АПРЕЛЬ-2019 В ТЕАТРАЛЬНЫХ ЮБИЛЕЯХ

Поскольку текущий год в России объявлен Годом театра, я решил, как уже извещал, и ежемесячные обзоры посвятить данной теме (например: http://starodymov.ru/?p=28761 ). Традиционно опираюсь на сайт www.calend.ru , опять же, традиционно принимаю только полностью «круглые» даты… А также, пользуясь своим правом принимать любые допущения, вместе с датами театральными и вообще сценическими, принимаю даты, связанные с кино.

Итак…

Начнём с Первого апреля, с Международного дня смеха. (см.: http://starodymov.ru/?p=9135 )

Согласимся, что театр без смеха – это нонсенс! Даже в самой грустной постановке всегда найдётся повод для улыбки – пусть и грустной, пусть и сквозь слёзы (см. например: http://starodymov.ru/?p=8262 ). И даже если кто-то вспомнит спектакль, в котором не увидел ни единого повода для той же улыбки, даже это ни о чём не говорит – таковых всё равно куда меньше.

А случается и иное: когда смех звучит в моменты, в то время как другие зрители разве что не плачут (см.: http://starodymov.ru/?p=26427 )…

Я люблю серьёзный театр. Однако не отрицаю и весёлого – главное только, на мой вкус, чтобы постановка не скатилась в пошлый и примитивный балаган. Но это уже зависит от режиссёра…

Лучшая комедия, которую я видел на сцене, это «Сирано де Бержерак» в ныне разрушенном «Сатириконе». Ну а те комедии, которые не понравились, сегодня вспоминать не стану.

Ну и, коль вспомнилось… Я ещё мальчишкой в Киевском дворце «Украина» видел оперетту с самой великой Татьяной Шмыгой (ежели мне не изменяет склероз, это был «Девичий переполох»). У неё юбилей прошёл 31 декабря минувшего года, то есть за день до даты, с которой начались мои театральные обозрения. А так бы хотелось поговорить о ней!..

Однако ж пошли дальше.

5 апреля исполняется 30 лет со дня первого выступления женского «Вивальди-оркестра». Признаться, увидев данную информацию, не понял даже, о чём речь. Посмотрел в Википедии.  Согласился, что и в самом деле заслуженный коллектив. В репертуаре оркестра – более тысячи произведений отечественных и зарубежных авторов, в основном классического жанра. И отзывы специалистов об исполнительском мастерстве «Вивальди-оркестра» очень хвалебные…

Ну что ж, от души желаю коллективу новых творческих удач.

К слову, основательница и бессменный руководитель коллектива – выдающаяся скрипачка, Народная артистка России Светлана Безродная. Насколько много в судьбе любого коллектива зависит от его руководителя. Сколько примеров можно привести того, как именно бестолковое руководство на корню губит самые благие начинания! (Хотя бы вот пример: http://starodymov.ru/?p=29032 )

8 апреля – День российской анимации. Да-да, понимаю, что уж что-то, а мультики к сцене вовсе не имеют никакого отношения. Разве что какие-то пьесы находят отражения и в анимационных фильмах… Но прекрасный ведь вид искусства, разве не так?..

Только пара реплик в связи с этим. Наверное, не все заметили грандиозный скандал, который разразился в мартовские праздники в сети отечественного кинопроката. Так получилось, что на микро-каникулы, сформировавшиеся вокруг Международного женского дня (см.: http://starodymov.ru/?p=29186 ), пришлось сразу две премьеры анимационных фильмов – нашего и иностранного. Вернее, должны были прийтись – вместо ожидавшихся премьер случился вышеупомянутый скандал. Министерство культуры приказало устроить премьеру отечественного мультика, а кинопрокат желал продвинуть произведение иностранное, рассчитывая поиметь больше «бабла» именно с него… В результате конфликта, как водится, пострадали простые зрители, ставшие заложниками ситуации.

