ПУТЬ СВЯТОГО ИАКОВА

(Отрывок из романа «Кривоустовы»)

На запад от крепостных ворот Сандомира через ров в наползающий вечерний сумрак уходила мощёная дорога. Анфиноген уже знал, что она ведёт в совсем близкий  Краков, и что после отдыха делегация продолжит свой путь именно по ней.

Однако оказалось, что дорога это отнюдь не так проста.

- Это начало Великого пути святого Якова, – обронил Михась.

- Не понял, – признался Анфиноген. – Что это за путь такой?

- Ты не знаешь? – удивился гайдук.

- Впервые слышу!

- Ну и дремуч ты, русский медведь! – засмеялся Михась.

И поведал своему другу совершенно удивительную историю.

Оказывается, на протяжении многих веков всю католическую Европу опутывала довольно густая сеть дорог, которая обобщающе именовалась путём святого Иакова.  Причём, «опутывала» – именно оплетала путями. Если в древние времена все дороги Европы вели в Рим, то позднее очень многие – в небольшой городов Сантьяго-де-Компостела, что в крайнем северо-западном уголке Испании. Более того, в католическом мире данный населённый пункт считается третьим по значимости – после Иерусалима и Рима.

Так вот, одно из отверший ведущей к нему разветвлённой системы путей и начиналась в Сандомире, на неё-то и смотрели друзья. Сегодня эта ветвь носит название Малопольской.

Итак, одним из ближайших сподвижников Иисуса Христа в период его земной жизни стал апостол Иаков. В окружении Христа оказалось три человека, носивших имя Иаков, потому уточним, что в данном случае речь идёт об том из них, которого Евангелие называет Старшим, или Зеведеевым. Зеведеев – это родовое прозвище, означающее что-то вроде «сын грома», и считается, что называли мужчин этой семьи так за взрывной характер.

Как и все апостолы, после казни и воскрешения Христа, Иаков отправился нести Слово Божие к язычникам. В частности, побывал он в Испании, хотя не все исследователи с этим утверждением согласны.

Общеизвестно также, что почти все апостолы завершили свою жизнь мученически. Не избежал такой участи и Иаков. В 44 году царь иудейский Ирод Агриппа, в угоду фарисеям, казнил его мечом. К слову, тот же царь заточил в тюрьму и другого апостола, Петра. И в том же 44 году Агриппа внезапно умер на пиру. Очевидно, был отравлен, а там – кто его знает.

Как бы то ни было, тело убитого Иакова уложили в лодку и пустили в открытое море. Поступили так якобы по причине, что в молодости он  зарабатывал на жизнь рыбной ловлей… Хотя и это обстоятельство никак не объясняет данную форму «захоронения» казнённого.

А дальше и начинаются посмертные чудеса.

Почти восемь веков носило лодку невесть где по волнам. Пока в 813 году испанскому монаху-отшельнику Пелайо некая путеводная звезда не указала путь к устью местной речушки Улья. Здесь оказалась прибитая океаном к берегу лодка, в которой обнаружился ковчег с нетленными мощами апостола-мученика Иакова. В 896 году король испанский Альфонс III повелел на том месте построить церковь, в которую и поместили раку с мощами. Сама же местность стала называться Компостела, что значит «Место, указанное звездой».

Следует напомнить то обстоятельство, что к указанному времени почти всей Испанией уже около века владели арабы-мусульмане. А тут вдруг – такой знак небес! Вполне понятно, что святой мученик Иаков стал небесным покровителем не только Испании, но и Реконкисты, то есть освободительной борьбы испанских христиан, а в их лице и всего христианского мира, против иноверцев-захватчиков.

А потом случился ещё знаменитый сон императора франков и всей Западной Европы Карла Великого! Ему привиделся звёздный Млечный путь, который пролёг из земли франков в земли иберийские, и Голос призвал Карла освободить Пиренейский полуостров от нечестивых мавров. Подобный знак небес христианский император проигнорировать не мог, собрал войско и отправился в священный поход. Весь полуостров освободить Карлу не удалось, в первую очередь из-за предательства обещавших поддержку исламских союзников, однако часть земель вернулась в лоно христианского мира. К слову, именно при возвращении из похода от рук напавших из засады басков погиб сподвижник Карла Великого Роланд, воспетый в знаменитом средневековом эпосе.

В результате этого похода и открылся для христиан  путь к святыне – церквушке над мощами святого Иакова.

Первым паломником на Пути святого Иакова стал епископ Годескальк (Готшальк) из французского городка Ле Пюи, отправившийся в путешествие в 950 году. Ну а потом постепенно желавших приложиться к раке становилось всё больше. В разное время паломничество в испанский Сантьяго совершило множество известных в истории людей: король Англии Эдуард I, король Иерусалима Жан де Бриенн, и вплоть до наших современников – Папа Римский Иоанн Павел II и писатель с мировым именем Пауло Коэльо.

