ОДА ПИСАТЕЛЮ-КРАЕВЕДУ
Ну что за прелесть эти краеведы!
Просто невозможно не восхищаться их подвижничеством! Ведь не светит им за кропотливый труд ни баснословных гонораров (хоть какой-нибудь – и то было б хорошо), ни престижных премий… Исключительно из любви к родному краю скрупулёзно собирают они преданья старины глубокой, анализируют окрестную топонимику, допоздна засиживаются в библиотеках и архивах… Чтобы в конце концов свет увидела книжка в неброской мягкой обложке, которой никак не суждено стать бестселлером, потому как интересна она далеко не каждому. Краеведческие книжонки не приобретают чтива ради, дабы убить время в зале ожидания… Их изучают как учебники, сверяясь с картами, из них черпают информацию об истории края…
И вот ведь в чём парадокс! Как правило, нам не слишком интересно читать краеведческие издания о местах, в которых мы не бывали. А вот когда нас занесёт судьба в некую новую для нас землю, вот тут и стремимся познакомиться с краем поближе. Или когда собираемся в путь, можем полюбопытствовать о местах, где намереваемся побывать.
Впрочем, всё это – просто в качестве преамбулы.
Попала мне в руки книга Алексея Иванова «Железные караваны». В ней рассказывается об истории освоения уральской реки Чусовой – со времён, когда по ней прошли струги Ермака по сегодняшний день. А «железные караваны» – это флотилии речных барок, которые вези в Европейскую часть России продукцию металлургических заводов региона.
Право, замечательная книжка. Совсем небольшая по объёму, она вместила в себя невероятное количество информации. И при этом читается легко и свободно, интереснее иного романа. В этом – мастерство автора!
Вот очень краткий перечень вопросов, которые разбирает Алексей Викторович Иванов.
История освоения, особенности географии и гидрографии самой реки. Устройство и особенности различного типа судов, использовавшихся на реке с давних пор по сегодняшний день. Организация и специфика металлургических заводов региона в исторической ретроспективе. Чусовские верфи-плотбища и пристани как уникальные сложные многопрофильные производства. Конкурентная борьба государственного и частного капитала в регионе во всей её противоречивости – с «честным купецким словом», продажностью чиновников, погоней за прибылью, пренебрежением к человеческой жизни…
Автор во всех подробностях описывает… Да всё он описывает!
Как строили барки. Как формировали команды сплавщиков. Как в заранее оговорённый момент в строго установленном порядке открывали плотины на Чусовой и её притоках, чтобы барки шли вниз по максимально высокой воде. Какие по пути проходили деревни, пристани, отмели… А главное – как миновали «бойцов», так здесь именуют самые опасные утёсы, каждый из которых загубил немало речных судов и человеческих жизней.
И всё это – с конкретными примерами из истории, фамилиями, фактами…
Алексей Викторович обращает внимание читателей вот на какой факт. С первой половины XVII века на протяжении долгого времени Урал являлся основным поставщиком металла для России. А основным транспортным путём для «железных караванов» служили уральские реки. Благодаря Ермаку и некоторому стечению других обстоятельств мы (во всяком случае, многие из нас) в большей или меньше мере знаем название реки Чусовая. Но ведь она была не одна. И вообще на протяжении веков здесь жило множество народа, здесь кипели страсти, здесь ковалась индустриальная мощь державы…
А что мы знаем об этом? Да ничего, если уж говорить откровенно!
Вот, например, такой факт. Мы сегодня восхищаемся периодом царствования Великой Екатерины. Ещё бы – такой блеск двора!.. Да только тот блеск обеспечивался Уралом, регионом, который та же Екатерина щедро раздаривала своим фаворитам и любовникам! Здесь правили бал Строгановы, Демидовы и иже с ними – не знавшие жалости к подневольным, но зато умевшие выжимать из них прибыли…
Нет-нет, в книге нет места политэкономии или анализу различных экономических систем. Нет в ней ни восхваления (охаивания) царизма, ни охаивания (восхваления) социализма, а есть острая боль за родной край, которому бестолковое хозяйствование человека, вне зависимости от идеологических «измов», наносит неизлечимый ущерб. И ещё переживает автор по поводу того, что всё больше на родной уральской земле появляется населённых пунктов – «призраков», некогда обитаемых, а теперь оставшихся лишь в воспоминаниях старожилов.
…А вообще лучше эту книжку прочитать, чем о ней говорить!
Спасибо, Алексей Викторович, за столь интересный рассказ о местах, где мне бывать не доводилось, и неведомо, доведётся ли побывать!
Николай СТАРОДЫМОВ
К записи "“Железные караваны” Алексея Иванова" пока нет комментариев