидную стопочку листов непрочитанной части книги. А потом начинается новый подъём интересности романа. И интрига вновь закручивается причудливой спиралью.

Там ведь что получается. Существует мир, населённый людьми и Блистающими. Тут есть много государств, и всё же он более или менее един, этот мир, взаимоотношения между его гражданами просты и понятны.

И вот группа людей этого мира отправляется за непроходимую пустыню, в некую Шулму, в которой действуют совершенно иные социальные законы. А именно: там люди убивают друг друга, там сознательно губят оружие, там каждое племя живёт само по себе… И там есть люди, которые понимают, что нужно жить по другим законам – без убийств. Однако их единицы, они ничего не знают о возможности иного устройства миропорядка… А потому ничего изменить к лучшему не в силах. И вот пришельцы приносят нормы поведения привычного им мира, в котором культивируется закон «Не убий», и относится он как к людям, так и к оружию. Казалось бы, ура! Ан нет. За их спинами, в том мире, который они оставили для достижения этой благородной цели, уже всё изменилось – в нём не только научились убивать, но и нашлось множество людей, которым отмена Мастерства контроля оказалась в радость!

Грустно стало от такого осознания. Потому что становится ясно, что силы добра в конце концов проиграли. Да, они принесли в Шулму хорошие законы. Но коль в мире, который они оставили, настолько легко разрушился миропорядок добра, нет сомнения, что искусственно привнесённые законы не удержатся в мире, в котором культ насилия процветал веками.

Но главный повод для печали при прочтении романа «Путь меча» заключается в ином. Дело в том, что главные герои – человек и меч – могут общаться между собой исключительно благодаря латной перчатке, которая вросла в тело человека. И это значит, что со смертью его и возможность общения утратится. Потому и восклицает неоднократно Блистающий в адрес своего Человека: «Ну почему вы так мало живёте?».  Ведь два сосуществующих мира – людей и Блистающих – вновь окажутся изолированными друг от друга! В этих условиях положение меча выглядит просто трагическим – ведь он будет служить сыну Человека, но слышать его уже не сможет!

Право, замечательная книга! Авторы придумали множество забавных поговорок, которыми обмениваются между собой клинки; в частности производные от слова «тупой» приобретают совершенно иной оттенок. В книге много стихов, и даже поэма («джир»), и так же ладно они сложены – они-то и заставили меня восхищаться переводом. Среди действующих лиц – множество клинков самого разного происхождения, информация о которых заметно расширяет кругозор читателя (дзюттэ, сай, нагината, гердан, эсток, эспадон).

…В аннотации книги очень хорошо сказано: мол, я завидую тебе, читатель, что тебе ещё предстоит путешествие по этой книге. Когда я дочитал роман, ощутил то же: мне было очень жаль, что путешествие уже завершилось.

Николай СТАРОДЫМОВ