«МАЛЮТКА» НЕ БЫЛА ОДИНОКОЙ

В мае 1943 года в Омск пришла необычная телеграмма. В ней Верховный Главнокомандующий страны товарищ Сталин благодарил местных детишек за совершенный ими патриотический поступок. Что ж такое выдающееся совершила детвора, что удостоились благодарственных слов от самого Сталина?

Ада Занегина

Шестилетняя Ада Занегина, у которой отец-танкист воевал на фронте, прислала в местную газету письмо, в котором предложила юным омичам собрать средства на строительство танка и назвать его «Малютка». Инициатива у детворы вызвала большое воодушевление – в редакцию стали приходить небольшие суммы денег и в результате набралось 160.886 рублей, на которые и был построен танк Т-60.

Как известно, в первые месяцы войны Красная армия понесла огромные потери. По данным знатока истории отечественных танковых войск Сергея Порохина, уже к 10 июля 1941 года мы потеряли 11.783 танка, в Действующей армии оставался лишь 1731 танк, из них 1214 – легких. Всего же за 1941 год потери составили 28 тыс. танков. Поставленные союзниками по ленд-лизу в этот период 750 английских и 180 американских бронированных машин положения выправить не могли. Аналогичная картина сложилась и с авиацией, с другими видами боевой техники и вооружения.

В этих условиях требовалось, грубо говоря, клепать и клепать технику. А для этого нужны были средства – средства, которых у страны остро не хватало. Тогда и родился этот патриотический почин – граждане Советского Союза начали сдавать деньги в Фонд обороны.

Сейчас модно говорить, что это, мол, делалось в принудительном порядке, что к тем, кто не сдаст деньги, применялись карательные меры… Думается, что подобное утверждение вряд ли справедливо. Допустим: пусть даже девочке Аде кто-то подсказал идею написать инициативное письмо. Но кто смог бы заставить откликнуться на него всех остальных детей? Кто мог заставить отдать деньги идущего в бой фронтовика? А ведь отдавали, перечисляли, отрывая от себя!

За годы войны только воины Действующей армии передали в Фонд обороны 8,4 млрд. рублей, да еще по линии подписки на госзаем в казну поступило 12 млрд. Всего же на оборонные счета от граждан страны поступило около 35 млрд. рублей. (Для сравнения – рабочий на заводе получал от 500 до 1000 рублей). На эти средства было построено 2500 самолетов, 9 подводных лодок и другая техника.

Деньги на эти цели передавал воистину весь народ. Вот лишь несколько примеров этого порыва. Уже 23 июня 1941 года Михаил Шолохов отправил телеграмму Маршалу С. Тимошенко с просьбой принять в Фонд обороны его Сталинскую премию, полученную за «Тихий Дон». На нужды обороны передал свою Сталинскую премию и Дмитрий Шостакович. (Для справки: Сталинская премия 1-й степени составляла 100 тыс. рублей). Группа художников и писателей (Кукрыниксы, Михалков, Маршак и др.) на свои средства построили танк КВ, который под именем «Беспощадный» дошел до Берлина. На деньги знаменитой певицы Лидии Руслановой были построены две батареи «катюш». Находившийся в эмиграции Сергей Рахманинов осенью 41-го прислал из-за границы  целый пароход гуманитарного груза для лишившихся крова людей… Не осталась в стороне и Русская Православная церковь. На ее средства в годы войны были построены авиационная эскадрилья им. Александра Невского, танковая колонна им. Дмитрия Донского. Всего церковь на оборону перечислила 150 млн. рублей.

Впрочем, в 1941 году до Берлина было еще далеко. Нужно было срочно налаживать производство новых танков. Для этого 11 сентября был создан целый Наркомат танковой промышленности. При этом выпуск продукции велся параллельно по трем «весовым категориям»: машины тяжелые (КВ), средние (Т-34) и легкие, к которым относилась целая группа машин, в том числе и Т-60.

О последнем следует сказать особо: он был спроектирован конструктором Н. Астровым всего за две недели и тут же пошел в производство. Конструкция получилась настолько удачной, что его

Т-60

производство стало самым массовым в данном классе машин во второй половине 1941 года. Так что то обстоятельство, что «Малюткой» стал именно Т-60, вполне закономерно.