О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

А вот фраза!.. Не фраза – целый мир, выраженный всего в семи словах!

Расплоди тараканов – и у тараканов появятся права.

Когда видишь, куда катится сейчас мир, голова кругом идёт! Одна страна присвоила себе право решать, кто в мире прав, а кому засылать экспедиционный корпус внедрения демократии. Насаждение в мире Содома и Гоморры. Приоритет интересов быдла над культурой…

И всё это прикрывается демагогией, сведённой под лозунг «права человека».

Антуан де Сент-Экзюпери на эту тему пишет в романе «Цитадель» много. Он всесторонне рассматривает вопрос о соотношении демократии и насилия в государстве, о соотношении прав большинства и меньшинства, о необходимости принуждения человека или групп людей к соблюдению общепринятых норм поведения.

Я не возьму на себя наглость пересказывать аргументацию автора. Для начала, это невозможно, а во-вторых бестактно. А главное – не хочу лишать читателя удовольствия насладиться непередаваемым слогом великого писателя.

«Почему я должен прислушиваться к голосам, защищающим гниль?» – спрашивает писатель. Ну прямо вопрос к нашим «правозащитникам», которые взяли на себя миссию насаждать пороки в качестве норм повседневной жизни.

Мы жалеем людей, которые совершают преступления против нравственности, против культуры, против веры – и лично для меня не имеет значения, против какой именно веры совершается преступление, если эта вера не призывает к насилию и убийству. Вспомним эпопею с «пуськами», и сколько бабушек у подъездов жалели «несчастных девочек»! И что мы читаем у Экзюпери? «Своим милосердием они помогают гниению… Но что делать, если мне по душе здоровье?»…

Нет, автор не призывает бороться с инакомыслием как таковым. Он выступает за мудрость правителей, которые умеют отделить зёрна от плевел.

Ха-ха, – скажет читатель. Да я и сам понимаю, что это трудно, что у каждого свой критерий, что попробуй разберись… Всё так. Но только по мнению Экзюпери, в формировании здорового общества огромная роль принадлежит правителю. Думается, это и в монархическом государстве непросто, а уж в демократическом!..

«Плохо, если человек подавил толпу. Но это ещё не безысходность рабства. Безысходное рабство там, где толпе дано право уничтожать человека». Хочу обратить внимание, что Сент-Экзюпери посетил Советский Союз как раз в жестокие 30-е годы. И я размышлял о том, в какой степени приведённая цитата применима к его впечатлениям о СССР.  Не знаю. Но явно доносится из цитаты отзвук борьбы с «врагами народа»!

К слову, здесь, в романе «Цитадель» уже появляется лисёнок. Он пока ещё только эпизодичен, он пока ещё не начал мудреть. Но он уже с характером, и своим поведением уже подвигает человека на поступок. Мне не очень понятен образ воина, который дал себя убить, когда понял, что лисёнок свободу любит больше чем его, вскормившего зверька человека. Наверное, над этим фрагментом (гл.10) мне ещё предстоит подумать.

К слову, таких фрагментов, где на полях я поставил вопросительные знаки, в книге не один и не два…