ИЮНЬ-16 ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Главным событием Литературного июня в России, наверное, является Пушкинский день, который празднуется 6-го числа. Иначе – День русского языка.

Русский язык – явление поистине уникальное в мировой лингвистической науке. Да-да, понимаю и соглашаюсь, что любой язык уникален, и каждый достоин уважения и изучения, популяризации и развития. Однако так вот получается, что и у языков – у каждого своя судьба. Какие-то умирают, какие-то обретают бессмертие, носителями каких-то является ограниченное число людей, ну а каким-то судьба уготовила честь обрести общечеловеческое значение. Русский язык вошёл в число последних.

Так вот, каждый язык уникален. Однако уникальность – у каждого своя. Русский – не исключение.

Наш язык обладает совершенно невероятной способностью абсорбировать в себя иноземные слова и легко адаптировать-преобразовывать их для своих нужд. У нас для этого имеется совершенно замечательная основа – алгоритм его формирования. Корень в нём по происхождению может оказаться любым, но мы добавляем к нему приставку, суффикс и окончание – и готово: наше, родное, русское слово.  Правда, такое свойство представляет для нашего языка немалую опасность, делает его уязвимым для загрязняющей внешней агрессии…

Благодарность и среди отдельных людей – не такое уж распространённое явление. А уж между народами она и вовсе редко правит бал. Сколько народов Российской империи, а впоследствии Советского Союза обрели свою письменность и литературу именно благодаря русскому языку! А многие ли из них сегодня за это испытывают благодарность?.. То-то и оно!

Невозможно перечислить имена писателей Российского мира, которые стали известными в мире именно благодаря этому обстоятельству. Ну а тех, кто только мечтает об этом – и подавно!

Так вот, друзья, 6 июня – это наш всеобщий праздник. Это праздник великого и могучего Его Величества Русского Языка. Пусть вскормленные им нацистики воротят от него морды и тявкают с безопасного расстояния – по этому поводу в самый раз вспомнить поговорку про караван, идущий своим путём, не обращая внимания на воющих из-за бархана шакалов. Или скажем иначе, коль речь идёт об отечественной культуре: собака лает – ветер носит! Русский язык уже доказал, что он поистине велик. Ну а вы – доказывайте!

Ну а теперь пошли по юбилярам.

Начинать приходится с даты траурной.

170 лет назад, 3 июня 1826 года умер великий отечественный историограф Николай Карамзин. Пересчитать людей, которые могут с ним сравниться в деле популяризации российской истории, – довольно пальцев одной руки. У профессиональных историков к Николаю Михайловичу имеются претензии, и немалые, и в значительной степени обоснованные… Однако никакие частные неточности не в силах перечеркнуть тот грандиозный вклад, который Карамзин сделал в науку.

Итак, Николай Карамзин создал фундаментальный 12-томный труд «История государства Российского». Он автор прозаических произведений «Марфа-Посадница, или покорение Новагорода», «Бедная Лиза» и «Письма русского путешественника». Он писал сентиментальные стихи, которые говорят «на языке сердца», а не разума.  Он выступал за реформирование русского языка, за его развитие, и много сделал для этого. В частности, немало места заняло бы одно только перечисление слов, которые для нас вполне привычны и обиходны, и которые ввёл в оборот именно Николай Михайлович: влюблённость, промышленность, достопримечательность, человечность, утончённость – и превеликое множество других.  Именно он отыскал и опубликовал замечательное произведение «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Именно он выступал за установку в стране памятников выдающимся людям, в частности, Минину и Пожарскому на Красной площади…

В общем, выдающийся человек!

С его кончиной связана ещё одна утрата для нашей отечественной культуры. Месяцем ранее ушла из жизни вдова Александра I царица Елизавета Алексеевна. На протяжении многих лет она вела дневник, в котором по-немецки скрупулёзно фиксировала информацию о событиях, происходивших при дворе, а также свои мысли о них. Умирая, царица завещала свои записки именно Николаю Михайловичу. Однако воля покойной не была исполнена именно по причине кончины Карамзина. В результате дневники оказались в руках нового царя Николая Павловича и его супруги, которые, ознакомившись с ними, сочли за благо их уничтожить. Вот это я и назвал культурной утратой – сколько информации там содержалось о первой четверти XIX столетия!

…Думается, что если провести опрос среди наших соотечественников, из тех, кто имеет представление о мировой литературе, разумеется, и поинтересоваться знакомыми им именами французских писателей, одну из лидирующих позиций в списке займёт Амандина Аврора Люсиль Дюпен, известная как Жорж Санд. Даже человек, не прочитавший из написанного ею ни единой строчки, непременно наслышан об этой неординарной женщине.