Папа Римский Каликст II в 1123 году объявил полное отпущение грехов каждому, кто совершит паломничество в испанский городок Сантьяго-де-Компостела. А ещё через полвека специально для защиты паломников от нападения разбойников создали рыцарский Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Отличительным знаком ордена стал красный крест, нижний конец которого представляет собой клинок меча.

Как уже говорилось, до знакомства с Христом Иаков был рыбаком. Наверное, поэтому символом паломничества к его усыпальнице стало изображение ракушки-гребешка. Да и на иконах святого нередко изображают с этим морским символом. На гербах многих рыцарских родов Западной Европы также встречаются изображения раковин. Вывод следует однозначный: паломничество к мощам святого Иакова приравнивалось к подвигу, коль знак о этом путешествии становился предметом рыцарской гордости. Девизом к одному из таких изображений стала фраза «Её красота нисходит с небес».

Ну, красота, быть может, и с небес снисходит, а вот алчность людская обосновалась на земле.

Торговый люд быстро сориентировался, что на чувствах верующих можно неплохо зарабатывать! Впрочем, с другой стороны, не станем фарисействовать: если бы не находилось среди человеков оборотистых людей, то и святым паломникам пришлось бы в пути куда труднее, разве не так?

Как бы то ни было, а только по основным дорогам Европы, которые вели в самый крайний левый верхний уголок Пиренейского полуострова, стала образовываться целая индустрия, так сказать, материального обеспечения паломничества. На расстоянии дневного перехода одна от другой возводились гостиницы и ночлежки (для людей разного достатка), всевозможные харчевни, лавки с товарами для путников, сторожевые посты рыцарей ордена… И всюду на этих строениях красовалась раковина – знак Святого Иакова.

С тех пор святой Иаков считается небесным покровителем всех путников.

Правда, к описываемому периоду истории популярность Пути святого Иакова заметно поубавилась. Причин тому несколько. В период, который мы называем Средневековьем, Европу несколько раз опустошали страшные эпидемии. В частности, в 1352 году от чёрной чумы умерло примерно 25 миллионов человек, то есть треть населения Европы. И распространению этой заразы в немалой степени способствовали вереницы паломников. Опять же, церковная Реформация внесла сумятицу в умы верующих, заставила пересмотреть ещё вчера казавшиеся нерушимыми догмы, отказаться от недавних кумиров. Опять же, войны не способствовали безопасности передвижения по дорогам Европы, хотя, по большому счёту, к паломникам все враждующие стороны относились с пониманием и уважением… Да только война ведь такая штука – и уважаемый человек нередко становится её жертвой.

…Анфиноген смотрел на уходящую во тьму дорогу теперь уже совсем другими глазами.

- Знаешь, Михась, – признался он другу. – Я ведь иной раз в пути смотрю на дорогу, и думаю: а куда-то ж она ведёт! Имею в виду не просто следующее село или город, а куда-то далеко, за горизонт. Не бывает же такого, чтобы не имелось у дороги конечного пункта. Зачем-то ж его, путь этот проложили!.. И как много ещё дорог, которые куда-то ведут, а куда – мы не знаем. И не узнаем никогда.

- А хотелось бы узнать? – с любопытством спросил Михась.

Для него стало откровением, что друг может поддаваться таким отвлечённым раздумьям.

- Хотелось бы, – не стал отнекиваться Кривоустов. – Только понимаю же, что все дороги не познаешь, все пути не обойдёшь. И в одну голову все знания обо всех путях не вместишь…

- Интересно ты рассуждаешь… – отозвался Михась. – Только я думаю иначе. Любая дорога не имеет конца. У неё нет конечного пункта, в который она ведёт, чтобы там завершиться. Дальше будет следующий населённый пункт, в который тоже проложена дорога. И так – до бесконечности.

- А если море впереди? И дорога до воды только ведёт?

Впрочем, ещё не успев завершить свой вопрос, Анфиноген уже сообразил, что ответит ему приятель.

- А дальше морской путь, – именно так и ответил Михась. – Только по воде не видно, куда он ведёт…

Они ещё постояли молча, глядя в окончательно окутавшую округу непроглядную осеннюю мглу. Дорога, о которой друзья говорили, вблизи крепостной стены едва заметно проглядывала чуть более светлым оттенком мглы, но скоро терялась, сливалась с окружающей непроглядностью.

Только далеко впереди неровно колебалось пятнышко света. Там располагался выносной пост охраны города. Пикет контролировал крошечный участок пути между городами Краков и Сандомир. А можно сказать и иначе – пути, протянувшемуся на тот момент от  Атлантического океана до Томска.

А если уж совсем глобально, то из бесконечности в бесконечность.