РУССКИЙ СЛЕД В ТОПОНИМИКЕ ПАРИЖА
Особо хотелось бы поговорить о, так сказать, русском следе в топонимике Парижа. А он не только присутствует, но и иной раз порождает недоумение.
О мосте Александра III и о плавучем бистро его же имени я уже рассказывал (см.: http://starodymov.ru/?p=29223 ). И напомню мимоходом общеизвестный факт – само по себе французское слово «бистро», которое мы сегодня переняли и успешно внедряем в отечественном торговом обиходе, происходит от нашего «быстро»…
Я уже писал, что благодаря уникальной структуре русского словосложения наш язык великолепно абсорбирует и приспосабливает к своим нуждам любое иностранное слово (см.: http://starodymov.ru/?p=26955 ). Это и благо наше, и беда… Мы можем без проблем русифицировать абсолютно любое слово (даже породить уродца «окейно», даже дружелюбное «шер ами» преобразовать в «шаромыжник») – это здорово, конечно; однако ж безжалостно вытесняет иностранщина слова родные, те, что остались разве что в великой книжке Владимира Даля (см.: http://starodymov.ru/?p=9527 )…
Так и получается, что наш язык всё пополняется и пополняется кое-как русифицированным лингвистическим импортом, в то время, как в языках зарубежных наших слов если и наберётся – раз-два, да обчёлся! Так что офранцузившееся «бистро» – хоть оно радует, право слово, радует!
Ну а теперь, оттолкнувшись от упомянутых выше объектов, отправимся по Парижу дальше.
…А вот – факт, о котором я понятия не имел! В квартале от Эйфелевой башни (см.: http://starodymov.ru/?p=29215 ), на набережной Сены я случайно набрёл на православный Свято-Троицкий собор. Здесь даже расписание служб на двери дублируется на русском языке. Правда, попасть в собор не удалось: вход в него как-то хитро организован… Ткнулся в запертые двери, да и успокоился на том – не настолько я набожен, чтобы стремиться преодолевать препоны на пути в запертую церковь. При всём моём искреннем и глубоким уважением к храмам, я не уверен, что в общении человека и Бога необходимы посредники (см.: http://starodymov.ru/?p=26078 ) – и уж тем паче, запершиеся в храме изнутри…
Рядом с собором расположена небольшая Франко-русская улочка – правда, кривая какая-то, нетипичная для Парижа, и к тому же очень коротенькая. Ну да ладно – хорошо, что хоть в центре.
А вот ещё один непонятный мне факт. При работе по подготовке данной публикации я немного пошарил в интернете, разыскивая примеры для затронутой темы. И в одном посте нашёл упоминание, что в Париже имеется улица Петра Великого – в память о русском монархе, первом в истории посетившем столицу Франции (см.: http://starodymov.ru/?p=24412 ), и нянчившем на руках будущего короля Людовика XV. Однако на карте рю или авеню с таким названием отыскать не удалось; не помогла и система поиска. И не знаешь, на что пенять: я ли не смог найти, или автор увиденной публикации ошибся…
Зато вполне реальными оказались несколько названий, посвящённых участию Франции в коалиционной агрессии против России в середине XIX столетия. Речь идёт о крупномасштабном нашествии Европы на нашу Родину, которое мы суживаем в названии до Крымской войны (см.: http://starodymov.ru/?p=15733 ).
Как напоминание о событиях полуторавековой давности, в Париже есть Севастопольский бульвар (см.: http://starodymov.ru/?p=21548 ), район Малахов (его тут называют на французский манер, Малаков, с ударением на последнем слоге; см.: http://starodymov.ru/?p=17884 ), улица Трактир (по названию моста через крымскую речку Чёрную: http://starodymov.ru/?p=209 ), мост Альма… (И вполне понятно, что нет здесь улицы, названной в честь далёкого Петропавловска-Камчатского: http://starodymov.ru/?p=14757 ).
Зато есть здесь улица Одессы, с расположенным на ней же отелем – о происхождении этого названия имеется несколько разных версий. Ну, что касается Одессы, наличие её имени на карте Парижа, на мой взгляд, вполне, закономерно. Мы ведь знаем о том, какую роль в строительстве и развитии черноморского города сыграли французы дюк Эммануил де Ришельё (дальний родственник воспетого Дюма великого кардинала: http://starodymov.ru/?p=21749 ), а также Александр Лонжерон (см.: http://starodymov.ru/?p=28543 ). Так что бомбардировка Одессы французскими кораблями во время Крымской войны, и уж подавно высадка оккупационного корпуса в 1918-м, скорее всего, не имеют отношения к названию. Французский след в Одессе просто не мог не отразиться на топонимике Парижа.
