СИБИРЬ – ЧЬЯ ОНА?

(отрывок из романа-эпопеи “Кривоустовы”)

Год 1605

Чусовую прошли. Каменный пояс Югорский преодолели. Впереди раскинулась бескрайняя Сибирь. До самого Тихого океана.

Далеко впереди следовали в неведомую даль русские землепроходцы – казаки в основном. Плыли на самодельных стругах, ехали на лошадях, на оленях, на собаках, километр за километром шагали по глубоким снегам на плетёных снегоступах… Они столбили-закрепляли просторы за Россией. И не имели они в своём продвижении «встречь солнцу»  конкурентов – только лютые морозы старались возвернуть их вспять, да снежные метели зимой, да полчища гнуса и мошки летом…

Всё преодолели первопроходцы! И раскинулась Россия до самого Тихого океана! Никто не помогал им извне, никто не поставлял сюда никаких припасов. Своей жизнью рисковали, своим трудом добывали необходимое. Сколько казаков да царёвых посланцев сгинуло на этом пути, никто не узнает – разве, Господь единый сочтёт.

Так почему же сегодня из-за моря-океана раздаются голоса, что богатства Сибири – это общемировое достояние? Эти просторы осваивали целеустремлённые русские землепроходцы. Ладно, пусть будет по-современному: российские. Но уж никак не заморские американские. Так чего ж разевать свой роток, да на наш каравай, который замесили, испекли и нам в наследство оставили предки?

Сказали бы в тот далёкий 1605 год тому же нашему другу Пашке Кривоустову, что открывшийся перед ним Сибирский край принадлежит не России, а некому «мировому сообществу», так ведь не понял бы он, да и его товарищи не поняли бы. Оглянулись бы через плечо на Запад, пожали бы плечами, да и пошли бы дальше, не обращая внимания на глупости, которые кто-то там вавакает.

Они и с вогулами-то, с самоедами воевать не желали, обложили их самой лёгкой данью – и себе прибыток, и аборигенов не обидеть. Но уж делиться ни за что ни про что с «мировым сообществом» тем, что кровью и потом добыто – тут уж дудки, брат, шалишь, не бывать такому!

Оно известно: заморское брюхо из семи овчин сшито. Или ещё: злыдни скачут, неволя учит, а чужие хлеба спать не дают. Наш же ответ прост, его наш народ придумал ещё во времена царя Гороха: свой кошель припаси, да как хошь его тряси!