Из истории российской благотворительности

«ИЗБУШКИ СЛОМАТЬ И ВПРЕДЬ НЕ СТАВИТЬ»

(Материал доработанный)

Собственно говоря, событие, о котором пойдет речь, шансов на то, чтобы войти в историю, имело не так уж много. Явление, о котором пойдет речь ниже, существовало на Руси и раньше, соответственно, существовала и какая-никакая регулирующая его законодательная база… И все же именно 28 июня 1678 года следует выделить особо. В этот день увидел свет документ, который открыл один из переломных этапов в благородной деятельности российской общественности.

Речь идет о таких благотворительных учреждениях, как богадельни. Нынче это слово вызывает исключительно негативную реакцию. Даже в «Словаре» Сергея Ожегова отрицательному значению слова места уделено больше, чем изначально богоугодному. Почему уж в нашем обществе сложилось такое отношение к подобным заведениям, сейчас говорить не станем, отметим только, что и тут не обошлось без извечно привычного нам казнокрадства и чиновничьего беспредела. Само же слово «богадельня» происходит от «божье дело», дело, делаемое «бога для»…

На Руси всегда проявляли заботу о неимущих – это тоже относится к чертам нашего национального характера. Быть может потому, что наши предки издавна  хорошо знали, что от сумы зарекаться не следует… Это сейчас мы немного очерствели…

Итак, 340 лет назад произошло событие, положившее начало новому этапу в развитии структур общественного призрения страны. Патриарх Иоаким (в миру – Савелов, годы патриаршества 1674-90) решил, если можно так сказать, ограничить нищенство в Москве какими-то рамками, а также упорядочить заботу о неимущих со стороны церкви и государства. Впрочем, предпринятым им мерам можно дать и другую оценку: их можно расценить как попытку придать облику столицы более благопристойный облик…

На царском престоле в это время сидел царь Фёдор III – несчастный больной человек, с детства страдавший цингой. Быть может, как раз по причине свой немощи столь добрый и мягкосердечный, он старался хоть что-то сделать для облегчения жизни простым людям – в период его пятилетнего правления были смягчены наказания за уголовные преступления и запрещено членовредительство, практиковавшееся ранее при дознании и в качестве наказания.

Правда, протопопа Аввакума при нём же сожгли… (см.: http://starodymov.ru/?p=24584 )

Ну да не обо всех новациях Фёдора Алексеевича идёт речь, а только об одном пункте из них.

Патриарх Иоаким зарекомендовал себя пастырем достаточно суровым, и не слишком жаловал новации как в духовной, так и в светской жизни. Скажем, покойный царь Алексей Михайлович (сам суровый государь: http://starodymov.ru/?p=27179 ) целый месяц уговаривал патриарха, чтобы тот простил его, государя, духовника, совершившего какое-то прегрешение. Конфликтовал Иоаким и с учителем царевича, энциклопедически образованным Симеоном Полоцким – священником-белорусом Симеоном Ситиановичем; ну а выдающегося балканского историка и писателя Юрия Крижанича (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=16271 ), приехавшего в Москву в поисках силы, способной объединить весь славянский мир в единую державу, и вовсе отправил в Сибирь.

Между тем, царь Фёдор активно внедрял при дворе западные, в первую очередь польские обычаи. И своего советника Артамона Матвеева отправил в ссылку…

Не этими ли обстоятельствами объясняется активность патриарха?.. Хотя и божий он, а всё ж таки человек…

В общем, вернёмся к описанию событий, оставив рассуждения историкам-теоретикам.

…Как это порой случается, крайности, преследуя различные стратегические цели, сошлись в претворении в жизнь тактической задачи, определенной упоминавшимся указом. «Добровольно-принудительное» отселение нищих в строго определенные районы столицы началось. Всем им предписывалось жить исключительно возле церквей, а «те избушки, в которых они жили, сломать и впредь на тех местах избушек не ставить».

Объективно говоря, решение представляется вполне оправданным. Дело в том, что в описываемые времена московские нищие и калеки селились и строили свои лачуги где им заблагорассудится, в том числе и в самом Кремле – здесь они обитали, здесь и попрошайничали. Конечно же, благопристойности усиливающейся Москве эти хибары не придавали.

