О ВОДНОМ ПУТИ С ЮГА НА СЕВЕР
Хочется поделиться с читателями рассказом о том, что самому интересно. А именно: о Мариинской водной системе, о Волго-Балтийском водном пути, о водохранилищах…
Человек издревле пользовался водными путями. Удобно, можно перевезти больше грузов при меньших усилиях и затратах… Однако и тут имелись проблемы: приходилось каким-то образом перебираться из бассейна одной реки в бассейн другой, а также пороги, водопады… http://starodymov.ru/?p=4737
Соответственно, человек с незапамятных времён начал строить плотины и рыть каналы. Иногда это позволяло преобразовать природу в лучшую сторону, а иногда наносило природе непоправимый урон. Скажем, Египет http://starodymov.ru/?p=11276 или Месопотамия благодаря гидротехническим сооружениям налились могуществом и богатством, а скифы, защищаясь от персов, на века превратили цветущее Нижнее Поднепровье в бесплодную Дикую степь http://starodymov.ru/?p=516 .
Когда в 1569 году объединённое турецко-крымскотатарское войско двинулось отбивать у России Астрахань, янычары попытались начать копать канал от Дона к Волге, чтобы по нему переправить тяжёлые осадные орудия. Удайся задуманное, страшно подумать, какой удар по экологии был бы нанесён!.. Ведь Дон протекает выше Волги, и вода его устремилась бы в рукотворное русло поить Каспий, и во что бы превратилась нынешняя Ростовская область?.. Однако сами же турки вскоре поняли невыполнимость задачи, и отказались от неё. http://starodymov.ru/?p=3479
Однако переберёмся на север.
Между Волжским бассейном и Балтийско-Беломорским тянется гряда возвышенностей. В общем-то, не слишком высокая, однако для судов непреодолимая – вполне естественно: водораздел потому так и называется, что служитпреградой между бассейнами! В стародавние времена чтобы попасть из Руси на Балтику, часть пути суда приходилось перетаскивать волоком; либо разгружать их и перевозить телегами… Таких путей имелось всего несколько. Например, через Вышний Волочёк, что на Тверце; со стороны Белого моря через Повенец, что на Онежском озере (вспомним легендарную «осудареву дорогу» Петра Великого); а также через Белое озеро на Вытегру…
Когда Россия окончательно закрепилась в устье Невы http://starodymov.ru/?p=307 , всё тот же Пётр принял решение о необходимости срочного строительства системы судоходных каналов, которые соединили бы Волгу и Балтику. Правда, осуществить задумку он не сумел. Не успел – нет сомнения, что поживи он дольше, система родилась бы почти на век раньше, и носила бы иное имя… Хотя… Если вспомнить Марию Кантемир… Быть может, тоже называлась бы Мариинской…
Но – не случилось!
За осуществление проекта взялся Павел http://starodymov.ru/?p=314 .
Поразительно! Согласно историческим свидетельствам, взаимоотношения между Павлом и его супругой императрицей Марией оставляли желать много лучшего. Однако именно супруге незадачливый государь доверил руководство всей благотворительностью страны, создав под эту идею целую общественную систему, которая со временем стала именоваться Мариинской http://starodymov.ru/?p=23486 . Именно её именем назвал и грандиозный проект по строительству описываемой системы каналов. Как известно, предавшие Павла супруга и сыновья http://starodymov.ru/?p=352 столь важное для страны дело продолжили.
Важнейшей частью Мариинской водной системы стал канал, соединивший речки Ковжа, впадающей в Белое озеро, и Вытегра, несущая свои воды в озеро Онежское http://starodymov.ru/?p=10772 . Задача канала – в следующем. По системе шлюзов судно постепенно, словно по ступенькам, поднимается на высоту, достаточную, чтобы преодолеть-таки возвышенность, а затем опускается в водоёмы бассейна, раскинувшегося по другую сторону водораздела. Как поднимается?.. Да очень просто: заходит судно в камеру, туда закачивается вода, поднимающая судно на нужный уровень, или же вода сливается, опуская его… Элементарно!
Очень просто и элементарно. В теории. А на практике?.. Да во времена, когда не умели использовать электричество! Ведь воду в камеру требовалось закачивать механически!.. Равно как и управлять створками…
Современный шлюз может поднять судно метров до двадцати. А то и больше – http://starodymov.ru/?p=15981 . В то время как шлюз XIX столетия – только на парочку саженей. Соответственно, если сегодня теплоходу, который следует из Рыбинска в Петербург, требуется преодолеть дюжину шлюзов, полтора века назад счёт их на протяжении того же отрезка пути вёлся на десятки и десятки. А это – время и удорожание продукции. Путь, который сегодня лайнер преодолевает за сутки-двое, раньше у грузовых барж отнимал до полугода. http://starodymov.ru/?p=19142
К тому же грандиозные озёра, встречающиеся на пути – Ладожское (самое больше в Европе), Онежское (второе по величине), Белое (седьмое), иной раз встречали караваны судов штормами, заставлявшими их пережидать непогоду. http://starodymov.ru/?p=848 Приходилось копать обходные каналы…
Остатки этих гидротехнических сооружений XIX столетия можно увидеть и сегодня. В низовьях речки Вытергы стоит указатель, обозначающий вход в канал. А в городке Вытегра в городском парке имеется прудик, являющийся частью некогда судоходной рукотворной реки.
