«СОРОК ПЕРВЫЙ»…

ФИЛЬМ ОБ ОБРЕЧЁННОЙ ЛЮБВИ

Фильм «Сорок первый»…

Помню, как я его смотрел впервые.

Дело в Веймаре, в немецком городе, в котором служил мой отец. Было мне лет 7-8, наверное… Когда мы с мальчишками бежали в клуб, я был уверен, что киношка про Великую Отечественную, потому что числительное «сорок первый» ассоциировалось у меня исключительно с 22-м июня. И вдруг – какие-то пески, неведомое море и любовь на пустынном острове…

Кино в клубе показывали два раза в неделю. Мы, детвора, соответственно, ходили на сеансы регулярно, тем более, что пускали нас бесплатно. Но запомнил я с тех пор буквально несколько картин. «Сорок первый» – в их числе.

Ну а с творчеством Бориса Лавренёва я познакомился уже много позже. И сразу выделил писателя, включил его имя в свой личный список замечательных авторов.

Вполне понятно, что тогда, в детстве, впечатления о картине у меня сложились совершенно иные, чем рождаются сегодня, при очередном просмотре.

О чём картина?.. Высокорожденный белогвардейский поручик Говоруха-Отрок попадает в плен к красным и после некоторых злоключений оказывается на пустынном островке в серёдке Аральского моря. Оказывается не один, а со своим конвоиром – снайпером Марюткой. Там они какое-то время и живут вдвоём.

Конечно, любовь. Конечно, столкновение идеологий. Конечно, прорывающееся социальное неравенство…

По молодости я, конечно же, искренне считал, что ситуациях, подобной описанной, пусть и без такого крайнего драматизма, главное – это любовь. Она всё преодолеет, amore vincit omnia!

Но теперь-то я отдаю себе отчёт, что не всё так просто. Чтобы вот такие двое смогли жить вместе, одной любви мало. Два человека, составляющие семью, не могут принадлежать к разным социальным слоям, к разным идеологическим мировоззрениям.

По молодости я безоговорочно считал, что красные, конечно же, на правой стороне. Сейчас я по вопросу Гражданской войны не мыслю категориями «прав» или «неправ».

http://starodymov.ru/?p=1864

Оказавшиеся на острове молодые мужчина и женщина вполне понятно сблизились.   Но даже тут у них прорывается своё классовое… А что говорить, если они окажутся в мире людей?.. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя…». И разве возможно спорить с этой ленинской фразой?..

Семья из Говорухи и Марютки могла бы сложиться только в случае, если бы один из них принял сторону другого, если бы они вошли в общество взявшего верх в этом противостоянии, и если бы второй, оказавшийся слабейшим, принял правила этого общества. Даже вариант, предложенный Говорухой (удалиться от борьбы и жить тихо-мирно вдвоём) представляется нереальным – чуточку спадёт с отношений прелесть романтики, и классовой противостояние прорвётся, ибо оба они сильные личности.

О жизни при царе сегодня принято говорить только с умильным придыханием.  Как, мол, жили мы прекрасно, под крыльями двуглавого орла… Да не было такой благости в те времена, которую нам впаривают  ангажированные историки! Ах, корова стоила три рубля, ах, штоф водки – пять копеек!.. Куда всё сложнее было!

И у Лавренёва в книге, и в данном фильме хорошо видны отголоски данного противостояния. Конечно, данное произведение в большей степени «за красных». Но в первую очередь оно о трагедии. Для мировой культуры символом несчастной любви является конфликт семейств Монтекки и Капулетти. Однако пропасть, пролегшая между Говорухой и Марюткой поглубже будет. Не так разве?

Сегодня мы рассуждаем о противостоянии Гражданской войны с точки зрения высокой идеологии. «Сорок первый» предлагает нам взглянуть на события тех далёких дней с позиции рядовых участников той войны.

Допустим, каким-то образом наши герои выбрались бы из своего невольного заточения. Что было бы?.. В фильме «Адъютант его превосходительства» есть очень глубокий по смыслу эпизод, когда несколько человек сбегают из плена батьки Ангела. Там оказались и «белые», и «красные»… И вот они на свободе… Только что они были соратниками – и мгновенно стали врагами. «Вот и перевязывай им после этого раны…».

http://starodymov.ru/?p=5352

Подобная же мысль встречается в книге у моего доброго товарища Валерия Киселёва «Колодец. Исповедь советского офицера». Там из афганской пустыни выбираются двое – душман и шурави. Перед лицом гибели в пустыни они помогают друг другу, потому что понимают: только вместе они могут выжить. Но оказавшись среди людей, вновь становятся врагами.

http://starodymov.ru/?p=13937

Так вот, допустим, наши герои Лавренёва оказались бы снова среди того самого общества, не зависеть от которого невозможно. И что же?.. Допустим, они бы отпустили друг друга, не потащили бы вчерашнего любовника в ЧК или контрразведку. Но они бы никогда не приняли правду другого, они бы разошлись по своим лагерям.

На мой взгляд, ключевыми фразами в фильме стали такие (по памяти воспроизвожу, друзья мои, по памяти). Белогвардеец говорит, что пребывание на острове ему открыло глаза – он понял, что рано ему на покой, что бороться надо, ибо (внимание!) «вы такое наворотите!». Красноармейка имеет свою позицию: конфетки будем кушать, а каждая конфетка кровью перепачкана!..

И как эти позиции совместить?.. Да никак!

Любовь наших героев была обречена изначально!

Очень сильные это произведения: повесть и фильм с одинаковым названием «Сорок первый».