ПАМЯТЬ О ПОДВИГЕ,

совершённом на Могилёвщине в 1944 году,

бережно хранят в местном колледже

(Продолжение. Предыдущий раздел см.: http://starodymov.ru/?p=30977 ).

В принципе, текст, который я в данный момент предлагаю, следовало бы разбить на три. Однако сколько ж можно растягивать рассказ о поездке?..

Потому постараюсь предельно коротко…

Организаторы мероприятия устроили нас на ночлег в общежитие Могилёвского государственного ордена Трудового Красного Знамени профессионального агролесотехнического колледжа им. К.П. Орловского. Я не знаю, все ликорпуса и кубрики для студентов такие же, как те, в которых разместили нас, но нас устроили прекрасно. И студенческая столовая оказалась вполне на уровне современности… В общем, бытовой стороной нашего пребывания на могилёвской земле мы остались вполне довольны. Особенно если учесть, что мне – опытному командировочному – в каких только условиях ни доводилось ночевать и питаться (например: http://starodymov.ru/?p=19812 )!..

Так вот, хотелось бы подробнее рассказать о самом колледже. Однако воздержусь. Дело в том, что мне о нём поведали супруги Надежда и Александр Дробышевские (см.: http://starodymov.ru/?p=20175 ) – и об истории его, и об интересных людях, судьбы которых связаны с этим вузом, и о дне сегодняшнем его…  Кроме того, устроители нам организовали экскурсию по учебному заведению, в ходе которой также поведали много интересного.

Однако я не считаю себя знатоком в вопросах сельского хозяйства и уж подавно лесоводства. Соответственно, если возьмусь за описание темы, только глупостей наворочу.

(Пользуясь моментом, напомню ещё об одной интересной поездке, тематически связанной с описываемой: http://starodymov.ru/?p=30067 )

И всё же одно не вызывает сомнения: подобные учебные заведения крайне необходимы! Признаться, тронул меня и орден Трудового Красного Знамени, сохранившийся в официальном названии колледжа – он показывает преемственность поколений, что здесь не открещиваются от советского прошлого… А то вон в украинском Житомире власти отреклись от такой же награды, ободрали его изображение со стелы в центре города – как будто общественное признание славного труда это нечто постыдное… (см.: http://starodymov.ru/?p=30584 )

Мне довелось несколько лет назад побывать в Забайкалье, и там мне рассказали, что местные власти собираются закрывать аналогичное училище (см.: http://starodymov.ru/?p=19777 ). Контраст!..

Не так давно по телевидению в одной из передач шла речь о том, что сегодня в сельском хозяйстве на планете занято всего-то три процента (3%!!!) населения. Это ж сколько в таком случае зависит от личной квалификации каждого труженика!.. И какая, соответственно, ложится ответственность на преподавательский состав аграрных учебных заведений, в том числе и Могилёвского!..

Ну а проблемы лесного хозяйства – если и не проще, то во всяком случае, нагляднее! Лесные пожары (см.: http://starodymov.ru/?p=19758 ), бесконтрольная порубка (см.: http://starodymov.ru/?p=25392 ), всевозможные паразиты (см.: http://starodymov.ru/?p=24724 ), экология (см.: http://starodymov.ru/?p=24823 ), «Красная книга»… Насколько в этой отрасли необходимы специалисты – очевидно каждому!..

В общем, нет сомнения, что колледж, с которым мне волею судеб довелось чуток прикоснуться, очень важное и нужное учебное заведение.

…А потом нас повели в уголок территории колледжа, на котором я испытал настоящий шок. При этом, признаться, досадую, что не смогу передать в словесном изложении всё увиденное.

Друзья мои, поверьте: я в своей жизни повидал много сооружений и комплексов военно-исторической, военно-патриотической направленности. Большинство из них сооружалось государством, какие-то – энтузиастами… Но чтобы исключительно на общественных началах возвести фрагмент эшелонированной полосы обороны – такого ещё не встречал.

Очень жалею, что не могу найти в своих записях имени и фамилии сотрудника колледжа, который стал автором и вдохновителем увиденного нами шедевра.

Наверное, начать следует с краткого описания событий 1944 года, огненным валом прокатившихся по Могилёву и его окрестностям.

Мы знаем, что после разгрома гитлеровцев на Курской дуге (см.: http://starodymov.ru/?p=10304 ) Красная армия далеко продвинулась вперёд на южном фланге советско-германской линии фронта. А группа армий «Центр» прочно удерживала свои позиции в Белоруссии. Для разгрома этой группировки разработали план «Багратион».

Конечно, и вермахт был уже не тот, что в 41-м, и даже в 43-м… И наступательный порыв с психологическим фактором закрепились уже за Красной армией. И отечественная военная техника – что количественно, что качественно – соответствовала требованиям фронта…  И воевать научились – что полководцы, что рядовые…

Однако на стороне гитлеровцев на данном театре военных действий имелось два важных фактора, которые могли похоронить самые правильные планы, погасить самый вдохновенный наступательный порыв, перемолоть самую передовую технику, свести на нет умение воевать самого опытного личного состава. А именно: заблаговременно подготовленная оборона вдоль Днепра, а также болотисто-лесистая местность, вести наступление по которой чрезвычайно трудно.

