Публикация, открывшая серию: https://starodymov.ru/?p=44360

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=44813

Текст приводится в авторской редакции

ТАКИЕ ЛЮДИ НЕ ДОЛЖНЫ ОСТАВАТЬСЯ ЗА КАДРОМ

30 ноября 2025 г. исполнится 115 лет со дня рождения одного из выдающихся руководителей военно-строительного комплекса, под началом которого были возведены десятки стратегических оборонных предприятий нашей страны, многие из которых и по сей день составляют основу военно-промышленного комплекса Российской Федерации. Речь идет о начальнике Главспецстроя генерал-полковнике Николае Ивановиче Золотаревском.
Имя этого легендарного человека, как и имена многих других людей, чья деятельность не подлежала широкой огласке, стало известно простым гражданам только из некролога, напечатанного в «Московской правде» в апреле 1981 г.. Впрочем, ни в одной из них, сообщавших о смерти этого человека, не было и намека на занимаемую Н.И. Золотаревским должность.
А между тем, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный строитель РСФСР генерал-полковник Н.И. Золотаревский на протяжении 27 лет возглавлял мощнейшую военно-строительную организацию Советского Союза — Главспецстрой, которая занималась возведением важнейших объектов для авиационной, космической, судостроительной, атомной, электронной и других отраслей промышленности, а также строительством сопутствующей социальной инфраструктуры.
Значимость Главспецстроя для страны трудно было переоценить как в те далекие годы, когда конфронтация с Западом достигла своего апогея, так и в настоящее время, когда эта организация, претерпев ряд изменений, стала привычным нам Спецстроем России, занятым возведением нескольких сотен различных по назначению объектов на территории более 50 субъектов Российской Федерации.
Между тем, в ту пору у спецстроевцев, по большому счету, и не было времени задумываться над размахом своей деятельности. Спецстрой России берет свое начало с 1951 г. – организация была основана для строительства объектов ПВО Москвы и едва только закончили основные работы по выполнению этой задачи, как аналогичную систему нужно было возводить уже под Ленинградом.
В это самое время, в 1954 г., Главспецстрой и возглавил тогда еще полковник — Н.И. Золотаревский.
Николай Иванович родился 30 ноября 1910 г. в г. Нахичевань  (Азербайджан). Трудовую деятельность начал в 1927 году рабочим отдела коммунального хозяйства г. Ашхабада. После окончания в 1936 г. Среднеазиатского института инженеров железнодорожного транспорта работал прорабом в системе Главного управления по строительству шоссейных дорог. В сентябре 1938 г. был призван военкоматом г. Фрунзе Киргизской ССР на военную службу, которую проходил в составе саперного батальона. Вскоре стал командиром инженерного взвода Яновских инженерных преподавательских курсов.
1 января 1941 г. Золотаревский был уволен в запас, однако, уже в декабре 1943 г. его зачислили в кадры МВД СССР с присвоением воинского звания «капитан-инженер». Годы Великой Отечественной войны и трудный послевоенный период в жизни Николая Ивановича связан с Главным управлением по строительству шоссейных дорог, где он получил бесценный опыт выполнения задач, связанных со строительством и восстановлением дорог, мостов и тоннелей.
Организаторский талант и профессиональные качества предопределили в ноябре 1954 г. назначение инженер-полковника Н.И. Золотаревского на должность начальника Главспецстроя. До этого момента Николай Иванович был начальником дорожного управления и по совместительству заместителем предыдущего руководителя – генерал-майора М.М. Мальцева. Тем не менее в аппарате Главспецстроя полковника Золотаревского знали плохо. Первоначально его назначение было воспринято неоднозначно. Однако, уже первые решения убедили коллектив Главспецстроя — во главе организации встал человек всецело преданный своему делу, настроенный на результат и способный требовать его от подчиненных.
Николай Иванович активно приступил к созданию производственных баз, заводов железобетонных и металлических конструкций, деревообработки, сантехнических и вентиляционных изделий, а также баз механизации. Словом, была проведена колоссальная работа для того, чтобы Главспецстрой мог вести работы самостоятельно, от нулевого цикла до «сдачи под ключ».
Середина 50-х годов ХХ века — это еще и период развертывания масштабной деятельности по изучению и освоению космического пространства. Вполне естественно, что Главспецстрой не остается в стороне от решения этих вопросов – под руководством Н.И. Золотаревского создаются: Центр управления полетами в Королеве, осуществляющий управление полетами космических аппаратов разных классов; НПО “Энергомаш” в Химках, обеспечивающее разработку жидкостных ракетных двигателей для космических ракет-носителей; завод ракетно-космической техники “Прогресс” в Самаре, изготовляющий межконтинентальные баллистические ракеты и другие предприятия.

