История предупреждает:

март опасен для здоровья политиков

Николай СТАРОДЫМОВ

К приведенным ниже фактам можно относиться по-разному. Однако от этого данная закономерность не прекращает своего существования. Нет, пожалуй, в истории России месяца, равного марту, по количеству смертей политических деятелей первой величины, причем, смертей, повлекших за собой столь разительные политические последствия. Вот лишь некоторые из людей, покинувших наш мир в марте: Иван Грозный, Павел I, Александр II, Николай II (его отречение от престола – по сути, политическая смерть), Сталин… Внушительный, не так ли?.. И это – только наиболее известные люди, на самом деле список можно продолжить! После каждого такого события политический курс страны совершал более или менее крутой поворот, приводил к последствиям, о которых современники даже не помышляли.

Как принято считать, слов «царь» произошло от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Если историки правильно подсчитали, свою предсмертную фразу «И ты, Брут…» он успел произнести 15 марта 44 года до н.э. Не это ли стало первопричиной того, что этот месяц стал опасным для правителей государства, принявшего на себя имя Третьего Рима?..

Смерть Ивана Грозного стала предвестником Смутного времени. Он скончался 18 марта 1584 года, оставив разоренную опричниной и войнами страну, на престоле которой восседал его сын, не способный к самостоятельному управлению государством. Последствия данного обстоятельства не заставили себя долго ждать – на страну, подобно стае волков на тяжело больного медведя, навалились напасти. Калейдоскоп царей на российском престоле, череда Лжедмитриев, выводок других самозванных претендентов на должность государя, крестьянские бунты, дезертирство стрельцов, выступления казачьей вольницы, боярская грызня, предательства – закономерное последствие эпохи правления Иоанна Васильевича. Счастье еще, что здоровые силы народа сумели объединиться под руководством подлинных патриотов страны, и кризис был преодолен, государство спасено от распада и расчленения соседями.

Убийство Павла I, которое произошло 11 марта 1801 года, также привело к ряду изменений во внутренней и внешней политике государства. Павел Петрович просидел на престоле всего пять лет, но сумел оставить о себе память как о взбалмошном и сумасбродном человеке. Настолько сумасбродном, что мы, потомки, даже закрываем глаза на тот факт, что его убийство санкционировал родной сын Павла – будущий император Александр I. Между тем, факты говорят, что такая оценка не совсем справедлива. Кто-то называл Павла Петровича «романтиком на троне». Он и в самом деле хотел, чтобы в стране все было хорошо, чтобы все были счастливы, чтобы все без принуждения добросовестно выполняли свои обязанности – достаточно сказать, что именно с его подачи система благотворительности в России неизменно находилась под патронажем непосредственно императриц. Вот только как добиться такого положения дел, не знал – с малолетства напрочь отстраненный своей матерью, Екатериной II, от государственных дел, Павел, став императором, по сути, продолжал играть в солдатики со всей Россией, как это делал со своим «потешным» двором в Гатчине, будучи наследником престола. Объективно говоря, его сын Александр и в самом деле более подходил на роль государя; хотя это, конечно, не может служить оправданием отцеубийства.

Ровно восемьдесят лет спустя, 1 марта 1881 года был убит внук Павла, Александр II, которому история оказала честь именоваться Освободителем. Принято считать, что на Александра Николаевича было совершено восемь покушений. Признаться, такое настойчивое стремление террористов уничтожить этого царя не совсем понятно. Не так много было в истории нашего государства  правителей, которые бы сделали для народа так много, как Александр II. Он значительно повысил авторитет России на международной арене, пошатнувшийся после поражения в Крымской войне; сделал вывод из Севастопольской трагедии и провел перевооружение армии; освободил от крепостной зависимости крестьян; готовил коренную реформу государственного управления; поддерживал начинания в сфере развития промышленности в стране; значительно расширил пределы империи в Средней Азии; закончил войну на Кавказе, пленив Шамиля; ну а апофеозом его деятельности стал освободительный поход на Балканы… По одной из версий, охота на Александра инспирировалась из-за границы деструктивными силами, которые не были заинтересованы в усилении России. Возможно, и так. В любом случае, его сын, Александр III, подзакрутил гайки, подавил в стране терроризм, безо всяких войн добился положения, когда в Европе ни одно серьезное решение не принималось без учета интересов России.

