ИЮНЬ-2018:

Обзор юбилейных литературных дат

На этот раз обзор получится совсем небольшим. По целому ряду обстоятельств – как объективных, так и сугубо личностных. К объективным можно отнести, в частности, тот факт, что юбилейных событий, подпадающих под формат обозрения, в наступающем июне оказалось не так много.

Но для начала – две традиционных оговорки. Первая: в обзор я включаю только литераторов или связанные с литературой события, которые зафиксированы на сайте www.calend.ru . И второе: речь идёт только о событиях, отсчёт лет которых оканчивается на «ноль», то есть полный круглый юбилей.

Ну и ещё одно. Опять же, традиционное.

Есть литературные праздники, которые повторяются из года в год. В данном случае речь идёт о следующих повторяющихся датах: Всероссийский праздник поэзии «Родник поэзии твоей…» (2 июня); Пушкинский день (см.: http://starodymov.ru/?p=22391 ), или День русского языка (6 июня); Международный день архивов (9 июня).

Ну а теперь – непосредственно к юбилеям.

170 лет назад, 7 июня 1848 года, умер Виссарион Белинский. Не так давно я уже готовил информацию об этом писателе, публицисте, литературном критике (см.: http://starodymov.ru/?p=26905 ). Однако хочется вот что добавить, что представляется мне актуальным…

По телевидению уже относительно долго и регулярно транслируют передачи, посвящённые вековым юбилеям, связанным с событиями 1917-1918 годов (например: http://starodymov.ru/?p=26950 ). А тут ещё и юбилей со дня рождения последнего русского царя недавно прошёл (см.: http://starodymov.ru/?p=26933 ), и столетие его расстрела приближается… В общем, тема нынче горячая.

И вот что хочется по этому поводу сказать.

Наши либеральные историки восхищаются царизмом, его либерализмом по отношению к либеральным деятелям культуры периода заката империи. Параллельно хают жёсткую цензуру сталинской поры; да и последующего советского периода. И ещё параллельно ругают Хрущёва за «бульдозерную выставку» (см.: http://starodymov.ru/?p=15504 ), но при этом хвалят за «оттепель» (см.: http://starodymov.ru/?p=25296 ). Ругают Горбачёва за развал страны (немного об этом: http://starodymov.ru/?p=26562 ), но хвалят за милый их сердцам либерализм. Ну а днём сегодняшним недовольны по причине некоторого закручивания гаек, которое они разглядели в нынешней политике…

К чему этот пассаж?.. Да просто всё! Мы на практике знаем, что непродуманное и до бесхребетности либеральное отношение к культуре и искусству ни к чему хорошему не приводит. Конечно, в условиях ослабления цензуры кто-то может создать произведение выдающееся, невозможное при жёстком режиме… Однако это всё же скорее исключение из общей тенденции. А в подавляющей массе своей отсутствие контроля за содержимым произведений приводит к краху державы. Что и произошло и в 1917-м, и в 1991-м… (см.: http://starodymov.ru/?p=25141 )

Перефразируя Владимира нашего Ильича, замечу, что государство только тогда чего-нибудь стоит, если оно умеет защищаться. Не только от врагов внешних, но и от ржи, разъедающей его изнутри. Не умеешь защититься – добро пожаловать на гильотину (см.: http://starodymov.ru/?p=206 ), в подвал Ипатьевского дома (см.: http://starodymov.ru/?p=25961 ), а в лучшем случае, просто в изгнание (см.: http://starodymov.ru/?p=25725 )!

Причём, защищаться пулемётами – не самое эффективное средство, да и годится оно (если уже не поздно) только на самом завершающем этапе драмы (на всякий случай подчеркну, что лично я категорически против такого способа самозащиты). А на ранних стадиях никто не придумал ничего эффективнее цензуры, отсеивающей крамолу из произведений культуры, которыми мы потчуем наши души.

Цензура для нормального функционирования государства необходима! Разумная, взвешенная, последовательная – это несомненно, это бесспорно; однако она необходима! Когда я слышу демагогию о том, что цензура должна присутствовать у художника в душе, мне становится одновременно досадно и смешно! Ибо не каждый человек – государственник, и уж подавно процент государственников в среде интеллигенции снижается разве что не обвально. Между художественным самовыражением и интересами державы слишком многие творческие люди выбирают первый вариант, даже если на словах декларируют иное.

Как человек творческий, я также желал бы литературе и искусству максимальной свободы. Однако как государственник, как дедушка, переживающий за то, в каком мире жить моим внукам – я за разумные ограничения творческой самореализации авторов! (см.: http://starodymov.ru/?p=25815 )

Интересы государства, интересы общей культуры должны превалировать над личными амбициями автора.

Сейчас, правда, наблюдается совершенно иная картина. Сейчас именно пошлому ширпотребу, нацеленному на самые низменные инстинкты плебса, даётся зелёная улица. (например: http://starodymov.ru/?p=7453 ) Ну да тут уж тема для иного разговора.

Но вернёмся к нашему обзору.

Виссарион Белинский состоял в рядах тех деятелей культуры, которые потихоньку расшатывали скрепы российской монархии. Конечно, я убеждён, что он не служил никакой иностранной разведке, и действовал из самых благородных побуждений во имя процветания России. А оно – вон как вышло-то!.. Государство развалилось, и всё рухнуло – и те, кто успел вскарабкаться по трапу «философского парохода», могут считать, что им повезло.

Сегодня ряды последователей Белинского в современных условиях растут и множатся. Они – разрушители (см.: http://starodymov.ru/?p=26794 ); и как Виссарион Григорьевич стремился развалить ТУ Россию, так и нынешние жаждут раздербанить Россию ЭТУ.

Либерализм – замечательная штука. Но только за пределами Закона!