Растущие потребности авиа– и ракетостроения, активный процесс наращивания потенциала отечественного подводного флота потребовали от отечественных конструкторов использования новых материалов, с более широким спектром возможностей и эксплуатационными характеристиками. И вот, под началом Золотаревского оказывается строительство Верхнесалдинского металлургического производственного объединения, продукция которого должна была удовлетворить потребности государства в столь необходимом металле — титане. В результате, уже через несколько лет небольшой провинциальный город превратился в развитый индустриальный центр с крупнейшим в мире предприятием, выпускающим изделия из титана и его сплавов.
После реализации столь масштабных проектов в Главспецстрой стали буквально выстраиваться очереди заказчиков — представителей оборонных отраслей промышленности, их коллег из других министерств и ведомств. Для каждого из них положительная резолюция Золотаревского считалась большой удачей, ибо это означало, что независимо от сложности объект будет сдан в установленные сроки и надлежащим качеством.
В качестве примера можно привести выдержку из «Черноголовской газеты» от 24 июля 2003 г. о ведущем конструкторе ГипроНИИ АН СССР Т.Т. Костовецкой, работавшей над проектированием Института проблем химической физики РАН в г. Черноголовка, строительство которого было поручено Главспецстрою: «Совершенно исключительным проектом, конструкции которого практически не производились в Советском Союзе, стал комплекс “Стенд-2″ для Института химфизики в Черноголовке. Сложнейшие решения приходилось буквально изобретать на ходу: строительство шло одновременно с проектированием, а контроль за работами велся на самом “верху” – ошибки не допускались. Когда объект был построен, проектировщиков ГипроНИИ (в том числе ведущего конструктора проекта Тамару Тимофеевну Костовецкую) по праву, вместе со строителями, выдвинули на соискание премии Совета Министров СССР; были пройдены все инстанции, получены все подписи, но генерал Золотаревский – главный строитель оборонных объектов страны – отказался поддержать проект: он заявил, что такой уникальный объект достоин высшей премии – Государственной премии СССР…».
Как видно из статьи, и это подтверждают те, кто служил под началом Н.И. Золотаревкого, принципиальность и требовательность, этого человека органично сочетались с чувством справедливости и отеческой заботой о подчиненных. В то же время, начальник Главспецстроя не щадил себя на работе и вел достаточно скромный образ жизни. Например, когда ему предложили установить современную сантехнику в кабинете — отказался, аргументировав это тем, что рукомойника вполне достаточно.
Николай Иванович, кроме прочего, вел активную общественную жизнь — неоднократно избирался депутатом Московского городского совета, делегатом различных съездов.
Будучи настоящим профессионалом своего дела, Н.И. Золотаревский пользовался огромным авторитетом у руководителей органов государственной власти. Особенно теплые отношения у него сложились с Министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Д.Ф. Устиновым, известным своим трепетным отношением к оборонной промышленности. Курируя строительство различных объектов, Дмитрий Федорович не раз с благодарностью отзывался о работе спецстроевцев.
Результаты, достигнутые Н.И. Золотаревским за годы руководства Главспецстроем, сделали его знаковой фигурой не только в масштабе истории Спецстроя России, который при нем стал ведущей военно-строительной организацией, но и в истории всего нашего государства. По-настоящему велик вклад этого человека в дело успешного развития отечественной промышленности, воплощения в жизнь важнейших космических программ, создания ядерного щита страны.
К сожалению, работа строителей, порой даже самая сложная, по большей части всегда остается за кадром. Журналисты обращают внимание лишь на затраченные при строительстве средства и предназначение объекта. Люди же, возводившие то или иное сооружение, пребывают в тени своего творения. Многие из созданных под руководством Н.И. Золотаревского объектов по сей день фигурируют в различных новостных сообщениях, поэтому, думается, что память об этом волевом и талантливом человеке должна сохранится, а его имя достойно того, чтобы прозвучать напоминанием о людях, готовых, как и их предшественники, жить и строить для России.

.

От модератора.

Соглашусь с автором: оно и в самом деле несправедливо, что строители остаются вне поля внимания общественности. В качестве примера в подтверждение вспоминается, как праздновался юбилей санатория «Русь», в строительстве которого мне довелось принимать участие. На торжества не пригласили ни одного строителя, которые возводили корпуса, хотя в десятке километров от объекта, в городке Руза проживало несколько военных строителей.

Об этом: https://starodymov.ru/?p=3707