ПРОЗАИК, ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК…

Всё это – о Николае ПЕРЕЯСЛОВЕ,

творческий вечер которого состоялся в ЦДЛ

В Малом зале Центрального дома литераторов состоялся творческий вечер Николая Переяслова.

На встречу с Николаем Владимировичем пришли и выступили многие известные своим творчеством люди. Среди них: Виктор Кирюшин (см.: http://starodymov.ru/?p=20077 ), Ямиль Мустафин (см.: http://starodymov.ru/?p=8683 ), Андрей Шацков (см.: http://starodymov.ru/?p=25935 ), Людмила Снитенко, Валерий Латынин (см.: http://starodymov.ru/?p=30510 ), Евгений Юшин, Владимир Фёдоров (см.: http://starodymov.ru/?p=26574 ), Сергей Гловюк (см.: http://starodymov.ru/?p=4122 ) и другие. Присутствовала на вечере и поддерживала виновника торжества его супруга – Марина Вячеславовна (см.: http://starodymov.ru/?p=6437 ), надёжный друг, помощник и единомышленник.

Когда я рассказываю о таких встречах, едва не всякий раз натыкаюсь на сомнения, не зная, как лучше это сделать. Что правильно: пересказывать выступления?.. Пересказывать биографию собравшего нас человека?.. Говорить о его творчестве, заслугах и достижениях, о его библиографии и наградах?.. В чём состоит задача хроникёра события?

У каждого из этих вариантов есть свои аргументы pro et contra. Причём, главный аргумент contra лично для меня состоит в том, что, во-первых, выполнять роль попугая и пересказывать сказанное другими – это попросту скучно, а во-вторых, и не определить ещё, в каком порядке эти тезисы поставить, да и как бы не переврать мысль выступавшего!.. Разговорную речь вообще очень трудно излагать на бумаге, потому что большое значение имеют паузы, жесты, мимика, даже вовремя сделанные многозначительные недомолвки. Записанные, они выглядят неестественно и не передают всего того, что оратор произнёс вербально.

Вот и порешил я поступить следующим образом. Выскажу я своё суждение о Николае Владимировиче, о том, что в его адрес прозвучало на вечере. А кто пожелает, запросто сможет оставить в комментариях свои мысли об этом человеке и о его творчестве.

(Вот для начала: http://starodymov.ru/?p=29899 )

Мы познакомились с Николаем Переясловым уже больше десяти лет назад, во время совместной командировки в Армению (см.: http://starodymov.ru/?p=697 ). Пользуясь случаем, вспомню добрым словом Александра Бабакина, который покинул наш мир уже почти год назад (см.: http://starodymov.ru/?p=28907 ) – именно он организовал мне ту поездку. Незадолго до того я ушёл из редакции журнала «Боевое братство» (см.: http://starodymov.ru/?p=7257 ), в котором трудился буквально с момента, как уволился в запас – то есть я только обживался в среде, которая необъятно растекалась за пределами относительно замкнутого мирка служивого люда. И не могу сказать, что процесс этот проходил легко и просто.

Так вот, Армения.

Отправившаяся в Закавказье делегация подобралась довольно многочисленная и весьма разнокалиберная, в абсолютном своём большинстве мне незнакомая. И среди всех моё внимание привлёк в первую очередь именно Николай. Просто не могли не привлекать такие его качества, как эрудированность, грамотность, культурность, если позволено будет так сказать, умение беседовать весомо, но при этом как-то ненавязчиво, способность не только говорить, но и оставаться собеседником в частном разговоре – а это в творческой среде вовсе уж нечастое свойство…

К тому времени я уже состоял членом Союза писателей России (см.: http://starodymov.ru/?p=17771 ), однако в «тусовках» творческого объединения отечественных литераторов участия не принимал. Николай, напротив, уже прочно занимал место в числе маститых авторов, причём, авторов, так сказать, многостаночников… Несмотря на столь значительную разницу в общественном положении, буквально с момента нашего знакомства я почувствовал его благожелательный интерес ко мне, к моей судьбе, к моим суждениям, к моим взглядам на жизнь в целом и сиюминутно-частным её проявлениям. Никакой снисходительности, никакого снобизма, никакого высокомерия обласканного славой литератора к отставнику, едва снявшему сапоги и уже стремящемуся приобщиться к клану осиянных литературным талантом.

Что и говорить, подкупало.

