Кризис 2008 года. Армения. Болгария. Казахстан

…Вновь приходится отвлекаться на политику и на соотношение былого и нынешнего.

Есть такой старый анекдот. Преподаватель жалуется: студенты, мол, бестолковые пошли – «я им раз объяснил, второй раз объяснил, сам понял, а до них так и не дошло…». Примерно о том же сейчас пойдёт речь. Объяснить ситуацию другим я могу – а вот самому понять бы…

Итак, в США рухнула ипотечная система. Из-за этого во всём мире разразился кризис. Ну не понимаю я этого! Значит, есть монополист, который печатает сколько заблагорассудится зелёных бумажек, которые ничем не обеспечены, и когда он, монополист, напечатает бумажек больше, чем нужно, весь мир начинает лихорадить. Так, может, перестать любоваться этим монополистом, и попытаться как-то решать проблемы самим?

В своё время Китай провозгласил политику «опоры на собственные силы». Тогдашнее советское руководство объявило, что это неправильно. Сегодня мы являемся свидетелями «китайского чуда». Следовательно, в экономической политике «опоры на собственные силы» имеется свой резон. Ан нет – мы по-прежнему ориентированы на заграницу. Сейчас что-то там произошло с иностранными овощами – и выясняется, что у нас растут цены на продукты сельского хозяйства, вопрос о поставке огурцов в Россию решается на уровне президентов… И наш лидер, Дмитрий Медведев заверяет нас с экрана, что он кушает те же огурцы, что и мы, и что у него всё в порядке… То ли юмор у ДАМ такой, то ли наивность настолько искренняя…

Но позвольте, братцы, а как же продовольственная безопасность, о которой столько говорилось? Свои поля стоят неухоженными, аграрная политика государства такова, что свой скот выращивать невыгодно – а мы покупаем перемороженное мясо в Австралии и Аргентине, картофель везём из Израиля, а яблоки из США. Мы убедились, насколько опасна столь сильная зависимость от иностранных рынков, однако нас упорно тянут в ВТО. Вот сказал бы кто: нам выгодно ВТО по той и той причинам. Так ведь не говорят. Следовательно, это выгодно только для наших богатеньких буратин, а простой люд опять останется в прогаре.

Хороша была советская власть или плоха, однако она ориентировалась в первую очередь на то, чтобы быть внутренне самодостаточной. Совет экономической взаимопомощи действовал, учитывая интересы каждого участника международного сообщества. Да, мы видим, что социалистическая система  не выдержала конкуренции с западной моделью развития  общества. Но это не значит, что она была изначально плоха. Просто алчность людей оказалась сильнее, чем внушаемое нам альтруистическое начало. Об этом можно много говорить, но сейчас речь идёт о другом.

Александр Арцыбашев (сидит справа от выступающего)

К слову, в конце 80-х демократическая оппозиция коммунистическому режиму немало копий сломала по поводу неэффективной аграрной политики КПСС. Но нынче-то мы видим, что ситуация стала несопоставимо хуже! Недавно мне довелось побывать на мероприятии, которое проводил писатель Александр Арцыбашев, как раз о нынешней продовольственной безопасности страны. Это ж просто жуть, насколько мы сегодня зависимы от заграницы!

Не вызывает сомнения, что если бы в России по-прежнему действовали те законы, которые были сломаны в 91-м, мы бы этого кризиса не заметили. Мы вписались в международные отношения, где все зависят от правил, которые установили в США. Даже не так – правила, всё же нечто более или менее стабильное. А здесь… При нашей разваленной экономике, при нашем разорённом сельском хозяйстве, при нашей полной зависимости от диктата извне, и получается нынешняя картина.

В 2008–2009 годах в России в системе СМИ закрылось множество изданий. И разорилось множество бизнесменов – как мелких, так и средних. И всё потому, что в США ипотека превысила возможности банковской системы.

Бред! Но ведь так оно есть!

…Впрочем, вернёмся от общеполитических проблем к моим личным. Таким образом, пока тянулась вся эта неопределённость, пока шли разборки с работодателями, пока то, да сё, время шло. И оно не было особо заполнено выполнением неких непременных обязанностей.

Хочу отметить несколько мероприятий, в которых мне довелось участвовать в тот период.

Мне посчастливилось слетать в Армению. Дело в том, что на протяжении нескольких лет в этой республике проводились в сентябре Недели русского слова. Инициатором и организатором этих акций выступал руководитель Российского общества дружбы и сотрудничества с Арменией (РОДСА) Виктор Васильевич Кривопусков. На рубеже 80-90-х годов он служил в Степанакерте, где немало сделал для прекращения боевых действий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. О той поездке я написал большой материал, который размещён на моём сайте, так что пересказывать его не буду.

Надо сказать, что в Закавказье (сейчас принято говорить «на Южном Кавказе») мне до того бывать не доводилось. Потому возможностью посетить эту страну воспользовался с радостью.  Мы побывали на турецкой границе, купались в Севане, летали в Карабах, посетили части Российской армии, которые там дислоцируются, ну и конечно, исколесили весь Ереван. Спасибо огромное ереванской журналистке

Ереванская журналистка Лиана Хачатурян

Лиане Хачатурян, которая во многом помогла мне в сборе материала для публикации.

