Из истории российской благотворительности
НАГРАДА ЗА БЛАГИЕ ДЕЛА
Николай СТАРОДЫМОВ
То для России была тяжкая пора. Впрочем, во всей истории нашего любезного Отечества чрезвычайно трудно отыскать период, который можно было бы назвать спокойным и простым. Как пошутил еще 200 лет назад легендарный гусар-генерал Яков Кульнев, «Матушка-Россия тем хороша, что все-таки в каком-нибудь углу ее, да дерутся».
Но на некоторые эпохи выпадали особые испытания. Это в полной мере можно отнести ко второй четверти XIX века. Она открылась восстанием декабристов и воцарением Николая I, которого народ окрестил Палкиным, прошла через турецкую и персидские войны, озарилась зеленым пламенем восстания Шамиля, ознаменовалась позором Венгерского похода (проведенного в интересах австрийского императора, стоившего русской казне 47,5 млн. рублей и унесшего жизни 12 тыс. русских солдат) и завершилась Крымским крахом. Но было и другое: только за 15 лет, с 1837 по 1853 гг. в стране было построено 1,5 тыс. верст железных дорог (правда, это было в 15 раз меньше, чем в Англии), значительно были раздвинуты границы России, государственный бюджет стал бездефицитным…
О самом Николае Федор Тютчев написал такую эпиграмму:
Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей!
Убийственная эпиграмма, особенно если учесть, что поэт был убежденным монархистом!
Николай I такого заслуживал. Еще как-то можно понять и даже оправдать его репрессии в отношение людей, причастных к декабрьскому восстанию – в конце концов, он являлся главой государства и обязан был принимать меры по обеспечению порядка во вверенном ему провидением государстве. Однако вся эпоха его царствования знаменовалась мощнейшим всплеском карательной политики.
Вот лишь некоторые примеры, подтверждающие этот тезис. 3 июля 1826 года было создано печально известное Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, ставшее своего рода символом военно-полицейского государства. Не прошло и года, как был сформирован жандармский корпус, превратившийся в репрессивный орган Третьего отделения. Если при Александре I в Сибирь ежегодно ссылалось 2-3 тыс. арестантов, то при его преемнике – от 10 до 20 тысяч ежегодно. Крепостнический гнет настолько усилился, что даже в условиях тотальных репрессий происходили постоянные крестьянские восстания и бунты – исследователь того периода А. Корнилов подсчитал, что за период царствования Николая произошло не менее 556 волнений, которые охватывали целые села и волости.
И вдруг – именно этот царь учреждает знак за благотворительность. Парадокс?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассказать о человеке, который заслуживает со стороны россиян самой благодарной памяти, хотя он, этот человек, приехал в Россию едва умея сказать по-русски несколько слов. Речь идет о Софии Доротее Августе Луизе, принцессе Вюртембергской, в православии Марии Федоровне, супруге непутевого и несчастного императора Павла, матери Александра и Николая Павловичей. Созданная ею система благотворительных учреждений стала самой обширной и развитой в стране и получила название Мариинской. О судьбе и деяниях этой женщине следует рассказать чуть подробнее.
История Павла I освещена достаточно широко и в то же время довольно однобоко. После убийства отца (во всяком случае, формального), императора Петра III, по закону наследовать престол должен был именно Павел. Однако Екатерина уступать его не собиралась. Многоопытная интриганка, Екатерина делала все, чтобы не допустить сына к власти, готовясь завещать престол любимому внуку Александру. Между тем, дворцовая оппозиция ставку делала именно на Павла. Таким образом, мать и сын стали непримиримыми врагами.
Чтобы отвлечь сына от борьбы за престол, Екатерина женила его на принцессе Гессен-Дармштадтской Вильгельмине Луизе, в крещении Наталье Алексеевне. Задумка удалась: столь нуждавшийся в женской любви Павел искренне влюбился в жену. Однако тут судьба нанесла ему подряд два жесточайших удара. Во время родов его жена умерла. Второй удар ему нанесла матушка: она показала любовные письма, которые писала покойница другу наследника, Андрею Разумовскому.
Вот тут-то на сцене появляется наша героиня, которую также приглашают в жены Павлу из крохотного германского княжества. Мария Федоровна, судя по всему, относилась к своему мужу с искренней симпатией или, по меньшей мере, с сочувствием. Но только Павел больше никому не верит – разве что гатчинскому другу Аракчееву.
Мария Федоровна родила мужу десять детей. Екатерина забрала их всех к себе и воспитывала сама. В отместку Павел обзавелся любовницей (сначала это была Екатерина Нелидова, а потом красавица Анна Лопухина), а на роль наследника престола пригласил племянника жены Евгения Вюртембергского. Так и получилось, что дети, во всяком случае сыновья, ненавидя отца, с сочувствием и уважением относились к матери.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел I был убит заговорщиками. Последовали две исторические фразы. Организатор заговора граф Пален сказал перепуганному убийством отца Александру: «Довольно быть мальчишкой! Извольте царствовать!». Новоиспеченный император ответил: «Теперь все будет как при бабушке Екатерине». В истории России начиналась новая эпоха. Марии Федоровне теперь уготована была роль вдовствующей императрицы. И она, добросердечная и отзывчивая, полностью отдала себя благотворительности.
Надо отметить, что одним из первых указов, подписанных Павлом при вступлении на престол и датированный 12 ноября 1796 года, все богоугодные учреждения России передавались под патронат супруги. Этим была заложена традиция, сохранявшаяся до самой революции 1917 года – благотворительные структуры страны находились под покровительством и заботой супруги царя-батюшки. Именовалась она Ведомством учреждений императрицы Марии.
Вот лишь несколько примеров того, сколько добрых дел было совершено этой забытой неблагодарными потомками женщиной для простых людей. Ежегодно из личных средств Мария Федоровна жертвовала на нужды Воспитательного общества 15 тыс. рублей и лично руководила реорганизацией его. Более того, она поставила дело так, что воспитательные дома получили надежное экономическое положение. 27 мая 1797 года она на собственные средства открыла Сиротское училище – впоследствии Мариинский институт.
По инициативе и на средства Марии Федоровны в Москве был открыт Екатерининский институт, в содержании которого принимали участие представительницы таких известных родов, как Нарышкины, Шереметевы и другие. Она же открыла училище для глухонемых детей и внесла на его нужды 156 тыс. рублей. 22 июля 1802 года, в день тезоименитства Марии Федоровны, в Москве была открыта бесплатная, так называемая Голицынская больница для бедных. Не будет преувеличением сказать, что именно этой женщине принадлежит заслуга в создании в нашем Отечестве системы женского педагогического образования… Этот список можно продолжать.
Большую заботу проявляла Мария Федоровна и о людях военных. После каждой победы русских войск над наполеоновскими армиями для оказания помощи инвалидам она передавала до 10 тыс. рублей. В 1820 году вдовствующая императрица приступила к созданию гарнизонных училищ для дочерей офицеров.
Следует подчеркнуть, что созданная Марией Федоровной система благотворительных учреждений оказалась столь устойчивой, что просуществовала вплоть до 1917 года. К моменту ее кончины только оборотные средства на счетах воспитательных домов достигали 354 млн. рублей. Число входивших в эту структуру учреждений возросло с 365 в 1855 году до 500 в 1900-м.
…Марии Федоровны не стало в 1828 году. Ее популярность в стране была столь велика, что Николай I решил увековечить память о матери, учредив знак ее имени.
К записи "МАРИИНСКИЙ ЗНАК" пока нет комментариев