Среди предков Авроры было немало известных людей, в частности, знаменитый полководец Мориц Саксонский, чьё имя хорошо знакомо знатокам военной истории. Правда, следует подчеркнуть, что на её родословном древе очень мало коренных веточек, зато сколько угодно привоев, то бишь детей, рождённых любовницами от любовников, а то и просто шлюхами от неведомых связей.

Да и у самой Авроры жизнь изобилует самыми различными приключениями. Во всяком случае, если существует наследственная предрасположенность женщины к, как бы это разиться поделикатнее, сексуальной раскрепощённости, наша героиня вполне может служить примером, подтверждающим таковую теорию. При этом хочется подчеркнуть, что о её похождениях тут же становилось известно – она не считала нужным их скрывать!

Однако мы ведём речь о событиях, связанных с литературой и литераторами, так и заострим внимание именно на них.

Писать она начала от нужды – были же времена, когда литературное творчество оплачивалось! Она написала несколько романов – если первые не принесли ей особой известности, то постепенно ряды почитателей её таланта полнились. Основной темой творчества Авроры было противопоставление жаждущей настоящей любви женщины – мужчине, который стремится только к удовлетворению своей чувственности. Из-за внутрисемейных многосложных неурядиц ей пришлось взять псевдоним, причём, именно мужской – Жорж Санд. Роман «Лелея» вызвал целый скандал в обществе – героиня произведения в поисках той самой «идеальной любви» меняет любовников, а в те времена подобные откровения в литературе ещё в состоянии были шокировать публику, даже французскую.

И вообще следует отметить, что романы Жорж Санд имели, во-первых, социальную направленность, во-вторых, эта социальная направленность заметно зависела от того, под влиянием какого любовника она находилась в данный момент. И ещё, она довольно часто в своих героинь вкладывала свои черты, свои воззрения, а также, считается, приписывала им свои подлинные приключения.

Жорж Санд – невероятно сложная фигура, и описать её судьбу и творчество в нескольких абзацах невероятно трудно. И всё же нельзя умолчать также и о том, что она, будучи уже в возрасте, занималась политический деятельностью. В частности, она добилась приёма у императора Луи-Наполеона, в результате чего сумела облегчить участь многих республиканцев – оппозиционеров имперской власти.

Умерла Аврора Дюлен 8 июня 1876 года. Виктор Гюго по этому поводу сказал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!».

А вот литератор – полнейший антипод предыдущей героине. Антипод по всем пунктам! Он мужчина, схимонах, суровый в своей вере, сторонился людей, написал одну единственную книгу «На горах Кавказа» – книгу, которая вызвала оживлённую дискуссию в православии, и в оценке которой по сей день нет единства у церковных иерархов и богословов. Схимонах Иларион (Домрачев) преставился ровно век назад, 14 июня 1916 года, оставив нам смущающую сердца верующих «Молитву Иисуса» и учение о имяславии.

Если попытаться предельно кратко изложить суть учения, то в упрощённом виде его можно изложить примерно так. Искренне верующий молится сначала устами, потом мыслию, потом сердцем, и тогда происходит «слияние всего нашего духовного существа – с Господом Иисусом Христом». При этом не имеет значение, где, когда, и даже в какой позе молиться – если молитва искренняя, Господь услышит её. Вывод из сказанного сделать нетрудно: зачем человеку посредники в общении с Небесами?.. Вполне понятно, что генералы Церкви ополчились на книгу. Ну и второй тезис, оставшийся схоластам для нескончаемых споров. Имя Господа и сам Господь – неразделимы между собой, в самом имени Его заключается и суть Божества.

Повторюсь: о справедливости суждений схимонаха Илариона пусть спорят схоласты. А мне хочется привести фразу из книги «На горах Кавказа», которая представляется мне очень актуальной в наше время. «Россия погибнет, если перестанет почитать имя Божие». Это предупреждение Афонских подвижников начала ХХ века – насельников того самого абхазского Афона, вокруг которого нынче кипят нешуточные страсти.

В своих обзорах я останавливаюсь в первую очередь на отечественных авторах, обращаясь к иностранцам не так часто. И не стал бы сейчас делать исключение, если бы не один момент.

Всевышний движет рукой игрока…

Но кем же движима Всевышнего рука?..

Этот вопрос задал Хорхе Луис Борхес – аргентинский писатель и поэт, ушедший из жизни 14 июня 1986 года. Мне показалось, что эта мысль перекликается с суждениями Илариона, умершего также 14 июня, правда, семью десятилетиями ранее.

Приведённые строки служат эпиграфом к одной из моих любимейших книг – «Фламандская доска», автор Артуро Перес-Ревере.

А ещё 14 июня 1886 года ушёл из жизни величайший отечественный драматург Александр Островский, а также 14 июня 1936 года умер известный английский писатель Гилберт Честертон. Такое вот число, понимаешь ли…

Десять лет назад ушёл из жизни Народный поэт Калмыкии, Герой Социалистического Труда, лауреат советской Государственной премии Давид Кугультинов.