В состав российской делегации входили интересные люди, с некоторыми из которых я поддерживаю отношения, и кое-кто из них даже сыграл в дальнейшей моей судьбе определённую роль. Это Николай

Летим в Нагорный Карабах. Справа - Зорий Балаян

Переяслов (Союз писателей России), Ирина Павлюткина («Красная звезда»), Сергей Осипов («АиФ»), Юрий Поляков и Дмитрий Каралис («Литературная газета»), Екатерина Сажнева («Московский комсомолец») и другие.

Едва я вернулся в Москву, меня пригласили слетать в Болгарию. До той осени я за границей практически не бывал – Афган не в счёт, равно как и детские воспоминания о службе отца в Германии. А тут вдруг – такие предложения!

В Болгарию меня пригласил Явор Генов. Явор является довольно известным в Болгарии «левым» политиком. Когда он знакомил меня с раскладом политических сил в этой балканской стране, подчеркнул, что там имеется четыре более или менее мощные правые и правоцентристские партии, а левый фланг полностью разобщён. И Генов входил в число активистов, которые пытались эти силы консолидировать. А вообще он является руководителем ветеранской организации «Боевая дружба», которая выступает за тесный союз с Россией. «Боевая дружба» является коллективным участником Международного союза «Боевое братство – без границ».

Я, Явор Генов, Равиль Альмяшов в Алматы

Эта неделя, которую я провёл в Болгарии, была насыщенной до предела. Меня Явор водил по министерствам и ведомствам, посетили мы ряд культурных учреждений, побывал я на Шипке, в Пловдиве, Плевене, Габрово… В общем, я остался очень доволен поездкой – спасибо Явору. Он обещал меня пригласить в Болгарию следующей весной, следующим летом, с проживанием на Золотых песках… Однако газета «Президент» прекратила выходить, я в ней больше не работал, и меня больше так никуда и не пригласили. Я не в обиде за то на Явора – в конце концов, он политик, а потому должен обязательно просчитывать, во что (в кого) вкладывать средства. Сейчас он регулярно бывает в Москве, но даже не звонит, не отвечает по электронной почте… Политики – что с них взять… У них нет понятия «дружба» – у них его заменяет понятие «интерес».

Ну а в феврале 2009 года мне довелось оказаться в числе приглашённых для участия в международной встрече ветеранов Афганистана, которую организовал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он выступил с инициативой проводить встречи ветеранов каждый год, но чтобы такую встречу всякий раз проводила другая республика из числа входивших в состав СССР.  Встреча проходила в Алма-Ате (Алматы). Материал по результатам той поездки я так и назвал: «Инициатива Назарбаева: кто подхватит?». В своём пессимизме я оказался прав – международное совещание так и осталось единственным. Материал также размещён

на моём сайте. В числе делегатов я оказался благодаря президенту Союза ДВВПУ Владимиру Хохлову.

Само по себе мероприятие получилось интересным и многоплановым. Там я встретился с Геннадием Шороховым, который прилетал в отставную столицу Казахстана от Организации «Боевое братство». Надо сказать, что Геннадий Михайлович на протяжении всех этих лет часто летал на различные ветеранские мероприятия, выполняя на них представительские функции. Однако для журнала «Боевое братство» информацию об этих поездках представлял редко. Ну а о том, чтобы взять с собой журналиста для освещения акции – о том речи и вовсе не шло!

…Весной 2008 года я стал участником Всеармейского совещания военных писателей. В своём материале, который я подготовил по его итогам, написал о том, что время подлинных титанов военно-писательского цеха уходит, и факт, что я оказался в числе участников совещания, свидетельствует не о том, что это я дотянулся до Карпова, Богомолова или Бондарева, а о том, что планка опустилась до уровня, что я смог до него дотянуться.

Участниками того совещания стали человек двадцать, большинство из которых были ранее знакомы друг с другом. Это Владимир Силкин, Сергей Тютюнник, Андрей Дышев, Николай Иванов, Александры Карпухин и Маргелов, Валерий Латынин, Вадим Арефьев и другие военные литераторы.

На юбилее у Владимира Карпова

На том совещании я в последний раз разговаривал с легендарным Владимиром Васильевичем Карповым – Героем Советского Союза, фронтовиком-писателем, последними книгами которого стали двухтомник «Генералиссимус» и «Такова се ля ви». С Владимиром Васильевичем мы до того встречались несколько раз, и он произвёл на меня сильнейшее впечатление своей доброжелательностью к собеседнику. Мы с ним, правда, разумеется, в разное время, служили в туркменском городке Кизыл-Арват, и когда я ему об этом рассказал, его это очень тронуло (о той встрече я рассказываю на своём сайте). Двумя годами ранее я оказался в числе приглашённых на юбилей Владимира Васильевича и подарил ему свою книгу, чем, не скрою, горжусь… А в январе 2010 года его не стало. Замечательный был человек, выдающийся писатель.

…Итак, газета «Президент» не выходила, нам денег не платили, а потом и вовсе предложили уволиться, с тем, чтобы, когда Удаловы найдут средства, вновь позвали нас под свои знамёна. Вполне понятно, что после того, как мы стребовали с них задолженность, вопрос о возвращении в их издание отпал сам собою.

Именно в это время я начал писать большой роман-эпопею о Смутном времени России начала XVII века. Дело продвигалось споро. Идея завораживала. Я прикинул время, что такими темпами смогу написать роман к 2013 году – к 400-летию Земского собора, на котором на царском престоле утвердилась династия Романовых.

Однако в очередной раз творческое начало вступило в конфликт с прозой жизни. Семье нужны деньги сегодня, а не гениальный роман через три года. Роман пришлось забросить и вновь идти на заработки.

p