Мы объехали всю республику, побывали в Карабахе, на турецкой границе, на озере Севан… Череда выступлений перед самыми разными аудиториями оказалась очень плотненькой. И я смог оценить, насколько многостороння, насколько многогранна эрудиция Николая, насколько он умеет говорить и держаться перед публикой – будь то литераторы Армении, студенты Славянского университета, российские военнослужащие, карабахские ополченцы, зрители Ереванского телецентра, и даже Католикос всех армян с его причтом…

Впоследствии я прочитал несколько книг Николая – разумеется, прозы и публицистики… Выберу время и ещё расскажу о прочитанном… А пока – о творческом вечере…

На описываемом мероприятии много говорили о творчестве Николая Переяслова. О его поэзии, прозе, переводах, публицистике, литературной критике… Особо подчёркивалась его работоспособность, то, насколько многообразны проявления его дарований.

Я же со своей стороны, хотел бы отметить ещё одну его ипостась, которая, на мой взгляд, осталась как-то в тени: что он является также замечательным пропагандистом литературы в целом и книги в частности.

По окончании официальный части вечера я подошёл к Николаю и высказал ему именно эту мысль: о том, что он умеет популяризировать литературу. Он поддержал тему, сказал, что видит в этом долг, обязанность каждого человека, который принадлежит к числу российской интеллигенции…

Так что сказанное ниже – это развитие и обобщение нашего с ним диалога. Конечно же, в моём пересказе.

Наш диалог, к сожалению, прервался, не завершившись: положение виновника торжества не позволяет уделять одному из приглашённых слишком много внимания –собеседника у меня увели. Да и с другой стороны, это разговор из числа тех, которые можно продолжать и продолжать… На поднятую тему можно говорить бесконечно, и навряд ли от этого что-то изменится.

Творчество в целом, и литература в частности, нуждаются в поддержке, в популяризации, в пропаганде, сколь ни казённо это звучит. Мнение о том, что истинно талантливое произведение само найдёт дорогу к читателю, могут высказывать только люди, которые сами не читают и творчеством не интересуются. (см.: http://starodymov.ru/?p=26129 )

Да, конечно, в истории отечественной литературы некогда просияли и «золотой» век, и «серебряный»… Когда из-под пера великих авторов выходили великие произведения… И эти великие авторы – что в данном разговоре для нас важнее – всемерно поддерживали своих молодых коллег.

Однако с изобретением в ХХ столетии сначала радио, затем телевидения, с появлением уже в новом тысячелетии всемирной интернет-паутины книга в её классическом понимании начала утрачивать свои позиции, а ныне и вообще оказалась на положении париев на задворках процесса, который мы по традиции называем культурным.

В одной из своих недавних публикаций я уже писал о том, что мода как таковая – что на красные каблуки, что на какой-нибудь модернизм, что на тату в интимных местах – сама по себе из ничего не появляется, что она проистекает от некого человека или общественного явления, которые пользуются авторитетом в том или ином вопросе у целой группы лиц. То есть, каков внутренний мир кумира общества, такими качествами оно и насытится. (О моде: http://starodymov.ru/?p=27537 )

Как ни парадоксально это может показаться, однако моду на чтение также можно культивировать. Даже не можно, а следует. Вот как сейчас насаждается же мода на захлестнувшую всё и вся полуграмотность!.. (О том же: http://starodymov.ru/?p=30461 )

Будучи единомышленниками в данном вопросе, мы с тёзкой говорили о путях популяризации чтения.

Если Сталин читал, и много читал – читало его окружении, читал чиновничий аппарат, культ чтения присутствовал в кино… За книжными новинками следили учителя, деятели культуры, пропагандисты… И читала страна! (Ещё немного в тему: http://starodymov.ru/?p=23961 )

Если Брежнев писал (или за него писали – в данный момент не принципиально), его окружение тоже писало и, конечно же, читало… Ну и – по нисходящей: попробуй-ка в эпоху «застоя» занять хоть какой-то пост, если зарекомендуешь себя элементарно невежественным человеком!.. (О том же: http://starodymov.ru/?p=23814 )

Но ведь нынешнее государственное руководство не читает! Чиновничество сверху донизу книгу в руки не берёт!.. Попробуй найти современного молодого, да и не очень молодого, учителя, который сможет назвать книгу, которую и в самом деле прочитал за последнее время.

