КУСОЧЕК ФРАНЦИИ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ

Так уж устроен человек, что ему необходимо пребывать в среде – культурной, моральной, идеологической – своих единомышленников. Даже сегодня для абсолютного большинства населения Земли такой средой является религия. А уж если взять стародавние времена, принадлежность каждого человека к Вере являлась само собой разумеющимся фактом.

Если человек рождался и воспитывался в традиционной для данной местности системе воззрений, тут вопросов не возникало: православный по проторённой предками дорожке шёл в церковь, католик в костёл, а мусульманин в мечеть… Ну а кто-то – в священную Рощу или к не менее священному тополю…

Однако же человек – существо непоседливое, нередко отправлялся в путь в чужеземные дали.

И вот тут зачастую возникали проблемы с духовным окормлением. Путешественник нуждался в молельном доме! Который из которых – оговоримся – нередко параллельно являлся своеобразным клубом, местом общения земляков на чужбине.

По-моему, это очевидные вещи. Оговорив которые, можно переходить к теме публикации.

Первые французы в Москве появились, насколько я понимаю, на излёте XVI столетия, когда на просторах Галлии католики одержали верх над гугенотами. Во всяком случае, знаменитый капитан Жак Маржерет прибыл по приглашению дьяка Афанасия Власьева именно тогда. В период Смутного времени французские авантюристы в поисках поживы приезжали в Россию целыми подразделениями…

После того, как на русскую землю пришло послесмутное относительное (именно относительное) успокоение, по мере того, как страна начала богатеть, активизировались и международные торговые связи. Обосновавшая на Кокуе при Иване Грозном Немецкая слобода, в которой оседали представители едва не всех европейских государств, постепенно разрасталась…

На её территории для духовного окормления иноверцев вполне естественно функционировал католический храм святых апостолов Петра и Павла – не слишком вместительный, следует подчеркнуть. К тому же проповеди в нём читали на немецком и польском языках…

В связи с этим посланник короля Людовика XIII (того самого, из «Трёх мушкетёров») в 1627 году обратился к московским властям с просьбой разрешить построить чисто французский храм. Однако такое разрешение дала только Екатерина Великая после 1786 года.

И вот 30 марта 1791 года состоялось освящение храма – сегодня он носит имя Святого Людовика Французского (имеется в виду Людовик IX – думаю, не все наши соотечественники знают о том, кто из порфирородных носителей этого имени канонизирован). Поначалу храм построили деревянным, и только в ходе восстановления Москвы после наполеоновского нашествия по проекту архитектора Доменико Жилярди возвели в камне, в том виде, как мы его сегодня видим на Малой Лубянке.

Аббата для службы в новорождённом храме прислали непосредственно из Франции.

Несколько раз в название храма вносились изменения – по политическим мотивам. Скажем, после казни Людовика XVI из его убрали слово «французский». Но это – к слову, просто как штрих к характеристике эпохи.

К сказанному следует добавить, что немалая часть французской диаспоры – а она на начало XIX столетия насчитывала в Москве примерно три тысячи человек – обосновалась в районе Кузнецкого моста, совсем неподалёку. Они занимались торговлей, в первую очередь модными предметами роскоши, желающих обучали фехтованию, открыли фабрику по производству часов… Даже масонскую ложу организовали под соответствующим названием – «Собрание иностранцев».

Особый период в судьбе храма – это нашествие Наполеона. Надо же, чтобы так получилось: сложенный из брёвен французский храм во время французского нашествия в результате великого пожара, уничтожившего пол-Москвы, не пострадал ни в малейшей степени.

На тот момент аббатом в храме служил мсьё Адриен Сюррег (Сюррюг). Вполне понятно, что сам кюре и его прихожане в той ситуации боялись за свою жизнь, однако ничего – обошлось: на долю французов, которые ушли с отступавшими остатками «Великой армии», страданий и лишений выпало куда больше, чем тем, кто остался на пожарище.

Обращает на себя внимание тот факт, что пришедшие с Наполеоном солдаты очень редко посещали церковь – это не я придумал, это факт из воспоминаний самих же французов. В большинстве своём это были люди, воспитанные 1789 годом, слишком набожных среди них отыскалось бы не так много…

…Как писал в своих воспоминаниях губернатор Москвы Фёдор Ростопчин, после изгнания Наполеона вполне реально стоял вопрос, следует ли вообще восстанавливать Первопрестольную. А когда началась великая стройка по её возрождению, в ней приняли участие и оставшиеся французы. Скинулись между собой, взяли беспроцентный кредит в царской казне – и построили каменный храм; строительство завершилось в 1830 году, а освящение состоялось в 1849-м.

До Революции при храме действовали приют и несколько учебных заведений.

В советские времена в период активного богоборчества храм подвергся разорению… Однако не закрылся, и продолжал существования даже в самые агрессивно-атеистические времена.

Ну а сейчас храм выполняет свои функции вполне успешно.

В нём проходят службы на русском, французском, литовском, английском, итальянском и даже вьетнамском языках. Кроме того, к храму примыкает Французский лицей им. Александра Дюма.

…Ну и в завершение.

В центре Парижа, совсем неподалёку от Эйфелевой башни, расположен храм Русской православной церкви. Так что взаимная вежливость в этом отношении соблюдена…

.

Священная Роща: http://starodymov.ru/?p=10114

Священное дерево: http://starodymov.ru/?p=3787

Жак Маржерет: http://starodymov.ru/?p=3692

Французские авантюристы под Старой Ладогой: http://starodymov.ru/?p=36438

Немецкая слобода: http://starodymov.ru/?p=25589

Доменико Жилярди: http://starodymov.ru/?p=125

Людовик XVI: http://starodymov.ru/?p=206

Московские французы во время нашествия Наполеона: http://starodymov.ru/?p=24092

Воспоминания Фёдора Ростопчина: http://starodymov.ru/?p=25582

Великая французская революция 1789 года: http://starodymov.ru/?p=21922

Православный храм в центре Парижа: http://starodymov.ru/?p=29259