Режиссёр Сергей ТАРАСОВ

Впечатления о его книге «ОСКОЛКИ. Краткие заметки о жизни и кино»

(Продолжение. Начало: http://starodymov.ru/?p=31936 )

2.

…Что мне понравилось в книге, так это то, что Сергей Сергеевич рассказывает о себе довольно откровенно, не приукрашивая себя, не пририсовывая себе крылышки, не приписывая себе неких дополнительных положительных качеств, что довольно распространённое явление в автобиографической литературе… Например, он честно рассказывает о том, как пришёл в кинематограф, как ошибался и оступался, как пробивал вопросы о съёмках, на какие компромиссы и ради каких целей приходилось идти… И о том, через какую черту в этих компромиссах ни разу не переступил.

Напомню: старт в режиссуре у Сергея Тарасова оказался повыше, чем у иных других. Однако ж сколько имевших могучую поддержку творцов приходили на данную творческую делянку, и, не справившись с заявленным весом, бесславно её покидали!.. А вот Тарасов сумел благоприятным обстоятельством воспользоваться, сумел создать картины, которые вошли в золотой фонд нашего киноискусства!

Так пусть и везёт тем, кто сможет везти!.. Пусть им покровительствует судьба!

В книге проскакивает такой эпизод – буквально пол абзаца… Но сколько за этими строками сокрыто!..

Сергей Сергеевич выбил деньги на один из своих фильмов (речь о нём – ниже). И вдруг ему сообщили, что из его бюджета немалую толику урезают… В чём дело?.. Оказалось, у некоего влиятельного чиновника от кинематографии сынишка надумал снимать картину «Лунная радуга», вот папа и порадел родному человечку – поотрезал бюджетики у некоторых фильмов…

Я когда-то читал роман Сергея Павлова «Лунная радуга». Не скажу, что книга показалась мне шедевром, однако прочитал с интересом, даже и сейчас нет-нет, а вспоминаю спиральный проход в туманном гурме на Обероне – спутнике планеты Уран… А потом я узнал, что книгу экранизировали, и будут показывать – насколько помнится, я тогда служил в Кизыл-Арвате (см.: http://starodymov.ru/?p=8077 ). Конечно же, когда увидел объявление, отправился смотреть… И остался в недоумении: как так можно умудриться снять подобную белиберду по вполне приличному произведению, да ещё и запустить во всесоюзный прокат!..

О существовании «полки» для некачественных фильмов говорили даже в советские времена, и было непонятно, почему там не оказалась «Лунная радуга». Мы ж тогда не знали, что на неё попадают совсем другие картины!

И вот теперь из книги «Осколки» стало ясно, как та непутёвая картина появилась на свет.

По этому поводу вспоминаются две истории.

Первая. В бытность мою в редакции журнала «Боевое братство» (см.: http://starodymov.ru/?p=2273 ) руководство как-то приняло решение запустить издательский проект «Библиотечка «Боевого братства». Речь шла о том, чтобы опубликовать серию книг о локальных войнах, в которых довелось участвовать ветеранам. Пока вопрос решался, мы в редакции журнала объявили на всю страну о конкурсе произведений, собрали сколько-то рукописей, подготовили их, отредактировали… Помнится, я к работе привлёк своего друга – ныне уже покойного Игоря Устякина (см.: http://starodymov.ru/?p=3108 )…

Я приготовил на конкурс свои романы «Зульфагар» (см.: http://starodymov.ru/?p=12711 ) и «Я пришёл убить хорвата» (см.: http://starodymov.ru/?p=6242 ), а также «Боевой дневник Афганской войны» (см.: http://starodymov.ru/?p=7337 )…

Короче говоря, предварительную работу провели немалую.