К тому же нищие всегда и везде являлись и являются разносчиками самых разных болезней – об этом уже вся Европа знала… (Например: http://starodymov.ru/?p=9309 )

Вот и порешил Иоаким одним выстрелом подстрелить сразу несколько зайцев. Облагородить внешний вид города, и особенно его центра – это раз. Сконцентрированная вокруг храмов и монастырей голытьба оказывается под каким-никаким контролем церкви – это два. Сердобольному царю-батюшке угодить… Экологию, говоря современным языком, оздоровить… Да и богоугодное дело совершается – что тоже немаловажно…

Более того, для нищих, которые изъявляли желание поселиться в строго обозначенных местах, государев Казённый приказ обязывался выдавать по рублю – если учесть, что годовой доход всего приказа в те времена составлял примерно 120 тыс. рублей, а оклад младшего подьячего в госучреждении составлял от 1 до 5 рублей, видно, что сумма «на обзаведение» выдавалась не столь уж малая. (О денежном обороте в России той поры: http://starodymov.ru/?p=3657 )

Повторимся: данный документ отнюдь не создавал систему общественного призрения неимущих – он лишь делал очередную попытку хоть как-то упорядочить её! Именно очередную!

Помощь людям, которые не имели возможности зарабатывать на хлеб насущный, власть имущими на Руси и в России оказывалась всегда. Ну, то есть не всегда, конечно, скорее, изредка… Но шаги в этом направлении предпринимались.

Великий князь Владимир Креститель в уставе, изданном в 996 году, предписывал на церкви, монастыри, больницы и богадельни выделять десятину – десятую часть доходов (см.: http://starodymov.ru/?p=27576 ). Заботу о бедных проявляли Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский (см.: http://starodymov.ru/?p=17209 ), даже прижимистый Иван Калита (см.: http://starodymov.ru/?p=16611 )… Александр Невский (см.: http://starodymov.ru/?p=22383 ) внушал боярам: «Принимайте под свою защиту вдов, сирот, всех слабых и гонимых…». Первая жена Ивана Грозного, Анастасия, была за свою благотворительность столь любима народом, что нищие отказывались принимать милостыню, которую щедро раздавали в связи с ее кончиной.

Первую попытку облечь систему благотворительности в форму закона предпринял Иван Грозный (см.: http://starodymov.ru/?p=795 ). Это произошло на знаменитом Стоглавом соборе в 1551 году. В его решении четко предписано создавать богадельни, определено, из каких средств их содержать. Однако в значительной степени эти решения остались на уровне декларации. Причина проста: для решения столь грандиозной задачи у разоренного войнами и опричниной государства средств не нашлось (см.: http://starodymov.ru/?p=26728 ). Нищие по-прежнему кормились в основном «христарадничая», и лишь в лучшем случае при церквах и монастырях, да в немногочисленных частных богадельнях. Такая система (а точнее – отсутствие системы) не могла разрешить проблему.

И лишь в 1670 году царь Алексей Михайлович учреждает Приказ для строения богаделен.

Изданный в царствование его сына Фёдора приведенный выше указ патриарха Иоакима – следующий этап развития механизма разрешения проблемы, попытка хотя бы частично переложить бремя помощи нищим с духовенства на светскую власть.

Пётр I пошел по тому же пути – в одной только Москве в 1701 году он основал аж 60 богаделен – самая знаменитая среди них носила имя «Матросская Тишина», правда, нынче это словосочетание больше известно благодаря заведению, к благотворительности прямого отношения не имеющему. Потом были Екатерина II (http://starodymov.ru/?p=311 ) с серией указов в отношение нищенства, жена (а затем вдова) Павла I (см.: http://starodymov.ru/?p=314 ) императрица Мария, давшая свое имя всей системе общественного призрения России (см.: http://starodymov.ru/?p=133 )… Все это было потом.

А поначалу вышел указ патриарха Иоакима. Указ, по большому счету, имевший столь мало шансов запечатлеться в истории.

(Для иллюстрации использовал просто вид крепости Старая Ладога тех лет)