На мой взгляд, в данной ситуации недобрых слов заслуживают обе эти структуры. Неужто нельзя было договориться, и найти какой-то компромисс?.. А то Минкультуры пошло по пути диктата, а прокат ради сиюминутной прибыли готов отечественного производителя вообще удушить (ещё Маркс (см.: http://starodymov.ru/?p=26905 ) подметил, что капиталист ради прибыли перешагнёт через что угодно)…

Ну и ещё забавляет факт, что в мульт-сериале про Машу и Медведя (см.: http://starodymov.ru/?p=28875 ) недоброжелатели углядели путинскую пропаганду. Хотя… Сам-то я не читал нигде ничего подобного – только в наших комментариях! Может, это наши политтехнологи выдумали?..

А вот с мнением о бесконфликтности современных анимационных детских лент, наверное, можно согласиться. Зрелищность – да, класс; а вот моральной или философской изюминки…

Впрочем, вернёмся к театру.

Друзья мои, а знаете, кто первым сыграл на сцене бессмертного Остапа Ибрагимовича?.. Не поверите – я и сам не знал! Евгений Весник! И исполнил он роль Великого комбинатора более шести сотен раз! (см.: http://starodymov.ru/?p=25762 )

Мне посчастливилось принимать участие в творческой встрече с этим совершенно замечательным человеком. Да-да, я в данный момент подчёркиваю именно то, что Евгений Яковлевич остался в моей памяти как замечательный человек. Он ушёл из жизни десять лет назад, 10 апреля 2009 года.

Году примерно в 1996-м, я тогда служил в редакции газеты «Красная звезда» (см.: http://starodymov.ru/?p=2151 ), у нас и состоялась эта встреча. До того момента актёра Весника я знал только по кинофильмам – насколько помнится, впервые я обратил на него внимание в фильме «Трембита». И тут вдруг открылось, насколько это высокообразованный, высококультурный, эрудированный, грамотный человек. В те времена многие, в первую очередь гражданские представители творческих профессий, срочно перекрашивались в идеологические цвета непривычного ещё триколора, почём зря клеймили СССР и открещивались от советского прошлого. Слово «патриот» звучало ругательством – все вдруг стали либералами и ярыми сторонниками «европейских ценностей».

На этом фоне Евгений Яковлевич выглядел именно так, каким и хотелось видеть отечественного интеллигента. Он говорил о патриотизме, о грамотности, о русской речи, о необходимости бережного отношения к родному языку… С тех пор он обрёл для меня плоть и душу.

И когда десять лет назад он ушёл из жизни, я едва не физически почувствовал, что отечественная культура стала беднее.

На этой высокой ноте можно бы и завершить разговор об этом человеке. Однако хочется рассказать о показательном происшествии, связанным с той давней встречей. Дело в том, что публикация о ней вышла в газете с ошибкой: в фамилии Весник появилась буква «т».

В связи с этим вспоминается курьёз, о котором рассказал мне когда-то мой добрый друг Сергей Прыганов (см.: http://starodymov.ru/?p=12322 ). Он подготовил публикацию о гарнизонном оркестре – а в отдалённых гарнизонах иногда появлялись замечательные творческие коллективы. Отправил материал в редакцию газеты Туркестанского военного округа «Фрунзевец» (см.: http://starodymov.ru/?p=2078 ), и особо приписал, что в тексте упоминаются музыкальные инструменты корнет и туба (а не кларнет и труба). Готовивший и сопровождавший публикацию сотрудник редакции проследил правильность до самого последнего момента – он самолично сделал завершающую вычитку текста… А наутро газета вышла в исправленном в неправильность виде. Кто конкретно после всех подписей и согласований решил внести исправления в названия инструментов, выяснить так и не удалось (хотя, допускаю, что не особо и старались – зачем шум поднимать…).

Нечто подобное случилось и тут. Руководство отдела культуры вычитало-проследило правильность написания фамилии до самой типографии, и там уже кто-то проявил бдительность и вставил злосчастную букву. Фамилия исказилась, а Евгений Яковлевич к своей фамилии относился трепетно – и я его прекрасно понимаю: каждый человек своей фамилией обязан гордиться (см. по этому поводу: http://starodymov.ru/?p=28685 ).