Упомянутый выше генерал-губернатор Одессы герцог Ришельё (у нас, впрочем, его фамилию чаще произносят как Ришелье), немало сделал для черноморского города. После реставрации в Париже Бурбонов он вернулся в родную Францию, где занял высокий пост в правительстве Людовика XVIII. А памятник в Одессе ему поставили на собранные жителями добровольные пожертвования… Ну как тут не появиться в Париже улицы Одессы – к слову, расположена она возле всемирно известной «высотки», башни Монпарнас. Что же касается Крымской войны, то при бомбардировке Одессы англо-французской эскадрой памятник получил повреждение…
Вот не могу удержаться, чтобы не высказаться вот по какому поводу. На протяжении века французские войска трижды приходили на нашу землю. В первый раз их гнали до самого Парижа (см.: http://starodymov.ru/?p=3841 ), во второй – они в составе объединённых сил всей Европы с трудом отбили у нас Севастополь, который, впрочем, тут же и оставили, понимая, что не удержать им крымский город (см.: http://starodymov.ru/?p=347 ), а в третий сумели ретироваться исключительно за счёт того, что предали доверившегося им адмирала Александра Колчака (см.: http://starodymov.ru/?p=28313 ).
Спрашивается: и чего ради французская кровь поливала русские земли?.. Вновь и вновь приходится возвращаться всё к тем же геополитическим интересам… Ну и к амбициям политиков, чего уж там, в частности, Наполеонов – что амбициозного Первого, что завистливого Третьего…
Впрочем, чего уж прошлое ворошить!.. Вернёмся в день нынешний!
Итак, имена каких российских деятелей культуры и искусства носят улицы и площади Парижа? К слову, всё тот же интернет информирует, что всего в столице Франции 5,5 тысяч топонимических объектов, из которых более полусотни связаны с нашей Родиной – понятно, что в широком толковании этого слова. Проверять не стану – поверим-с…
Имя Игоря Стравинского тут носит фонтан, льющий воду неподалёку от Севастопольского бульвара.
…А вообще, друзья мои, взялся я сейчас за неподъёмную для себя, как выяснилось, тему. В самом деле, пробыв в Париже всего-то чуть больше полусотни часов, да с перерывами на сон, что я мог увидеть?..
Потому просто доверчиво перечислю несколько названий, заимствованных с нескольких сайтов, по которым прошёлся в интернете – перечислю, не убедившись лично в их наличии.
Итак, на карте Парижа, по утверждению путешественников, имевших больше возможности для изучения города, можно встретить следующие названия: Санкт-Петербург (с уточнением: «бывший Ленинград»), Нева, Кронштадт, Волга, Петергоф, Сталинград, Лев Толстой, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков (как я понял, имеется в виду композитор, а не флотоводец), Шагал, Прокофьев…
Правда, как я уже немного вспоминал, довольно широко представлены в топонимике Парижа и другие страны. На мой взгляд, добрая традиция. И вряд ли кто станет с этим утверждением спорить…
Ну и ещё один факт, который, понимаю, в общем-то, не слишком сюда вписывается, да чего уж там!.. Я был ещё мальчишкой, когда в Житомире открыли памятник Ярославу Домбровскому – генералу Парижской коммуны. Памятник горожанам не очень понравился: тонкий гранитный круглый постамент, а на него водружён плечевой бюст мужчины в кепи. «Словно его в ствол пушки засунули, только голова осталась снаружи», – язвили житомиряне. И последовало разъяснение, что памятник, мол, оплатили французы, и что выполнен он в парижской традиции. Ну что ж, разъяснение всех удовлетворило. А сегодня памятник смотрится уже как неотъемлемая часть города.
Так вот, в Париже я не увидел ни единого произведения монументального творения, выполненного в той манере.
Но это – просто так, реплика… Тем более, что на карте Парижа ни имени Домбровского, ни уж подавно Житомира я не нашёл. А Житомир участием и достижениями своего земляка в Парижской коммуне гордился, даже улицу в его честь назвали: http://starodymov.ru/?p=2864 .
Спасибо, Николай! Очень интересно! Добавлю, что одна из консерваторий Парижа носит имя Сергея Рахманинова.
О как!.. Не знал, спасибо!