Об отречении от престола Николая II, которое произошло 2 марта 1917 года,  в последнее время говорится немало. Что последовало в последующем, хорошо известно – две революции, Гражданская война, взаимный террор… Ну и так далее. Останавливаться на этих событиях не будем. Хочется заметить только, что отречение от престола Николая Александровича не следует считать исключительно результатом объективного хода истории – Ники (заметим к слову, что трудно представить себе по-настоящему сильного человека, который бы позволил к себе так обращаться) сам сделал все, чтобы быстренько промотать все политическое и моральное наследство, которое досталось ему от отца. О гибельности проводимой им политики  Николая II предупреждали – в частности, это сделал в ноябре 1916 года его двоюродный дядя, Великий князь Николай Михайлович, за что был сослан в свое имение в Херсонскую губернию. В марте все того же 1917 года Николай Михайлович уведомил Александра Керенского о том, что прилагает к усилию к тому, чтобы все претенденты на российский престол отказались от подобных притязаний – очевидно, таким образом он пытался предотвратить гражданскую войну, вероятность которой предвидеть было совсем нетрудно. (К теме этот факт отношения не имеет, а потому отметим только, что замечательный историк и искусствовед, Николай Михайлович был расстрелян в Петропавловской крепости 29 января 1919 года; на просьбу о его помиловании Ленин ответил Горькому: «Революция не нуждается в историках…»). В результате отречения царя, в первых числах марта из Бутырской тюрьмы были освобождены сидевшие там Феликс Дзержинский и Нестор Махно…

Об обстоятельствах смерти Иосифа Виссарионовича Сталина споры продолжаются до сих пор. Куда для нас важнее, что и здесь эта смерть стала вехой, ознаменовавшей окончание целой эпохи в жизни страны. Уже через два дня после официальной даты смерти Сталина Лаврентий Берия объединил министерства внутренних дел и государственной безопасности в единое МВД – среди птенцов «сталинского гнезда» началась борьба за власть, которая закончилась восхождением к власти Никиты Хрущева, осуждению «культа личности», «оттепелью» и постепенному сползанию к «застою».

И это – далеко не полный список «историеобразующих» смертей, приходящихся на март. А вот – коротко – еще несколько, не столь, быть может, известных.

20 марта 1440 года в Трокский замок в возах с сеном проникли заговорщики, которые убили Великого князя Литовского и Русского Сигизмунда Кейстутовича. Это событие привело к дроблению княжества, усилению сепаратистских настроений в его уделах и стало одним из обстоятельств того, что Литва объединилась с Польшей, а не с Россией.

На 27 марта приходится два события, ставших трагедией для казачества – правда, разделены они значительным промежутком времени. В 1671 году в этот день схвачен преданный соратниками Стенька Разин – после этого поднятое им восстание было обречено на разгром; потом последовали массовые казни повстанцев. Ну а в 1920 году казнено несколько тысяч (по некоторым данным, до 35) казаков, которые воевали на стороне Белой армии.

Еще об одной смерти, пришедшейся на март, необходимо сказать. 5 марта 1946 года экс-премьер Великобритании Уинстон Черчилль произнес свою пресловутую речь в Фултоне. Эту речь можно смело назвать надгробной над союзничеством США, Англии и СССР, сложившемся в период борьбы с гитлеризмом. Начало «холодной войны»; раздел Германии на два государства, создание блоков НАТО и Варшавского договора, мировой раздел стран по принципу «наш – не наш» – всему этому положила начало речь в Фултоне.

…Вот такой он роковой для России – месяц март. Нет сомнения, что все перечисленные катаклизмы сосредоточились на столь узком секторе календаря случайно. Или это у народа сказывается некий авитаминоз, проявляющийся на излете холодов?