11 апреля 1979 года умер ещё один замечательнейший наш актёр, Леонид Быков. Мы его помним по многим картинам, но в первую очередь, конечно, в роли Маэстро. Впрочем, и не только: и в роли Максима Перепелицы он хорош, и Виктора Святкина, и Лёшки Акишина…

Удивительно, но Леонид предвидел свою смерть! За несколько дней до автокатастрофы, в которой он погиб, написал нечто вроде завещания – обращения к своим друзьям на случай кончины. Хотя вроде как ничего не предвещали трагедии – Быков работал над фильмом по собственному сценарию, так что искать смерти (а такая версия тоже выдвигалась) не мог…

Вечная и добрая ему память – актёру, режиссёру и сценаристу, лишь в малой степени реализовавшему свой несомненный талант!

12 апреля 1949 года родился Юрий Куклачёв – актёр и дрессировщик, которого знают, наверное, в нашей стране абсолютно все. До такой степени уметь находить общий язык с кошками – независимыми животными, которые, как известно, предпочитают ходить исключительно сами по себе (см.: http://starodymov.ru/?p=23833 ), до него не удавалось никому.

Мне с Юрием довелось пообщаться, хотя и накоротке, лишь единожды, на церемонии награждения победителей Международного литературного конкурса «Золотое перо Руси» (см.: http://starodymov.ru/?p=23500 ). Он автор десятка книг, разумеется, о кошках и о том, как выстраивать с ними отношения.

Ну а 15 апреля того же 1949 года родилась наша Примадонна – Алла Пугачёва.

Право, о ней, барахтающейся в характерной для нынешней богемы мутной пене склок, сплетен, слухов и какой-то нездоровой суеты, я бы и упоминать не стал. Однако в её творческой биографии имеется фильм «Женщина, которая поёт». Эта картина в своё время стала подлинным явлением в культурной жизни нашей страны. Помню, как я – молодой и влюблённый лейтенант – покупал для жены у спекулянтов за три рубля пластинку-гигант с песнями из этого фильма…

Хочется вспомнить, что в какой-то период несколько наших выдающихся на тот момент актрис стали главными героинями в фильмах, снятых ради них. Вспомню только два из них: самый удачный – «Карнавал» с Ириной Муравьёвой (см.: http://starodymov.ru/?p=28933 ), и самый, на мой взгляд, неудачный – «Душа» с Софией Ротару (см.: http://starodymov.ru/?p=22514 ).

Ну и ещё – пользуясь случаем… Дочь Пугачёвой, Кристина Орбакайте, на мой взгляд, прекрасная актриса, которая не реализовала свой талант, принеся его в жертву более прибыльной эстраде…

23 апреля 1939 года родился Лев Прыгунов.

Вот знаете, друзья мои, я как-то не очень хорошо отношусь к людям, которые сделали успешную карьеру на идеологической волне в советские времена, а затем, когда политические ветры подули в другую сторону, то же советское прошлое принялись подобострастно охаивать. Конечно же, я понимаю, что все мы меняемся со временем, что взгляды и в самом деле также не могут оставаться неизменными… Всё так. И когда некая коррекция мировоззрения происходит – это нормально.

И всё же если был ты красным-красным, а потом вдруг, когда разрешили и это стало выгодным, начал в кумач сморкаться… Как-то это не то. Последовательные недруги-диссиденты вызывают как-то больше уважения, равно как и люди, оставшиеся даже в наше время советскими. Верность идеалам мне как-то симпатичнее, чем флюгерность…

Тот же самый Прыгунов. Кем мы его помним с молодости?.. Это несгибаемый революционер Виталий Бонивур (см.: http://starodymov.ru/?p=26569 ), это находчивый чекист из «Трактира на Пятницкой», это отважный милиционер в «Рождённая революцией» (см.: http://starodymov.ru/?p=24071 )… А переменился ветер, и он уже играет русских злодеев в американских антисоветских фильмах, он подобострастно отрабатывает гонорары, поливая фекалиями прошлое своей страны – то самое прошлое, повторюсь, на котором делал своё актёрское имя… Умом я понимаю: он вправе так поступать; душой эту правоту принять не могу.

