Музеи Санкт-Петербурга
МУЗЕЙ ВМФ
(Часть 2)
Рождение флота
(Продолжение. Начало: http://starodymov.ru/?p=29746 )
…Впрочем, похоже, я скакнул немного вперёд, забежав, как говорится, не то поперед батьки, не то впереди паровоза… А потому – немного ретируюсь…
Как ни суди, а Россия в исторической ретроспективе – держава изначально всё же сухопутная. Даже выход ещё в Средневековье новгородцев к Студёному океану (см.: http://starodymov.ru/?p=25141 ), даже выход Ивана Грозного к Каспийскому морю (см.: http://starodymov.ru/?p=22706 ), даже построенный при Алексее Михайловиче «Орёл» (см.: http://starodymov.ru/?p=26933 ) не сделали её державой морской.
И вот право: диву даёшься, откуда ж у юного Петра вдруг прорезалась такая тяга к морю, к заморским странам?.. Даже его потешное войско ещё как-то объяснимо: дети во все времена любили играть в солдатики, а тут – возможность играть в солдатики всамделишные!.. (см.: http://starodymov.ru/?p=11366 )
Но вот ведь прорезалась любовь к морю, родилось откуда-то стремление к неведомому. Быть может, ловкий честолюбец Франц Лефорт (см.: http://starodymov.ru/?p=29097 ) и ветреная Анна Монс (см.: http://starodymov.ru/?p=16135 ) поспособствовали этому?..
Как бы то ни было, а только с молодости Пётр заболел морем. И водные прогулки его – что на подмосковных озёрах, что в Переяславле-Залесском… Где только Петровские ботики ни плавали-ходили под парусами!..
И вот макет такого стоит и в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.
И вообще в Музее личности Петра уделено немало внимания. Да и вполне закономерно, в общем-то!
…Говоря об исторических личностях, мы, как правило, оцениваем их статично, как нечто однозначно сформировавшееся, без динамики развития, рассматриваем их деятельность как последовательное движение к конкретной цели, при котором каждое последующее действие является продолжением предыдущего. Соответственно, и отдельные шаги подгоняем под конечный результат.
Но вот если попытаться оценить самого себя: а таким ли я, пишущий эти строки, был десять лет назад?.. И жизнь вокруг изменилась, и я сам на многие вещи стал смотреть по-другому.
А ты, мой друг?.. Совершишь ли ты сегодня то действие, которое совершил вчера (или десять лет назад)?..
Меняется жизнь, меняется человек… В одну реку дважды не войти… (см.: http://starodymov.ru/?p=557 )
А чем известные исторические персонажи отличаются от нас?.. Да, жизнь протекала не столь динамично, однако ж и она менялась, и политика, и международная обстановка… Обязанность государя – на эти вызовы реагировать, и свою деятельность в соответствии с ними корректировать.
Сейчас речь идёт о Петре и его времени. И о деятельности Петра в том конкретном мире – в динамике изменчивости мира, и в динамике развития самой личности русского государя.
Карл Шведский (см.: http://starodymov.ru/?p=25801 ), Август Саксонский (см.: http://starodymov.ru/?p=25770 ), Мазепа Запорожский (см.: http://starodymov.ru/?p=28098 ), многочисленные Гереи Крымские, Мустафа II и Ахмед III Османские, Солтан Хусейн Персидский – и далее по абрису страны… Да плюс властолюбивая сестричка Софья ( см.: http://starodymov.ru/?p=14516 ), боярская оппозиция, стрелецкие бунты (см.: http://starodymov.ru/?p=252 ), Кондратий Булавин (см.: http://starodymov.ru/?p=27340 )…
Что ж удивительного, что в разные отрезки царствования Пётр Алексеевич и действовал по-разному. Что сегодня ему виделось единственно-правильным, завтра нередко оказывалось лишённым смысла. И наоборот, понятно.