Мысль, которую я сейчас приведу, может выглядеть кощунственной, так что заранее прошу не судить меня за неё строго. Я сейчас не о морально-этической стороне проблемы, а исключительно о холодных доводах сухой логики. Депортация народа, огульные репрессии против целого народа – дело несправедливое, паскудное и неоправданное… Но с точки зрения той же логики всё же объяснимое. Подчеркну: не оправданное, но объяснимое.

Но вот берём конкретный факт. Военнослужащий, офицер-политработник, который три года провёл в составе Действующей армии, участник битвы за Днепр и Корсунь-Шевченковской операции… Уж казалось бы, зарекомендовал себя вполне преданным Родине человеком!.. Нет, в мае 1944 года его отзывают с фронта, чтобы депортировать в Сибирь – как представителя калмыцкого народа!

Что ж удивительного, что оскорблённый такой несправедливостью поэт Давид Кугультинов стал автором серии стихов в защиту своего народа! За что и повергся уже подлинной ссылке – на Колыму!

В данном случае,  в конце концов, всё завершилось хорошо. Давид Кугультинов был реабилитирован, вернулся домой с супругой, с которой познакомился в далёком Колымском крае, со временем стал востребованным поэтом и успешным писательским функционером, избран председателем Союза писателей Калмыкии, удостоен Золотой Звезды Героя Социалистического Труда…

И ушёл из жизни 17 июня 2006 года, при жизни став классиком отечественной литературы.

А 80 лет назад умер один из самых известных отечественных писателей – Алексей Максимович Пешков, он же Максим Горький, он же Алексей Максимович Горький. Здесь много и писать нет нужды. Это самый известный автор советской поры, а вообще по тиражам изданий он уступает только Пушкину и Льву Толстому.

Знаете, можно как угодно относиться к его политическим воззрениям и сколько заблагорассудится критиковать его литературные дарования. Но перечитайте его «Буревестника» или «Песню о Соколе»! Кто ещё сумел создать нечто подобное на немыслимом стыке поэзии и прозы!.. Как можно забыть пылающее сердце Данко, и раздавившую его ногу осторожного человека!.. Уже эти произведения обессмертили бы имя Горького! А ведь он написал ещё десятки произведений!

Он умер 18 июня 1936 года. В числе других гроб с его телом нёс лично Сталин.

Особенность времени: все трагические события, которые произошли во второй половине 30-х годов, приписываются проискам Сталина и его ближайших сподвижников. Кто знает, быть может, в этом и есть какие-то основания. Тем более, что свою историческую миссию к тому времени Горький уже выполнил. Но с другой стороны, Алексей Максимович был уже не так уж молод, он простудился на кладбище, когда посетил могилу умершего двумя годами ранее сына… В общем, темна вода…

А вот совсем иная судьба. 230 лет назад, 19 июня 1786 года, увидел свет Фёдор Глинка – один из самых известных писателей в среде декабристов, среди которых литераторов было немало. Главное произведение, благодаря которому мы хорошо знаем это имя – «Записки русского офицера», в котором Фёдор Николаевич подробно рассказывает об антинаполеоновских войнах, которые вела Россия. Глинка служил адъютантом при генерале Милорадовиче, участвовал во множестве сражений – начиная с Аустерлица до Бородино и Малоярославца, и вплоть до завершения Заграничного похода Русской армии в 1814 году. А ведь из-под пера писателя-офицера вышло ещё несколько заслуживающих нашего внимания произведений. В частности, он является автором исторического романа о карельской ссылке матери Михаила Романова, первого царя новой династии.

Фёдор Глинка состоял в рядах декабристских обществ, находился под следствием в Петропавловской крепости… Однако Следственная комиссия определила, что его участие в тайных обществах не было достаточно активно, а потому он хоть и был поражён в правах, однако наказание его оказалось довольно мягким. А со временем ему даже разрешили проживать в Москве.

И в завершение – ещё об одном известнейшем нашем писателе. Шесть десятилетий назад, 19 июня 1956 года, умер Владимир Обручев. Автор «Земли Санникова» и «Плутонии». Помню, в детстве я зачитывался этими романами! А ведь Владимир Афанасьевич оставил после себя богатейшее творческие наследие – одних художественных произведений он написал 1666!..

Между тем, Владимир Обручев был в первую очередь учёным, а потом уже популяризатором науки. За свою научную деятельность в области геологии и географии он удостоен звания Герой Социалистического Труда, двух Сталинских премий, ряда других наград.

Но главная заслуга Обручева для нас – это всё же его вклад в популяризацию науки в художественных произведениях.

Вот таков российский Литературный июнь в его максимально кратком изложении!