Анатолий ЕЛИЗАРОВ

Есть такая шутка. Я, мол, видел его всего два раза – в первый и последний раз в жизни (подразумевается единственная встреча). Так вот, с Анатолием Елизаровым – тот самый случай.

В 2001 году я уволился в запас, и меня тут же пригласили в газету «Мегаполис-Континент».

Вообще, состояние человека, когда он переходит из военной газеты в газету гражданскую, в должной мере может оценить только тот, что этот процесс пережил. И его очень трудно передать словами. Всю сознательную жизнь ты служил, находился внутри системы, которая изначально разрегламентирована, иной раз даже чересчур. И вдруг оказываешься в свободном полёте, где никто о тебе не думает. Это психологически довольно сложно.

И вот в этот момент тебе и предлагают: мол, вот же место для тебя!.. Перед подобным соблазном очень трудно устоять.

Короче говоря, устроился я в ту газету едва ли не в первый же день своей свободной жизни.

Опять же, для журналиста имеется еще один момент. Оно, конечно, в творчестве главное для нас – человек. Да только ведь у каждого издания есть своя целевая аудитория, есть некий более или менее широкий круг проблематики и людей, о которых нужно преимущественно писать в силу специфики издания. Так вот, когда переходишь из издания в издание, непременно сталкиваешься с тем, что приходится отказываться от одного круга авторов и проблем и заниматься формированием нового. И вот: вчера ты писал о военных и для военных, а сегодня – для кого и о ком?

Так вот и получилось. Столбить тематическую целину – дело непростое. И не всегда этот процесс проходит сразу и гладко. Потому, когда мне в течение двух месяцев платили сумму в три раза меньшую, чем обещали изначально, я это объяснял себе именно тем, что пока еще не развернулся.

Однако опыт и круг знакомств, как говорится, не пропьёшь – постепенно я обрастал новыми связями и источниками информации. В частности, заполучил эксклюзивного источника в Совете Федерации, и теперь в каждом номере еженедельника шли мои материалы из Федерального собрания. Пригласили меня в перелет по ряду баз ВВС… В общем, дело налаживалось и я занял свою нишу в структуре газеты.

И вдруг мне опять выдают сумму всё ту же – в три раза меньшую изначально оговорённой. Со стороны начальства это был перебор, руководители должны были оценить произошедшую подвижку и поддержать новичка. Не сделали.

Получив опять эти гроши, я тут же, в бухгалтерии, написал заявление об увольнении, оставил его и ушел. Чтобы закрыть тему, скажу, что меня руководители дважды приглашали, предлагали остаться, обещали с окладом разобраться, но я не согласился. А потом, году в 2005-м примерно газета закрылась окончательно. И ее владелец обращался ко мне с просьбой помочь в поиске покупателя помещения. Но это – к слову.

А тогда я, написав заявление, вышел на улицу.  Было лето 2001 года, ярко светило солнце, а я стоял на Тверской и размышлял, что предпринять. Как большинство мужчин в стрессовой ситуации, я хотел выпить, но ведь не в одиночку же! Естественно, бывали и у меня в жизни ситуации, когда я мог пропустить рюмочку наедине сам с собою, но это ведь так скучно!..

И вот тут я увидел, что мимо проходит Анатолий Елизаров. Это журналист и писатель, автор книги «Контрразведка. ФСБ против ведущих разведок мира». Мы с ним были знакомы буквально шапочно, встречались всего пару раз, и у нас не имелось никаких оснований, чтобы как-то друг к другу относиться – хоть хорошо, хоть плохо. Но тут…

Я предложил ему выпить – потому что рядом просто не оказалось никого другого. Анатолий замялся. Тогда я сказал, что угощаю. Он согласился. В то время при Елисеевском гастрономе имелась забегайловка – вполне приличная и совсем недорогая. Зашли мы туда, посидели… И когда бутылка кончалась и Анатолий собирался бежать дальше, он и сказал слова, сыгравшие значительную роль в моей дальнейшей судьбе. Он рассказал о только что открывшемся журнале «Боевое братство», в который нужен сотрудник.

В тот же день я позвонил в офис Организации (тогда она называлась Движением) «Боевое братство», получил приглашение на собеседование… И с 13 сентября 2001 года работал в журнале много лет. С Анатолием Елизаровым с тех пор не виделся. Будто судьба в тот день решила помочь мне определиться именно посредством его!