Лев Прыгунов также проявил себя как поэт и художник…

26 апреля того же 1939 года родился замечательный актёр, однажды увидев которого, на мой взгляд, забыть просто невозможно. В первую очередь из-за пронзительного взгляда каких-то совершенно непостижимо выразительных глаз. Это Владислав Дворжецкий. Он снялся в 18 картинах. Однако запомнился в первую очередь как генерал Хлудов («Бег»: http://starodymov.ru/?p=28743 ), Ильин («Земля Санникова»: http://starodymov.ru/?p=28951 ), капитан Немо… А были ещё яркие роли в таких фильмах, как «Единственная дорога», «Возвращение «Святого Луки», «Солярис» (см.: http://starodymov.ru/?p=21692 )… Это те картины, которые я хорошо запомнил…

Удивительно, но Дворжецкий начинал творческую карьеру в театре и абсолютно не имел не то что успеха – его там элементарно не замечали. А в кино едва попал – и талант актёра раскрылся во всей полноте! Поистине, для того, чтобы дарования человека реализовались, нужно всего ничего – оказаться в нужный момент в нужном месте, да чтобы нашёлся некто, кто поддержал бы его на первых порах (об этом же: http://starodymov.ru/?p=29177 ).

Соответственно, когда я читаю или слышу о подобных судьбах, думаю и иное. А сколько ж у нас талантов, которые не раскрылись по причине, что не случилось в их судьбе описанное в предыдущем абзаце!

Зато по следующему герою данного обзора – совсем иная картина. Вернее, героине, конечно.

27 апреля 1959 года родилась Марина Левтова.

Удивительное дело!.. Я хорошо помню эту актрису (нелепо и трагически погибшую совсем молодой  уже почти два десятилетия назад) – её трогательный и милый облик… И просматривая список фильмов, в которых она снялась, увидел немало картин, которые хорошо помню… А вот запомнил Марину именно в роли – только в одной. Это Белогурочка в довольно посредственной картине «Подземелье ведьм». Ну, разве что ещё эпизодическая, но прекрасно сыгранная роль в «ТАСС уполномочен заявить» (см.: http://starodymov.ru/?p=24956 )… А вот в дилогии про юность Петра, в «Рафферти» (великолепная картина!), «Визит к Минотавру», в какой-то серии «Каменской», «Государственной границе» я её не помню вообще.

Бывает же!.. Актрису помню, а её роли – нет.

Ну и ещё одна печальная дата. Десять лет назад, 28 апреля 2009 года ушла из жизни замечательная балерина Екатерина Максимова. Я о ней не так давно рассказывал: http://starodymov.ru/?p=28933

Ниже приведён более полный список юбилеев. В нём указаны, дополнительно, юбиляры-иностранцы, но тут уж, кому интересно, может посмотреть их биографии самостоятельно.

Вспомним ещё, что 13 апреля будем праздновать День мецената и благотворителя. (Для примера: http://starodymov.ru/?p=11366 ). Из истории отечественной культуры мы знаем, сколь многим отечественный театр обязан людям, которые покровительствовали искусству.

Но это – отдельная тема для большого разговора.

АПРЕЛЬ ТЕАТРАЛЬНЫЙ

1 апреля – Международный день смеха

5 апреля 1989 года – первое выступление женского «Вивальди-оркестра»

7 апреля 1939 года – родился Френсис Коппола, американский кинодеятель

8 апреля – День российской анимации

10 апреля 2009 года – умер Евгений Весник, советский актёр

11 апреля 1979 года – умер Леонид Быков, советский актёр

12 апреля 1949 года – родился Юрий Куклачёв, советский и российский актёр и дрессировщик

13 апреля – День мецената и благотворителя в России

15 апреля 1949 года – родилась Алла Пугачёва, советская и российская актриса

16 апреля 1889 года – родился Чарли Чаплин, Великий Комик

18 апреля – Московский международный кинофестиваль

23 апреля 1939 года – родился Лев Прыгунов, советский и российский актёр

26 апреля 1879 года – родился Эрик Кэмпбелл, американский актёр

26 апреля 1939 года – родился Владислав Дворжецкий, советский актёр

27 апреля 1959 года – родилась Марина Левтова, советская и российская актриса

28 апреля 2009 года – умерла Екатерина Максимова, русская балерина