Однако наши мечты вдребезги разбились о риф действительности!.. Когда долгожданные деньги поступили в Исполком Организации «Боевое братство», их банально перехватили оборотистые люди – такие у кассы всегда оказываются первыми… В результате стартовая серия «Библиотечки» получилась совершенно не та, что задумывалась изначально, никакого отношения к Организации и к ветеранскому движению опубликованные книги не имели. Руководитель, выделявший средства, увидев, на что они пошли, разбираться в происшедшем не стал и дальнейшее финансирование проекта банально прекратил…

То, что наши личные труды пропали втуне – полбеды! Главное – не увидели свет книги ветеранов, ради чего проект и затевался.

(Подробнее об этой истории: http://starodymov.ru/?p=2297 )

…И второе. Как-то пригласили меня на премьерный показ кинофильма «Путь». (Не философский документально-публицистический, который снял Сергей Параджанов (см.: http://starodymov.ru/?p=653 ), а художественный, как нынче модно говорить, блокбастер). Показ предварили рассказом, что он войдёт в Книгу рекордов Гиннесса по числу задействованных спортсменов – олимпийских чемпионов, что съёмки проходили в шаолиньском монастыре, что наших актёров допустили на американский авианосец, что задействовались настоящие дикие животные… И т.д.

В общем, средства в данную картину авторы вбухали грандиозные!..

А что в результате?.. Я увидел масштабную яркую дорогущую слабую поделку. Причина?.. Как мне рассказали, организаторы картины решили, что не боги горшки обжигают, что они и сами смогут снять фильму – без профессионалов кинодела. Они и сняли – только в прокате она с треском провалилась. Что и не удивительно!

Я представляю, какую бы замечательную картину сняли за те деньги люди, умеющие это делать!..

…Но я, кажется, увлёкся отвлечением. Вернёмся к книге Сергея Тарасова.

Автор рассказывает в ней о многих секретах производства успешного кино.

Выше уже упоминалась картина «Вертикаль», в создании которой Тарасов принимал самое непосредственное участие. Сергей Сергеевич, тогда ещё молодой, написал сценарий, по которому начали снимать фильм… На предварительном просмотре он увидел, что картине чего-то не хватает, что получается просто «проходнячок»… Тут-то он и встретил Владимира Высоцкого (см.: http://starodymov.ru/?p=26402 ), который предложил ему послушать написанную специально для картины «Здесь вам не равнина…».

Друзья мои, а ведь и в самом деле: убери песни Владимира Семёновича из этой ленты – станет ли кто её смотреть и пересматривать уже сколько десятилетий?..

Вот так и пошло дальше: в каждую картину Тарасов старался привнести некий элемент, порой, на первый взгляд, совершенно незаметный, который поднимал фильм на качественно иной уровень. В книге рассказывается о каких-то режиссёрских приёмах, которые позволяли Тарасову выполнить задачу-максимум малыми средствами. Он рассказывает о своих партнёрах по сценической площадке, о дружбе, об удаче… О том, насколько важно уметь выстраивать отношения с людьми, как важно уловить момент, оценить свои возможности и противодействующие факторы, и на основании этого анализа принять решение – браться за дело, или погодить…

Тарасов рассказывал о многом.

О том, как рождаются замыслы картин. Как писались сценарии. Как он подбирал актёров. Как его подводили, и как он старался сделать так, чтобы это не отразилось на съёмочном процессе. Как отстаивал интересы актёров, которых привлекал к работе… Как старался вернуть творческие долги, когда что-то складывалось не так, как планировалось изначально…

Пересказывать книгу, тем более биографическую – дело неблагодарное. Да и бесперспективное.

Взялся я за данный текст с одной-единственной целью. Сказать, что книга эта мне понравилась, что я о ней немного рассказывал и много думал. Однако ж вот написать о ней толком так и не сумел.

Подводя итог второй части записок, приходится частично повториться.

Сергей Тарасов родился в семье и вырос в условиях, о которых абсолютное большинство его сверстников могло только мечтать. Такой жизненный старт далеко не всегда идёт юношам на пользу. Но тут – то самое счастливое исключение! Сергей Сергеевич, научившись в молодости самостоятельности и умению пробиваться по жизни, применил эти навыки и… И создал ряд кинофильмов-шедевров.

Вот об этом – его книга.