«КРАСНЫЕ ВОРОТА» СТАРОЙ МОСКВЫ

Продолжаем знакомство с Москвой по замечательному календарю

Уже который месяц подряд каждую подобную публикацию приходится начинать одними и теми же словами. Я очень люблю красивые и познавательные настенные календари. И в этом году нам подарили таковой – вовсе уж замечательный. В нём собраны репродукции картин с видами Москвы XVIII-XIX веков. Соответственно, всякий раз переворачивая первого числа наступающего месяца страницу, видишь кусочек столицы примерно двухсотлетней давности – и либо узнаёшь в нём хоть что-то, либо не узнаёшь вообще ничего. (Об этом: http://starodymov.ru/?p=25609 )

К тому же благодаря данному календарю я узнал, сколько иностранных художников, оказывается, специально приезжало в Первопрестольную, чтобы запечатлеть виды её для потомков.

И вот – очередной месяц, октябрь. На него выпало полотно Жана Батиста Арну «Вид Красных ворот в Москве».

Знаете, если бы не подпись, я бы вообще не понял, что за сооружение изображено на картине. Ворота, больше похожие на триумфальную арку, действительно красного цвета. Неузнаваемые дома на втором плане… Церкви обочь – могу предполагать, но не смею утверждать, какие именно.

И только подпись разъясняет, что именно отобразил художник.

Насколько я понимаю, сами Красные ворота в приснопамятные времена располагались примерно на проезжей части нынешнего Садового кольца, напротив арки входа на станцию метро с тем же названием. Некогда те самые Красные ворота являлись составной частью протянувшейся здесь стены Скородома. А когда стену разобрали, а вал срыли, попутно заровняв ров, ворота остались, выполняя в первую очередь декоративную функцию.

Знаете, друзья мои, умом я могу понять градоустроителей, которые принимают решение о сносе того или иного старинного сооружения. Ведь и в самом деле: город растёт, улицы нужно расширять, новые дома строить… А тут – то стена Китай-города стискивает пространство, то Сухаревская башня мешает проезду, то вот Красные ворота торчат одиноким зубом!.. Ну кому они нужны!..

И инициировали этот процесс сноса старых московских построек не большевики даже – он начался ещё с Елизаветы, а то и раньше. (Например: http://starodymov.ru/?p=11943 )

Но то – умом. А вот сердцем, душой… Скольких красот лишились мы по единственной причине, что то или иное сооружение показалось лишним некому правителю или человеку, уполномоченному принимать решения, сколько источников исторической информации загублено безвозвратно!..

Все мы знаем, что императрица Екатерина Великая (о ней: http://starodymov.ru/?p=311 ) хотела снести Кремль – просто не успела. Все мы помним легенду о спасении Собора Василия Блаженного – якобы ведущий на тот момент архитектор-историк заявил, что если этот шедевр зодчества попытаются взрывать, то взорвут вместе с ним; якобы это заявление остановило тогдашних наших руководителей (немного об этом: http://starodymov.ru/?p=25141 ). А ещё вспоминается история о том, что одна-единственная реплика уберегла от разрушения великолепный храм в центре города Мышкин (о Мышкине: http://starodymov.ru/?p=10834 ). Когда обсуждался вопрос о том, чтобы взорвать церковь, некий член комиссии (видать, умницей был!) заметил, что для вывоза образовавшегося мусора потребуется очень много транспорта, а потому, мол, рачительнее станет приспособить имеющееся строение для текущих нужд. И стоит этот возрождённый храм сегодня над Волгой, сияет золотом куполов…

А вот за Красные ворота, изображённые на картине, судя по факту, не нашлось кому вступиться.

Москва, как известно, не сразу строилась. Росла она, расширялась, а потом отгораживалась от внешней угрозы очередной стеной. Кремль, потом Китай-город, потом Белый город (о строительстве этой стены: http://starodymov.ru/?p=3689 )… Однако в какой-то момент тесно ей стало в тисках нынешнего десятикилометрового Бульварного кольца.