Я – за здоровый консерватизм. С этой позиции и отношусь к Виссариону Белинскому: этот бы талант, да мирных целях!..

Следующий литератор, включённый в данный обзор юбилейных дат.

Об Анне Достоевской (Сниткиной) я также не так давно писал (см.: http://starodymov.ru/?p=23460 ). Анна Григорьевна ушла из жизни ровно век назад, 9 июня 1918 года. Она сделала невероятно много для того, чтобы творчество её великого мужа оставило максимально яркий след в отечественной культуре.

Наш народ, наша культура невероятно богаты талантами. Однако далеко не всем этим талантам удалось реализоваться. Причин много, но едва ли не главная из них – быт засасывает, повседневность заваливает множеством мелких частных вопросиков, в которых художник попросту увязает… Насколько же важно, чтобы рядом с писателем, художником, философом находилась женщина, которая понимает, с кем рядом ей выпало жить, которая помогает своему супругу, оберегает его, берёт на себя решение хозяйственных вопросов.

Конечно, кому-то удавалось совмещать это – своё творчество и семейные хлопоты. Однако это всё же исключение.

Так вот, Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина) – это прекрасный пример того, какую грандиозную положительную роль может сыграть спутница жизни великого (в данном случае) писателя!

Да-да, конечно, она осталась в истории литературы и как самостоятельный автор. Однако в первую очередь мы ей благодарны за сохранение памяти о её выдающемся супруге.

Надеюсь, данное моё мнение ни в малейшей степени не уничижает память о ней самой.

Пошли дальше.

Десять лет назад, 10 июня 2008 года, ушёл из жизни Чингиз Айтматов, выдающийся киргизский советский писатель.

Много говорить об этом несомненно замечательном писателе навряд ли есть необходимость. Только одно. Слава великой советской культуре, которая всемерно способствовала развитию творчества у представителей самых разных национальностей нашей великой Родины, помогала им обрести своего читателя, да ещё и способствовала продвижению произведений за границу, прославляя свой народ! (см.: http://starodymov.ru/?p=19253 )

А ещё, посмотрев жизнеописание Айтматова, я подивился, сколько известных людей среди его ближайших родственников! В биографии одно их перечисление занимает немало места.

А вот – совершенно иная судьба! 120 лет назад, 12 июня 1898 года родился писатель и журналист, известный нам как Михаил Кольцов (настоящее имя Мойсей Фридлянд). Активный участник обеих революций 1917 года, активный участник Гражданской войны, активный публицист в период после войны, затем участник Гражданской войны в Испании…

Михаил Ефимович оставил богатое творческое наследство. Однако особое внимание хочется обратить вот на какой факт. Он стал инициатором возрождения журнала «Огонёк» (об этом журнале 90-х: http://starodymov.ru/?p=2477 ), а также и его главным редактором; он стал одним из основателей журнала «За рубежом»; он создал журналы «За рулём» и «Советское фото»; он создал и руководил им «Журнально-газетное объединение»;  несколько лет возглавлял коллектив журнала «Крокодил», а также создал и возглавлял ещё один сатирический журнал «Чудак»…

В бытность свою в Испании проявил себя настолько ярко, что его образ отображён в знаменитом романе Хемингуэя (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=14039 ) «По ком звонит колокол»…

Он попал в жернова репрессий в 1937 году. А уж вести речь о степени вины, приведшей его на эшафот, право, я судить не возьмусь… Как ни крути, а он ведь тоже, будучи одним из ведущих советских журналистов середины 30-х годов, принимал участие в формировании среды, со временем начавшей уничтожать своих же создателей. Конечно, репрессиями занималась не интеллигенция, однако в немалой степени она этому процессу способствовала.

Ну а из иностранных авторов хочется несколько слов написать о Ремарке, которому 22 июня также исполняется 120 лет.

На мой взгляд, просто замечательный писатель. Я читал несколько его произведений, и в первую очередь, конечно, «На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Три товарища»… Что и говорить: и в самом деле Ремарк был прекрасным писателем!

За роман «На Западном фронте…» выдвигался на Нобелевскую премию (о премии см.: http://starodymov.ru/?p=216 ), однако не удостоен этой награды по причинам протестов германских ветеранов Первой мировой. После прихода к власти Гитлера эмигрировал из Германии – сначала в Швейцарию, а потом в США.  Книги его также летели в огонь, когда в Германии уничтожались произведения культуры, чуждые идеологии рейха (об уничтожении книг см.: http://starodymov.ru/?p=222 ). Его сестру казнили на гильотине (об этом орудии казни см.: http://starodymov.ru/?p=206 )…

Вот такой предельно краткий обзор литературных юбилеев июня.

Завершу же я его фактом, интересным людям старшего поколения. 150 лет, 23 июня 1868 года запатентована пишущая машинка. Спасибо её создателям – насколько ж это изобретение облегчило жизнь пишущему люду!

ЮБИЛЕИ

2 июня – Всероссийский праздник поэзии «Родник поэзии твоей…»

4 июня 1798 года – умер Джакомо Казанова, итальянский авантюрист и писатель

5 июня 1898 года – родился Федерико Гарсиа Лорка, испанский поэт

6 июня – Пушкинский день в России, День русского языка

7 июня 1848 года – умер Виссарион Белинский, русский писатель

9 июня – Международный день архивов

9 июня 1918 года – умерла Анна Достоевская, русская писательница

10 июня 2008 года – умер Чингиз Айтматов, советский писатель

12 июня 1898 года – родился Михаил Кольцов, советский писатель

22 июня 1898 года – родился Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель

23 июня 1868 года – запатентована пишущая машинка

26 июня 1888 года – родился Сергей Обнорский, советский учёный-лингвист