ТУХЛЕЦО О НАС
Как нас показывают американскому телезрителю
Вечером 11 сентября по телеканалу 24 DOC показывали злопыхательский сюжет о Москве – о её советском прошлом и светлом настоящем. Такого всякого бреда показывали и показывают немало, и я далеко не всегда считаю нужным высказаться по этому поводу. Но тут ведущий (некто англоязычный, который представлялся как Андрей) превзошёл многих своих коллег по глупости.
Вообще-то я взялся за блокнот только после того, как услышал комментарий о барельефах на постаменте обелиска Покорителям космоса, что возле ВДНХ. Помните? – взмывающая ввысь ракета.
Так вот, там изображены наши учёные и техники, работавшие «на космос», а впереди – Гагарин, шагнувший на лестницу, уходящую вверх. По мнению ведущего, это символ того, что Гагарин и все изображённые люди, ну и, соответственно, создатели памятника хотят уйти из социалистической действительности.
Ну и дальше – всё пошло в том же духе!
В Советском Союзе все жили в «коммуналках». О том, что в те времена советские граждане получали жильё бесплатно, даже не упомянул, естественно. Ну а о том, что сегодня имеет возможность купить квартиру вообще мизерный процент россиян, и подавно.
Поговорили и об искусстве. О классическом искусстве что СССР, что России – ни слова. Зато ведущий превозносил художников-диссидентов и всяких неформалов. Участница «бульдозерной» выставки поделилась, что именно там и тогда начала всходить та свобода, которая достигла высот при Горбачёве.
Оговорюсь сразу. Я категорически против бульдозеров как аргумента в споре об искусстве. Считаю, что вполне достаточно выставить на всеобщее обозрение всё то, что считают произведениями искусства всевозможные «неформалы» – и станет понятно, в какой мере они заслуживают внимания.
У произведений классической живописи всегда есть зрители. У «шедевров» всяких «-измов» люди не задерживаются.
Впрочем, это так, реплика, которую можно и проигнорировать.
А вот по поводу другого пассажа о свободе реплика уже показательная.
Диктор говорил о том, как при Горбачёве требовала свободы Литва, а камера показывала молодёжь с латвийскими флажками. Безграмотность американских СМИ вообще – притча во языцех.
Или вот ещё. Знаете, что означает памятник-монстр Петру на стрелке Москва-реки и Водоотводного канала?.. Это символ того, что Россия отказалась от коммунистической идеи и признала царское прошлое. Господи, где Кура, а где гора!..
Значительный фрагмент программы был посвящён творчеству Церетели. В частности, нам показали скульптурные изображения Лужкова и Путина, которые, изображения, судя по всему, ведущему не особо понравились. Там диктор много всякого наворотил, и такое ощущение, что местами он и сам не очень понимал, что хочет сказать. Впрочем, быть может, это перевод не смог передать какие-то языковые и смысловые нюансы. Да и ладно, в конце концов, общий смысл понятен.
Показали известное «Яблоко» Церетели. Внутри его – множество изображений сексуальной направленности. Например, дядечка с овечкой в самый-пресамый тот самый момент.
А ещё показали творение довольно молодого художника. Это стеклянные прозрачные трубки, спаянные в разных сочетаниях, ещё разные сосуды, в том числе в форме каких-то надписей – и всё это наполовину заполнено нефтью, и этот жидкий углеводород переливается, если эту конструкцию перевернуть. Такое вот искусство.
Тот художник оказался философом. Он предлагал понюхать нефть, и тогда в голове что-то происходит, и начинаешь понимать Россию. В переворачивании прозрачных конструкций он видит переворачивание мировоззрения.
И вот ещё какая логическая цепочка в его представлении. Нефть – это прошлое Земли. Потому когда нефть сгорает в двигателе, это мы сжигаем своё прошлое, и свою историю. Ни больше, ни меньше!
…Вот и всё, что автор рассказал об искусстве нашей страны.
Зато пришёл к выводу, что история России – это чередование подчинённости и бунта.
…Смотрел я всё это, слушал, и думал о том, что вот эта передача снята ведь не для того, чтобы показывать нам. Её показывают заморскому зрителю. И что он сможет почерпнуть из неё, какие знания о нашей стране?..
Я не хочу сказать, что в полном восторге от российского телевидения. Однако передачи, которые готовят наши авторы познавательных программ о других странах, дают действительно много интересного. Но за что ж так вот Россию превращать в такое убожество, которое мы увидели в описанной передаче?..
Впрочем, она, эта программа, характеризует не столько нас с вами, сколько её создателей. Вот только оценить это мы имеем возможность, а американские зрители, как я понял, просто обречены на такой вот тухлый продукт.
К записи "Россия глазами западного обозревателя" пока нет комментариев