ХАОС ОТ ХЕОПСА
От Древнего Египта к современной России;
размышления о книге Игоря Олена
Зачем человек стремится познать минувшее? Почему нам интересно знать о жизни людей, имена которых служат ориентирами в истории человеческой цивилизации – начиная с библейских праотцев и завершая вчера ушедшими из жизни современниками?.. Что нам даёт познание дня минувшего?
Быть может, в прошлом мы подсознательно пытаемся найти ответы на кардинальный вопрос: а что случится завтра?.. Мы говорим о поступательности диалектического развития цивилизации, но при этом в надежде оглядываемся назад: вдруг прав Экклезиаст, и ничто не ново под Луной, и всё уже когда-то было, а потому выход из любой сложной ситуации уже когда-то кто-то нашёл и нужно лишь внимательно изучить сказанья старины глубокой?.. Или это простое досужее любопытство, сродни подсматриванию в замочную скважину – только один интересуется нижним бельём соседки, а другой многовековой давности тайнами Мадридского двора?
Наверное, у кого-то из психологов есть ответ на данный вопрос. У меня – нет! Я просто люблю книги об истории, читаю их… А почему?.. Не знаю. Мне интересен сам процесс познания. Ведь может процесс познания служить и самоцелью?
…Хорошо, поставим вопрос иначе. А почему человек берётся писать исторический роман? Наверное, у каждого автора первотолчок имеется свой. Но есть одно общее, что единит все исторические произведения. Как бы дотошно автор ни описывал прошлое, он непременно речь ведёт о настоящем. Он просто не в состоянии оторваться от современности, в которой протекает его бытиё.
…Не всегда, но довольно часто по прочтении книги у меня возникает желание поделиться своими раздумьями о прочитанном. Согласиться с автором, или поспорить, или же поговорить об отвлечённых суждениях, книгой порождённых. Так случилось и теперь, когда перевернул последнюю страницу романа Игоря Олена «Хеопс». Книга здорово меня зацепила.
Должен признаться в одном несоответствии касательно Древнего Египта, которое у меня сложилось с детства. Ведь знаю же прекрасно, что эта страна всегда залита солнцем, что там неизменно ослепительно ярко… Но когда идёт речь о государстве, которое в стародавние времена протянулось вдоль самой длинной реки мира, в моём сознании словно выключается свет. Древний Египет перед внутренним взором видится мне тёмным, мрачным, хмурым, словно гляжу на него сквозь тёмные светофильтры маски электросварщика.
Не мог я избавиться от чувства затемнённости и при прочтении романа «Хеопс». Автор рассказывает о безжалостном солнце, о сияющей в его лучах пирамиде, о белых стенах Мемфиса, а в моих глазах всё представляется полутёмным и мрачным.
Наверное, это ощущение осталось после изучение в школе мрачной мифологии и пантеона звероголовых богов Египта, после прочтения «Таис Афинской» Ивана Ефремова или «Фараона» Болеслава Пруста… Не знаю.
Впрочем, всё же о «Хеопсе».
Роман произвёл на меня сложное и противоречивое впечатление. Его очень трудно читать. Автор словно старается самим построением речи усилить гнетущее впечатление от описываемой действительности. Какой-то мрачной безысходностью веет от разворачивающейся на страницах романа картины.
Но при этом он завораживает. Его не отложишь, пока не дочитаешь до конца. И даже дочитав, ощущаешь его путы, которые не отпускают. Думаешь всё о том, что хотел автор сказать мне своим произведением…
И можешь ответить далеко не на все вопросы. Потому я и не стану стремиться ответить – я поделюсь мыслями!
Сюжет романа можно выразить таким образом. Фараон Хеопс всё испытал в этой жизни, реализовал все свои желания, пресытился земной вседозволенностью. И вздумалось ему совершить путешествие в загробный мир, чтобы стать первым из живых, побывавших в Преисподней, приобщившись таким образом к сонму небожителей. Один из сыновей фараона решил ему подыграть, чтобы сместить папашу и стать фараоном самому. Перед Хеопсом разыграли интермедию, после которой он возомнил, что и в самом деле общался с богами и, соответственно, может творить с подданными всё что пожелает. И начал куролесить!..
Эта книга о том, к каким последствиям для страны может привести безответственность правителей!
Непродуманные реформы Хеопса вызвали глобальный, всеохватывающий кризис в Египте. Кризис духовный (он решил сломать устоявшуюся иерархию богов и искусственно насадить новую), кризис политический (борьба за власть привела к гражданской войне и распаду страны), кризис экономический (царь приказал собрать в Мемфис всех женщин, в результате чего весь хозяйственный уклад страны пришёл в упадок), кризис нравственный (собрать-то женщин он приказал для сексуальных утех – собственных и своего фаворита), кризис военный (на страну началось нашествие соседних народов)… В общем, безумство царя привело к хаосу.
