КРАСНОЯРСКАЯ ГЭС И БОБРОВЫЙ ЛОГ

Ну а после Дивногорска меня ожидали два сюрприза – пусть небольших, но всё же…

Ещё до поездки в Красноярск организаторы прислали мне программу мероприятий. Как я уже говорил, программа очень насыщенная…

Вот скажите, друзья мои, какая ассоциация в первую очередь возникает у россиянина, когда он слышит название Красноярск?.. Не ошибусь, если скажу, что у большинства этот город вспоминается в первую очередь в связи со знаменитой плотиной и гидроэлектростанцией. Побывать в Красноярске и не полюбоваться этим шедевром технической мысли, точнее рукотворном воплощении человеческой мысли – это неправильно! Между тем, программа этого не предусматривала.

Я попросил организаторов провезти меня к плотине. Просьбу мою выполнила как раз Ирина Козыревская, за что я ей ещё раз выражаю глубокую благодарность.

Плотину - слева вверху

Итак, проехали мы к плотине.

Говорят, раньше к гидроузлу разрешалось подъехать ближе. Сейчас «кирпич» повесили довольно далеко. Смотровой площадки никакой тут не организовали, на мой взгляд, очень напрасно

Наверное, будь побольше времени, можно было бы решить вопрос с охраной и подъехать поближе. А то и на саму плотину подняться… (Что и помечтать нельзя?..). Но времени не было. А пешком идти далеко. Так что полюбовался я открывшимся видом со значительного расстояния.

Плотина за моей спиной

Плотина впечатляет – высоченная бетонная стена, на которую с той стороны давят миллионы тонн воды. И как представишь себе, что вот стоишь у кромки реки, а с той стороны уровень воды вон там, высоко-высоко!.. И жутковато, не верится, и восхищение мастерством рук человеческих…

Мне иногда приходится разговаривать, а чаще слышать разговоры о вреде электростанций. В том же Красноярске убеждены, что именно зеркала водохранилищ нарушают климат края. Михаил Стрельцов привёл такой пример: раньше Енисей зимой замерзал выше города, а сейчас кромка замерзания сдвинулась ниже по течению. Наглядный пример.

Так вот, наверное, в сетованиях по поводу взаимосвязи ГЭС и климата и в самом деле есть резон. Но только как же быть иначе?.. Электричество – это тепло, это свет, это промышленность. Его нужно добывать, производить. Но как? И атом, и ТЭЦ, и ГЭС имеют свои негативные факторы. Если человек когда сумеет получать энергию из солнечного света в достаточном количестве, быть может тогда можно будет уничтожить все электростанции и вплотную озаботиться экологией, поставить её во главу угла наших предпочтений. Понятно, что экологию нарушают не только электростанции, просто сейчас речь идёт именно о них. А пока этого нет, приходится принимать мир таким, как он есть. Вернее, каким его сделал человек.

Рассуждать о вреде электростанций удобнее всего в тёплой комнате, при включённом телевизоре, да при чашечке горячего чаю (вариант: под прохладой кондиционера, с бутылочкой пивка из холодильника).

Вот о чём я думал, глядя на плотину.

И ещё я вспомнил, что на этой плотине совершенно уникальная система для подъёма и спуска кораблей. Шлюзы я проходил неоднократно, и хорошо представляю, как это происходит, а тут… Конечно, я читал, мне рассказывали. Но воочию работу подъёмника не видел.

За неимением гербовой, пришлось ограничиться осмотром плотины с большого расстояния… И мы поехали дальше.

А тут – и второй сюрприз. Мы заехали по пути в Бобровый лог.

Бобровый лог  – это грандиозный горнолыжный комплекс («фан-комплекс»), на котором занимаются как профессионалы-спортсмены, так и любители.

Здесь прекрасная гостиница, здесь несколько направлений для спуска на лыжах, здесь несколько павильонов, где устроены различные аттракционы…

Ну как не послушать рассказ бывалого альпиниста?

Как рассказали, зимой сюда собирается столько народа, что на подъёмники выстраиваются немалые очереди. А подъёмники – это теряющиеся в высоте цепочки сидушек, которые тянутся по канатам, подвешенным на мачтах. То есть пропускная способность такого вида транспорта довольно высока, а вот не справляются!..

К слову, один из подъёмников ведёт к смотровой площадке, с которой открывается великолепный вид на Красноярск и его окрестности. К сожалению, в момент, когда мы подъехали, он не работал. Кто знает, может, и уговорил бы куратора подняться наверх. Несмотря даже на то, что именно в это время пошёл снег…

В общем, полюбовался я на пустынный комплекс, и поехали мы дальше. Работать надо!

Да, рассказали мне ещё об одном факте.

На склоне одной из гор Бобровой долины имеется широкая просека – это и есть трасса самого крутого и сложного спуска комплекса. Так вот, вдоль неё на всякий случай стоят снежные пушки, которые запитываются при необходимости от протекающей рядом реки Маны. То есть при нужде организовать снежный покров на трассе – нет проблем.

Всё, дальше, вперёд, нас читатели ждут в краевой детской библиотеке.