Из истории мы знаем, кто план «Багратион» в союзе с мужеством наших бойцов справились с задачей. Итогом его стал знаменитый «Марш побеждённых» (см.: http://starodymov.ru/?p=30074 )…

Но это было потом.

А мемориал на территории Могилёвского колледжа показывает, какие оборонительные сооружения встречали наши войска, которым предстояло форсировать Днепр.

Известный факт: осознав, что победы над Советским Союзом добиться не удалось, Гитлер повелел закрепиться на Днепре и не допустить его форсирования. По всему правому берегу великой реки по его приказу возводились мощные оборонительные укрепления…

Вот о том, как выглядела заблаговременно подготовленная оборона, и рассказывает экспозиция, о которой идёт речь.

Силами самих же студентов, под руководством упомянутого выше энтузиаста над береговым склоном построен целый полнопрофильный фрагмент обороны. Укрытый масксетью командный пункт, к которому ведут траншеи и ход сообщения… Землянка с нарами… Огневые позиции пушки и миномёта… Наблюдательная вышка… Заграждения из колючей проволоки… Плюс к этому тут стоят и сами пушки и миномёты, почти настоящая «катюша», очень похожий гитлеровский бронетранспортёр, макет сбитого самолёта люфтваффе почти в натуральную величину…

Мы привыкли оценивать Великую Отечественную войну, как, впрочем, и войну вообще, по тому, что видим на экране. Даже я, повидавший немало боёв (см.: http://starodymov.ru/?p=27647 ), нередко ловлю себя на том, что память о виденном словно заволоклась дымкой, переродилась в рассказы о виденном…

Но вот когда тут я шёл по траншее, глядел в бойницу на стекающий к реке берег… И вот представил себе: вот тут сижу я, а вон там, по открытому пространству бегут крохотные фигурки врага… Я ж то в укрытии, а они – как на ладони!.. А рядом – артиллерийская батарея, а дальше – миномётное подразделение… И всё это подчиняется моей воле – и я, сидя в укрытии, могу расстреливать эти фигурки, как на полигоне, как в тире…

Какой же силой духа должны были обладать наши деды, чтобы штурмовать вот эти укрепления!.. Поневоле задумаешься над утверждением Михаила Юрьевича: в самом деле, богатыри ли мы?.. (Не могу удержаться, чтобы напомнить: http://starodymov.ru/?p=27325 )

Как я уже говорил, в период нашего пребывания на белорусской земле нас сопровождали несколько экскурсоводов, рассказывавших о событиях военных лет. Одна из них рассказала, что освобождение Могилёва началось с того, что через реку переправились одиннадцать красноармейцев, которые захватили плацдарм и удерживали его до подхода основных сил. Якобы за этот подвиг Звёзды Героев получили все их командиры до комдива включительно, а собственно этих ребят наградой обошли… И как будто на следующий день почти все они погибли в следующем бою.

Так ли это было, не знаю – просто пересказываю услышанное.

Любая переправа на войне начинается с того, что горстка бойцов – добровольцев ли, по приказу ли – захватывает плацдарм на противоположном берегу… (Лучший фильм, в котором это показано – «Батальоны просят огня»). Это истинные герои, право слово, ибо совершённое им – истинный подвиг. Потому что отправляющиеся на такое задание люди знают: они обязаны выполнить задачу, ибо если не смогут, то погибнут. Впрочем, выполнение задачи также не гарантирует никому безопасности!.. (В разделе 4 по ссылке – о том же: http://starodymov.ru/?p=848 )

Как правило, этих героев награждают. Ни за одно другое сражение Великой Отечественной Звездой Героя не награждено больше советских военнослужащих, чем за форсирование Днепра!.. Правда, львиная доля из награждений пришлось на лето-осень 1943 года…

Так вот… Я уже не раз писал, что наша отечественная наградная система страдает непоследовательностью (см.: http://starodymov.ru/?p=30765 ). Любой фронтовик может привести примеры, когда награда падала на грудь не того человека, который и в самом деле её заслужил.

Но с другой стороны, я лично знаю с десяток ветеранов, которых представляли к званию Героя, но некие таинственные силы это представление уничтожали. Правда, ничем такое утверждение они подтвердить не могли, кроме как «Сам видел!..», а то и вовсе «Мне рассказывали!..».

…Взаимоотношение, а вернее взаимосвязь, взаимозависимость подвига и награды – штука очень непростая. Конечно же, как правило, награда становится следствием подвига. Однако ж и не всегда. История любой войны знает сколько угодно случаев, когда эта прямая и очевидная последовательность нарушалась самым причудливым образом: и награждали не тех, и тех, кого следует, не награждали…

Впрочем, не о том мы сейчас.

…Награда – наградой, а подвиг та горстка красноармейцев совершила! Именно эти ребята захватили клочок земли на правом берегу Днепра, что позволило их товарищам начать переправу.

И мемориальный комплекс позволяет наглядно убедиться в том, что совершённое ими – именно подвиг.

Здесь же установлены информационные щиты с описанием подробностей освобождения города, с картами хода боевых действий, с портретами и описанием подвигов героев…

Повторю и повторю! Это всё сделано руками студентов под руководством энтузиаста, во имя Памяти, а не в качестве освоения отпущенных «на патриотику» государственных средств!

…Тему разовью в следующем разделе…