В стране начинается война всех против всех. Символом этого всеобщего взаимоистребления видятся полчища крокодилов, которые обжираются неисчислимым количеством трупов, несомых Нилом.
Эта книга о том, как далеко может зайти предательство.
Наверное, невозможно подсчитать, сколько предательств приходится на этот небольшой, в общем-то, объём книжки. Предают все и всех: сыновья – отца, подданные – царя, жёны – мужей, жрецы – богов, братья – братьев, номархи – номархов, все – всех…
Иногда просто путаешься в хитросплетении всей этой немыслимой паутины интриг. Впрочем, слово «интрига» зачастую слишком благородно для той трясины нравственных нечистот, в которой увязли некоторые участники описываемых событий. Оторопь берёт, когда заглядываешь в бездну их чёрных душ.
Автор прекрасно сумел показать, насколько взаимосвязаны звенья в бесконечной цепочке неблаговидных поступков героев. Каждый последующий шаг на пути коварства неизбежно вытекает из шага предыдущего; и в какой-то момент становится понятно, что это не люди управляют процессом, направляют его в желаемую сторону. А они лишь включают какие-то механизмы, которые выходят из-под контроля и сами начинают повелевать поведением своих создателей. И как бы ни пыжился человек, он является лишь заложником ситуации, которую сам же и породил.
Прежде, чем сдвинуть лавину, подумай о последствиях её схода! – словно призывает автор. Не хочешь заполучить бурю – не пытайся раздувать ветер!.. Ибо именно сам станешь неизбежной жертвой разбуженных стихий.
А ещё эта книга о революции.
В самом деле, существует множество теорий о том, как и почему вдруг массы поднимаются и сметают старую власть или по крайней мере правителей. Или почему в другой исторический момент, при существовании какой-то совершенно блестящей идеи, массы на революцию не идут. Каждая теория объясняет ситуацию по-своему, но ни одна не даёт исчерпывающего ответа.
Не даёт ответа, ПОЧЕМУ так происходит, и автор. Впрочем, романисту это не обязательно. Он просто описывает, что случается, когда основания для революции вроде как есть, и пассионарных людей для этого вроде как немало, однако… Как бы это сказать… Чего-то не хватает, чтобы объединить массы для смены власти. Чего? Да кто ж его знает! Только нет в стране (по данной книге) порыва с единым вектором! Люди соорганизуются, однако во множество частных разнонаправленных потоков. Одни дезертируют с войны, чтобы спасать урожай, другие наоборот, сплачиваются для того, чтобы отбить нашествие нубийцев, третьи пользуются ситуацией, чтобы добиться независимости от федеральной власти, кто-то отправляется в столицу умолить фараона отпустить женщин… Хаос, хаос, хаос… Не случайно в финале книги столько раз звенит это слово – звенит, несмотря на глухие согласные, составляющие его.
И ещё эта книга о философии.
Я не настолько хорошо знаю древнеегипетское любомудрие, чтобы оценить, насколько точно автор нам его пересказал. В конце концов, не это главное. Автору философия древности понадобилась лишь для того, чтобы помочь нам взглянуть в глаза настоящему.
Игорь Олен подталкивает нас к пониманию простой и очевидной мысли: каждый человек может поклоняться своему богу, и не в этом заключается противоречие между людьми. Потому что сам по себе бог – не есть истина, бог – это только проводник человека на пути к Истине!
Вспоминаю знаменитую, ставшую афоризмом, фразу из старого фильма: «А зачем мне дорога, которая не ведёт к Храму?». Применимо к роману «Хеопс» я бы ответил на этот вопрос так.
Вселенский Абсолют, которого автор называет Истиной, не нуждается в нашем ему поклонении. Это мы нуждаемся в том, чтобы постичь его. А боги, которым мы поклоняемся, это поводыри, которые ведут нас к Истине каждый своей дорожкой. Даже человек, который отвергает богов, стремится к Истине, только получается, что он ищет свой путь самостоятельно.
Наверное, кто-то и достигает совершенства, я не знаю таких. Но каждый к нему стремится.
В книге Хеопс решил совершить прыжок к истине, обманув богов-проводников, попытавшись сразу взобраться в барку бога над богами Ра. Да только не человеку обманывать богов! Они лишь посмеялись над фараоном, ввергнув Египет в пучину Смуты.
И об этом тоже книга.
Ещё она немного о разврате. О том, что грешить с царём – можно, что это даже возвышает женщину. Во всяком случае, в книге проскальзывает такое наблюдение: многие женщины спокойно относятся к тому, чтобы воспользоваться ласками царя, но их возмущает то, что потом попадают в постель к рабу… Более того, многие из них мечтают о том, чтобы в результате мимолётной связи они смогли родить сына, который автоматически становился бы царевичем!.. И буквально считанные персонажи в романе отваживаются вступиться за честь своих жён.
Ну и главное, что я увидел в книге.