Так будет ли читать страна, народ, дети в этих условиях?.. Если нигде – ни в агитационных блоках, ни в рекламных, ни в детских, ни в популяризаторских, ни в художественных фильмах – нигде не увидишь ни одного читающего человека! (см.: http://starodymov.ru/?p=25012 )

Вот тут-то и нужны люди, которые ставят своей целью жизни популяризацию книги и чтения. Такие, как Николай Переяслов. (см.: http://starodymov.ru/?p=30439 )

В настоящее время в России идёт массовое, я бы сказал, оголтелое движение в защиту прав учащегося. Я, как отец и дед, конечно же, на стороне ребёнков! Но при этом отдаю себе отчёт, что всё должно иметь разумные пределы! Не должны права культивироваться в ущерб обязанностям, не должны они переходить ту грань, за которой начинается абсурд. (Запись от 27 сентября: http://starodymov.ru/?p=30778 )

Лучше всего данные мысли изложены в книге «Цитадель» неподражаемого Антуана де Сент-Экзюпери – будь моя воля, я бы этот шедевр обязал прочитать всех чиновников России!. (см.: http://starodymov.ru/?p=14788 )

Сокращение по неоднозначным признакам школьной программы по литературе – это не забота об учениках, а примитивизация их мышления. (см.: http://starodymov.ru/?p=17080 ) Только чтение высокохудожественной литературы воспитывает духовность в подрастающем, а точнее, в формирующемся человеке. (см.: http://starodymov.ru/?p=13847 )

Для нас с Николаем это очевидно. Судя по всему, у власть имущих – иная точка зрения.

…Ну а теперь – предельно кратко о других темах, которые затрагивались на вечере; об этом говорили как Николай Переяслов, так и его гости.

Мы с Николаем Переясловым в некотором роде земляки. Он родом из Донбасса, я некогда учился в Донецком военном училище. Соответственно, мы поговорили с ним и о проблеме, вернее, целой грозди острейших проблем, вызревших вокруг этого слова – Донбасс. Я сейчас не стану углубляться в тему, тем более, что уже на раз высказывал свою точку зрения (см.: http://starodymov.ru/?p=29053 ). Николай считает несколько иначе, чем я, однако и я ведь не считаю своею позицию неуязвимой…

Николай Переяслов – автор нескольких биографических книг. В частности, он написал произведения о поэте Георгии Шенгели, о печальной судьбы революционере и дипломате Фёдоре Раскольникове, о Маршале Советского Союза Кирилле Москаленко… Николай Владимирович придерживается точки зрения, что нужно рассказывать о людях прошлого – далёкого или совсем вчерашнего – по возможности больше.

Ещё одна сторона творчества Николая Переяслова. Он переложил на современный язык знаменитое «Слово о полку Игореве». Конечно, переводов и переложений этого шедевра старорусской литературы – превеликое множество. (О том же: http://starodymov.ru/?p=11090 ). Однако Николай Владимирович сделал это совершенно по-своему, совершенно оригинально. Пусть и небесспорно.

Несколько выступавших говорили о Николае как о выдающемся переводчике поэзии. Не возьмусь судить. Но я рассуждаю так: коль к Николаю Переяслову (см.: http://starodymov.ru/?p=24500 ) постоянно обращаются поэты национальных регионов России, а также и иностранные, с просьбой обратить внимание на их произведения, значит, умеет он и в самом деле донести до читателей мысли и чувства авторов оригинала!

Советская школа литературного перевода считалась (да и являлась) лучшей в мире. Николай Переяслов – яркий представитель её. Увы, стремительно усыхающей – всё чаще в связи с редеющей когортой отечественных переводчиков вспоминают название известного романа Фенимора Купера… (Вот подтверждение тому: http://starodymov.ru/?p=6274 )

…О чём я искренне сожалею в связи с описываемым творческим вечером…

По военному образованию я пропагандист; по практической деятельности – журналист. Соответственно, я всегда стараюсь сделать так, чтобы о каждом мероприятии, которое доводится посетить, осталась память в форме фотографии. И удивляюсь, насколько данная практика не заведена в писательской среде. Всякий раз я прошу пришедших собраться компактной группой хотя бы на несколько секунд – пиксели, в отличие от эмульсии, не нуждаются в долгой выдержке… (В финале прилагаемого текста http://starodymov.ru/?p=23785 говорится о том же)

В общем, не удалось мне собрать гостей и в этот раз. Ну, как говорится, на «нет» и суд отсутствует…

Так что для оформления текста использую частный снимок, а не общий.