Во второй половине XVI столетия главным источником постоянной угрозы для Москвы являлось Крымское ханство. После очередного набега на столицу царства Борис Годунов (о нём: http://starodymov.ru/?p=16461 ) и принял решение о строительстве ещё одного пояса защиты Москвы. И в результате всего за два года, 1598-1599-е, вокруг города протянулась деревянная стена по насыпному валу. Назвали стену Скородом – мол, быстро построена (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=19538 ). По правилам фортификационного искусства на определённом расстоянии друг от друга располагались башни. Сколько-то глухих, а на направлениях главнейших исходящих из столицы дорог – проезжие. В годы Смутных времён стена оказалась сильно порушенной, и впоследствии её восстановили, отодвинув дальше от центра, примерно на нынешний контур Садового кольца.

Насколько помнится, последний раз стену ремонтировали и подновляли в период Северной войны, когда существовала угроза, что в Москву может припожаловать Карл XII (ещё об этом: http://starodymov.ru/?p=24779 ).

Однако со временем, постепенно вал и стена утратили оборонное значение, и в конце концов было принято решение снести их вовсе. Вдоль образовавшейся кольцевой дороги были разбиты сады, что и дало название ей. Однако некоторые названия на её протяжении кое-где сохранились с былых времён.

Как, например, те же Красные ворота.

«Красные», как знает каждый у нас – значит «Красивые».

Отсюда начиналась дорога к Красному селу, которое располагалось на берегу Красного пруда.

Друзья мои, мы привыкли смотреть на карту Москвы глазами современного человека. Это естественно. Однако ведь не всегда всё существовало так, как мы видим сейчас. Вытекавшая из арки Красных ворот Скородома трасса не ныряла, как сейчас, под мост Московской кольцевой железной дороги, не растекалась в исполинскую площадь Трёх вокзалов… Вовсе нет! Примерно на месте нынешней Комсомольской площади располагалось Красное село, в котором обосновались в основном московские ювелиры (о нём: http://starodymov.ru/?p=17891 ). А пруд тут был поистине Красный – по свидетельствам современников, самый красивый пруд на всю округу. На его берегу на Ивана-Купалу собирались сторонники старинного культа, занимались волхованием, и с ними веками безуспешно боролась Церковь – вплоть до того, как пруд засыпали для удовлетворения разбухавших аппетитов разраставшейся Москвы.

Далее тракт вёл в Сокольники – любимые охотничьи угодья царя Алексея Михайловича, автора знаменитого изречения «Делу – время, но и потехе – час». (Ещё об этом царе: http://starodymov.ru/?p=24956 ). Там же поблизости располагались и царские пасеки – мёда Кремль в те времена потреблял много… Ну и далее, далее на восток царства…

А ещё отсюда же, из Красного села, ответвлялась дорога, которая вела в Немецкую слободу. К тому же тут же располагалась последняя перед Москвой ямская станция для всех, кто ехал в столицу с востока.

И отсюда же, с Красного села, началось восстание против Фёдора Годунова в поддержку Лжедмитрия в 1605 году. Отсюда отряд повстанцев вошёл в Москву через Красные ворота, захваченные к тому времени сторонниками Самозванца – правда, скорее всего, перестроенные.

Вот эти-то ворота и изображены на картине.

Автор её – Жан Батист Арну. Годы жизни художника – 1788-1856. И это всё, что я смог о нём узнать.

Удивительно, но едва не каждый месяц я сталкиваюсь с этой загвоздкой: в интернете очень мало сведений о живописцах, которые писали старую Москву. Скажете, что я не умею искать?.. Ну пусть даже и так. Не нашёл с наскоку, так и дальше искать не стал. Узнал только, что Арну писал не только Москву, он путешествовал и в других странах, и его творческое наследие довольно богато. Например, имеются в нём картины Лондона, и вообще Англии.

Вот кое-что, совсем навскидку, что я вспомнил, глядя на картину, помещённую на октябрьской странице календаря. Ну а об Арну и хотел бы поведать что-то подробнее, да вот не нашёл.

Какая же это замечательная сфера знаний человечества – история в целом, и история культуры в частности!

Всем – доброго октября, друзья мои! И пусть перед каждым распахнутся Красные ворота, ведущие в прекрасные дали!