ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ В СОЮЗЕ

Членом Союза писателей России я стал в 2000 году

Эдисон как-то сказал, что гений – это один процент вдохновения и 99 процентов пота. Что ж, любой афоризм грешит прямолинейностью, однако согласимся, что резон в данном высказывании есть.

И всё же попытаюсь развить мысль. Каким бы работоспособным ни был гений, а только без помощников ему – никак.

Не причисляя себя лично к небожителям, всё же при дальнейшем развитии подмеченной Эдисоном закономерности, сошлюсь на личный опыт.  Если мне и удалось достичь хоть какой-никакой планки в писательском творчестве, так лишь при посредстве встречавшихся мне хороших людей.

Не стану углубляться в слишком дальнее прошлое. Только о людях, которые сыграли важную роль непосредственно в творческой судьбе.

Итак, писал я с детства. Иногда этот процесс прерывался, иногда становился активнее, но – писал. Правда, став журналистом, практически только работал на публицистику…

И вот, оказавшись в 1991 году в Москве, обучаясь в Академии, попытался написать свою первую художественную книгу. Потом вторую…

В 1994 году первая из них увидела свет.

Произошло это благодаря замечательному человеку, которого уже нет на белом свете. Это Павел Сергеевич Ульяшов.

При каких обстоятельствах мы с ним познакомились, уже и не вспомню. Но мы как-то быстро сдружились. Именно он отвёл меня в издательство «Эксмо», познакомил с редактором, которому и сдал с рук на руки.

Моя первая книга называлась «Вороной жеребец Кагыр-кана». Однако вышла она под названием «Смертный приговор». Тут же была опубликована и вторая, «Киднеппинг по-русски». Затем они вместе вышли под одной обложкой, и назывался этот солидный том «Авторитеты».

А потом случилось так, что мне предложило сотрудничество другое книжное издательство – «Локид».

Мне всё тот же Павел Сергеевич передал слова, сказанные в мой адрес в издательстве по этому поводу: напрасно, мол, он ушёл, мы бы из него вторую Маринину сделали. Уж и не знаю, горевать мне по этому поводу или радоваться, но вот не сложилось.

И ещё одну фразу я услышал от Павла Сергеевича, которую также кто-то сказал всё в том же издательстве «Эксмо», отклоняя мою рукопись. «Слишком умно пишет!». Право, эти слова не кормят, но душу греют!

В те времена я служил в редакции газеты «Красная звезда». А министром обороны был также нынче уже покойный Павел Сергеевич Грачёв. И когда мне звонил Ульяшов, и я небрежно отвечал: привет, мол, Пал-Сергеич, это служило непреходящим источником для веселья у моих сослуживцев.

Покойся с миром, дорогой Павел Сергеевич Ульяшов! Я тебя помню и благодарен тебе за помощь в первых шагах в Большую Литературу.

А ещё был Александр Александрович Щёлоков. Он также меня поддержал в те же примерно времена. Ведь начинающему автору так нужна поддержка маститых мастеров! А Сан-Саныч был и маститым, и из тех, кто всегда поддержит начинающего.

Я прочитал несколько вышедших из-под его пера произведений. Но особенно меня зацепил его рассказ «Viva, Сталин!». Зацепил совершенно неожиданным взглядом на проблему сталинизма. Я не могу сказать, что разделяю точку зрения Александра Александровича, которая буквально выпирает сквозь написанное… Но сам по себе подход, непривычный авторский поворот… В конце концов, можно сколько угодно говорить о важности умения находить неожиданные сюжетные ходы, однако куда как нагляднее это получается на реальных примерах. Для меня, для начинающего автора, урок пошёл впрок. Хотя, надо признать, сам автор был удивлён, когда я поделился с ним своими впечатлениями от прочитанного – он данный рассказ в числе своих особых творческих удач не  числил.

А потом я познакомился с поэтом Евгением Грязновым. Евгений работал в журнале «Милиция». И, применительно к теме данных записок, совершил для меня два очень больших добрых дела. И его также уже нет на белом свете.

Прежде всего, он познакомил меня с замечательной женщиной – Ниной Матвеевной Берковой. Она была просто выдающимся мастером редактирования.

Быть самому себе редактором очень трудно. А вот нынче наступили времена, когда издательства редактированием рукописей не занимаются; или занимаются чисто номинально. В результате в книгах нередки ошибки, да такие иной раз глупые, что сам диву даёшься, как же мог допустить такой ляпсус! Это я и в свой адрес говорю, даже в первую очередь в свой!.. Между тем, нанимать редактора за свой счёт – дело очень дорогое. Если же учесть, что издательства выплачивать гонорары не желают, то  авторов, которые экономят личные средства, не нанимая редактора, вполне можно понять.

Так вот, Нина Матвеевна не только была редактором от Бога, но и старательно учила редактированию, разъясняла, по каким причинам внесла то или иное исправление. Она работала над несколькими моими рукописями, говорила о них добрые слова… Но и выговаривала беспощадно, если видела откровенные огрехи.

Про мою Виолетту из «Исповедь самоубийцы» она высказалась так: «Как же тебе эта стерва удалась!»… Не скрою: эту характеристику я числю в своих удачах.

Ну и второе доброе дело Евгения Грязнова для меня – это собственно моё вступление в Союз писателей. Как-то встретились мы у него в редакции… А редакция тогда располагалась на Тверском бульваре… И зачем-то потребовалось Евгению зайти в Московскую городскую организацию Союза писателей России, которая располагается на Большой Никитской улице. Ну, зашли… Он познакомил меня с Владимиром Ивановичем Гусевым… Должен признаться, я в тот момент даже не сообразил, что разговариваю с автором книги, которая в своё время произвела на меня грандиозное впечатление – «Легенда о синем гусаре».

И вскоре я стал обладателем удостоверения Союза писателей России.

Произошло это в 2000 году, т.е. ровно 15 лет назад.

Моя искренняя признательность всем названным товарищам.

(Фото все из интернета, за исключением Владимира Гусева, это мой снимок)