Взять, например, флот, построенный в Воронеже и на других верфях Дона. (см.: http://starodymov.ru/?p=23486 ) Известно, что он сгинул, по сути, бесполезно. Достаточно сказать, что из тысячи построенных здесь судов различных классов вышли в Азовское море и смогли принять участие в боевых действиях только 9 – и это не опечатка: именно девять из тысячи! Сколько леса извели, сколько денег потратили, сколько сил людских… Да и жизней – чего уж тут душой кривить!..
Следствием совершённой ошибки стало то, что Пётр понял: следует переориентироваться с южного направления на Балтику.
И вот уже рубятся просеки, чтобы волоком перетащить боевые суда из Белого моря в Онежское озеро, чтобы они могли принять участие в борьбе за Неву. (см.: http://starodymov.ru/?p=25287 )
Нева – река парадоксальная. Длина её – всего ничего, ста километров нет. А только известна на весь свет – именно благодаря гению Петра и несказанной красе рождённого им города. И сколько кровушки в её воды пролилось в многочисленных войнах и отдельных стычках по её берегам!..
Когда говорят о том, что это вот, земли, исторически принадлежавшие такому-то княжеству, я усмехаюсь или досадую – в зависимости от ситуации. На протяжении веков у каждого клочка земной территории поменялось столько хозяев (насколько, понятно, вообще у земли может быть хозяин)!..
Так и Нева – в разное время проживали вдоль неё разные народы. И всегда за неё шла жестокая борьба (см.: http://starodymov.ru/?p=237 ). Причина проста: Нева – единственная водная артерия, которая связывает целый огромный регион (от Ильмень-озера до Онежско-Ладожского приозерья) с морем, а посредством его и со всем миром. Кто Неву контролирует, тот и пенки снимает с торговых караванов, идущих по ней; да и геополитику в регионе выстраивает он же (о том же: http://starodymov.ru/?p=25201 ). Понятно, что нынче технократическое развитие цивилизации описанную ситуацию в значительной степени подкоррективало, но до недавнего времени она оставалась именно таковой.
Вот и решил Пётр отбить Неву у шведов, прорубить – уж более наглядного образа всё равно не придумаешь – окно в Европу. Сколько-то судов переволокли из Белого моря, сколько-то затем построили в Лодейном Поле… Отбили старинную русскую крепость Орешек, переименовав заморским словом в Шлиссельбург (посчастливилось мне побывать в этой крепости, да вот не собрался рассказать об этом: http://starodymov.ru/?p=10431 )… Потом и Ниеншанц отбили (см.: http://starodymov.ru/?p=19291 )… Заложили на Заячьем острове крепость… И первую морскую победу над теми же шведами одержали (см.: http://starodymov.ru/?p=14757 )…
Обо всём этом подробно рассказывает Музей и его сотрудники.
…Что три столетия назад представляла собой территория, на которой сегодня раскинулся красавец Петербург?.. Болото! Однако именно владение болотистыми берегами низовьев Невы обеспечивало Российскому царству выход к Балтике. И началось строительство…
Только собственно строительство города – не тема данных записок; оставим их на потом.
Заложили Петропавловскую крепость – о ней ещё как-то пойдёт речь. А параллельно начали строить корабли – первые боевые суда уже истинно регулярного военно-морского флота. Уже с учётом ошибок, допущенных в Воронеже… Для этого возвели адмиралтейские верфи.
Первые суда строили так. Я не зал об этом, об этом рассказали наши провожатые по Музею – Александр Николаевич и Михаил.
На берегу Невы стоял ангар. В нём прямо на дощатом полу расчерчивали разметку. И по этой разметке начинали выстраивать шпангоуты, и обшивать их тёсом… Того ангара, понятно, не сохранилось, но на макете его показывают…
Впрочем, это уж точно нужно увидеть, об этом не расскажешь.
Подводя итог данному разделу записок, приведу цифирь. На момент ухода из жизни Петра Балтийский флот насчитывал полсотни боевых кораблей, семьдесят галер и до трёх сотен различных судов других классов.
То есть Музею есть что рассказать и что показать о том периоде!
Пётр также уделял большое внимание созданию системы каналов для облегчения судоходства. В частности, он поручил этим заниматься Миниху (из книги: http://starodymov.ru/?p=30257 )