Вот не поверите, друзья мои, когда я стоял на берегу этого обрубка былой пуповины, связывавшей воедино три величайших водных бассейна – Невско-Балтийский, Беломорский,Волжский, испытывал чувство, будто смотрю на древнего старика. Он вроде ещё жив, ещё глядит на нас выцветшими глазами… Однако по сути уже принадлежит не этому миру, а истории. Его жалко, только ведь и понимаешь, что практической пользы от его существования уже никакой. В этом прудике плодятся комары, в зарослях самозабвенно заливаются квакуши, в густых подводных зарослях нагуливают жирок ленивые карасики… А ему снятся времена, когда меж этих берегов протискивались дощаники, которые тянули бечевой дюжие бурлаки, наотрез отказывавшиеся впрячь вместо себя лошадей…
Каналы некогда построили, потом их постоянно дорабатывали-совершенствовали… В первую очередь сокращали количество шлюзов, стремясь к тому, чтобы каждый из них поднимал суда на возможно большую высоту. Развивалась система шлюзования…
Время в пути постепенно сокращалось… Но всё же не кардинально.
И вот за дело взялся Сталин…
Можно сколько угодно спорить и рассуждать о методах строительства. Невозможно оспорить важность результата!
Неправильно сказал… Находятся люди, которые обсуждают и осуждают как раз саму идею создания сети водохранилищ. И экологию де они нарушают, и вода цветёт, и рыбные угодья беднеют… http://starodymov.ru/?p=19758
В какой-то степени они правы, конечно… Но только ведь тот процесс, который называется техническим прогрессом – штука объективная. Мы бы все хотели жить на лоне девственной природы, но при этом пользоваться всеми благами цивилизации. Как это совместить?.. Я не знаю.
Москву сегодня называют «портом пяти морей» http://starodymov.ru/?p=10383 . Грузы по рекам легко и относительно недорого перебрасываются по Европейской части России с севера на юг… И всё это – благодаря каналам.
Так вот, новые каналы во многом повторяли путь всё той же Мариинской системы. Экскурсоводы рассказывали о том, что под днищем теплохода проплывали назад остатки старинных шлюзов и полушлюзов (строились, оказывается, и такие)…
Мне от всей души жаль тех людей, которые по приговору политической Системы в 30-е годы создавали Систему гидротехническую. В первую очередь людей, конечно же, неправедно осуждённых. Однако то, что они содеяли для нашей с ними Родины – достойный памятник их жертвам! http://starodymov.ru/?p=444 Всякий раз, проплывая этим путём, я непременно вспоминаю его строителей, и возношу им благодарность, мысленно проговариваю слова памяти. Пусть это хоть чуток согреет их души! Да и их косточки, упокоившиеся в местной болотистой земле. http://starodymov.ru/?p=25124
На мой взгляд, мы слишком часто забываем, что проживаем на этой земле, пользуясь благами, созданными и добытыми нашими предками. Приписываем себе заслуги в достижении неких целей, но при этом упускаем из вида, что живём и трудимся мы не на пустом месте, что у нас имеется под ногами надёжная платформа, построенная дедами-прадедами.
Вся эта сибаритствующая «золотая молодёжь», все эти обкормленные заморскими печеньками «инакомыслящие» http://starodymov.ru/?p=24483 , все эти пешеходные зажравшиеся футболёры http://starodymov.ru/?p=24788 , олигархи и чиновники с загребущими очами и лапами http://starodymov.ru/?p=24375 … Все они жируют только потому, что на протяжении веков наши предки строили державу, искали и находили её богатства, прокладывали пусти, в данном случае – водные… http://starodymov.ru/?p=20070 Они, хапуги, обирают не только казну и нас – они паразитируют на наследии, оставленном ушедшими поколениями!
Впрочем, это тема для отдельного разговора.
При дальнейшем рассказе о нашем путешествии я ещё не раз обращусь к обозначенной в данном разделе теме. Но сейчас мне очень хотелось рассказать о том, что узнал сам. Делиться, на мой взгляд, нужно не только краюшкой хлеба или улыбкой – знаниями тоже.
К записи "Круиз-2017. Часть 4. О Волго-Балтийском водном пути. О Мариинской системе. И вообще о рукотворных каналах" пока нет комментариев