Что такое будущее? Это то, что для современников ещё не наступило. А для людей, которые жили много тысячелетий назад? Для них будущее это то, что мы изучаем в учебниках истории.
Хеопс, по версии Игоря Олена, стремился к познанию мирозданья. Его сыновья боролись за трон. Сепаратисты дрались за право регионов на самоопределение. Жрецы – за верховенство в иерархии служителей богам… Ну и так далее.
Но мы-то знаем, что с точки зрения истории всё это суета сует. Что грянул день и час, и пала та древняя и могучая цивилизация. И ничего не осталось от неё – только вечные пирамиды; и удача ещё, что сохранился Розеттский камень, благодаря которому до нас дошла хоть какая-то информация о временах, описываемых Игорем Оленом! А люди, с их страстями, радостями и страданиями?.. Даже души их уже бесконечно давно растворились в равнодушно-безжалостных струях Леты!
Не так страшно, что смертен человек. Куда страшнее, когда без следа исчезает народ! Когда потомков его не остаётся на земле!
…Мне не раз доводилось путешествовать по пустыням Центральной Азии. И нередко натыкались мы в песках на развалины древних-предревних крепостей. Что за люди тут жили? Какие идеалы отстаивали, каким богам поклонялись?.. Какие трагедии, какие подвиги, какие подлости происходили в ныне разрушенных стенах?..
Тоскливо становится от осознания того, что от тех древних цивилизаций остался только мёртвый камень! Как иссушенные пустынными ветрами кости истлевших животных. А цивилизация, которая проживает нынче на той же территории, не является наследницей исчезнувшей, она просто пришла откуда-то и обратила местное прошлое в руины. Она может пользоваться какими-то доставшимися ей благами, но только материальными, никак не духовными. На духовные ей наплевать.
Исчез тот Египет, что описывает Игорь Олен.
Не то же ожидает и нашу Россию? – спрашиваю я себя, прочитав роман. Чем мы отличаемся от описанных им людей – хороших и не очень? Да ничем, по сути, только уровнем техники. И что останется после нас, если не выдержим мы проверки на прочность, которую устроила нам действительность?..
Ведь уже началось нашествие варваров, стремящихся только отбирать и разрушать наше духовное достояние – не развивать его, а именно уничтожать, присваивая лишь материальные блага!..
Мы знаем, что в описываемый в романе отрезок истории Египет выстоял. Он пал много позже.
Но мы не знаем, дано ли России выстоять сейчас.
Для нас будущее ещё не наступило.
А потому совершенно закономерно на обложке романа видим рисунок, напоминающий иллюстрацию к первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери – к той самой части, что именуется «Ад».
…Вот такую гроздь не слишком оптимистичных мыслей вызвал у меня роман Игоря Олена «Хеопс».
Николай СТАРОДЫМОВ
Ответ автора романа
Не поверишь, Коля, но когда я писал эту с мрачной, давящей атмосферой книгу, я был почти что счастлив. У меня было тогда здоровье, любовь, надежды. И что написал странного, против моих тогдашних внутренних ощущений «Хеопса», указывает, что мной безотчётно владели некие силы. То есть, сказать обобщённо, я представитель так называемой знаково-символической концепции искусства. Какие-то факторы вне этого мира руководят у таких авторов творческим сознанием.
Тогда я не понимал захватившую меня идефикс. И лишь написав «Сказки о рае», понял, в чём дело.
Тайные движители прозы обычно ― противоречия, или, иначе, битва добра со злом. Отсюда учительная и идеологическая функция: искусство борется с пороками бытия и выносит приговор бытию.
И что, где результат? Его нет. Ситуация ухудшается. Ты в личности Хеопса увидел опустившегося порочного человека, а он, следуя моей (и не только моей, но и философов) интуиции, обратился к искоренению порока пороков ― первородного греха. А оно и заключается в отказе от познания зла и добра, которое привело к упадку в двойственность сознания, к ужасающей дихотомии добра и зла в результате суда над Божьим творением (раем), а значит, в итоге, к войне всех против всех. Для Бога всё было «очень хорошо». Но мораль стала делить явления на злые и добрые и для увековечения нового (грехопадного) порядка вещей создала систему норм и запретов.
Мы живём в состоянии грехопадения. То есть мы не первозданные. (Позволю себе выделить это сверх важное положение, в твоём стиле, жирным).
Хеопс и сделал это: решил показать нелепость человеческой морали, не принимая её в расчёт… А что, если б Хеопс соблюдал мораль, египтяне были бы нравственней? Нет. Люди морали безнравственны (с точки зрения Бога) онтологически. Выходит, хаос сдерживался лишь силой, диктатом, раз, когда фараон дал слабину, Египет покатился в бездну.
Если доведётся тебе прочесть третью часть моей большой книги, там всё и сказано подробно о первородном грехе с разных ракурсов. Ибо проблема сложнейшая, и дорога к состоянию до грехопадения пока неведома. Но то, что мораль ведёт мир к пропасти, ― очевидно.